Процессуальный порядок рассмотрения дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Одним из видов судопроизводства в гражданском процессе является производство по делам, возникающих из публичных (административных) правоотношений.
К производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, относятся дела по заявлениям:
- граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено ФЗ к компетенции иных судов;

Содержание

Вопрос 1. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений……………………………………………………3
Вопрос 2. Оспаривание решений третейского суда…………………………..8
Вопрос 3. Исполнение решений третейского суда……………………………14
Список использованной литературы………………………………………….18
Задачи …………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Процессуальный порядок рассмотрения дел.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


Дисциплина: Гражданско – процессуальное право

 

КОНТРОЛЬНАЯ    РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Вопрос 1. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений……………………………………………………3

Вопрос 2. Оспаривание решений третейского суда…………………………..8

Вопрос 3. Исполнение решений третейского суда……………………………14

Список использованной литературы………………………………………….18

Задачи …………………………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений.

 

 

Одним из видов судопроизводства в гражданском процессе является производство по делам, возникающих из публичных (административных) правоотношений.

К производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, относятся дела по заявлениям:

- граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено ФЗ к компетенции  иных судов;

- об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,  государственных и муниципальных служащих;

- о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

- возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда (ст. 245 ГПК).

Перечень рассматриваемых судом дел, возникающих из публично-правовых отношений, не является исчерпывающим и может быть дополнен ФЗ.

Необходимость самостоятельного  существования этого вида судопроизводства предоставляется особенностями конституционных и административных правоотношений, выступающих в качестве предмета разбирательтства,1  которые не могут не учитываться в процессуальном порядке их рассмотрения и разрешения.

_______________________________________________________________

1.     Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Гражданский процесс: Учебник для вузов. – 3-е изд, пересмотр. М.: Норма, 2009, с. 479

 

 

 

Многие процессуалисты справедливо обращают внимание на два обстоятельства:

1)                неравноправное положение участников в регулятивных (конституционных, административных) правоотношениях, поскольку в них выступает,  с одной стороны, орган государства или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой – гражданин, не имеющий таких полномочий;

2) специфическую функцию суда при рассмотрении этих дел, состоящую не в разрешении спора, как в исковых делах,  а в осуществлении судебного контроля над  законностью действий органов управления по отношению к гражданам и в отдельных  случаях к организациям.1

При производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений помимо общих правил искового производства учитывается действие специальных норм (ч. 1 ст. 246 ГПК).

Порядок рассмотрения и разрешения всех дел, возникающих из публичных правоотношений, характеризуют специфические по сравнению с исковым порядком правила, отражающие повышенную активность суда и прокурора в процессе.

Само название правоотношений, являющихся предметом судебной деятельности в этом виде судопроизводства, подчеркивает такую их особенность, как публично-правовой характер, которому присуща императивность и властность и выразителем которых являются государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и должностные лица. Субъекты публичных правоотношений равны как участники процесса, но не равны в материальн0-правовых отношениях.

______________________________

1.        Гражданский процесс: Учебник. – 2-е изд., перераб.  и доп. / под ред. М.К. Треушникова , с.448

Производство по делам, возникающих из публично-правовых отношений – это специфическое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли  суда по рассмотрению  спора между  неравными в материально-правовом плане субъектами.

Дела, возникающие из публично-правовых отношений, рассматриваются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел этой категории может быть предусмотрено ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 146 ГПК при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публично - правовых отношений, не применяются правила  о заочном производстве, установленные  в главе 22 ГПК.

При  рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публично-правовых отношений, суд не связан основаниями  и доводами заявленных требований. Это дает право суду выйти за пределы заявленных требований и, например, в случае предъявления заявления об оспаривании нормативно правового акта в части проверить законность всего акта.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публично-правовых отношений, суд может  признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки  указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 1000 рублей.1

  Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публично-правовых отношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или

__________________________

1 Гражданско-процессуальное право России : учебник для студенктов, под. Ред. Л.В. Тумановой, П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011, стр. 273

к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Если при подаче заявления суд будет установлено, что имеет место  спор о праве, подведомственной суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК. Если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.

Согласно ст. 248 ГПК судья отказывается в принятии заявления или прекращает производство по делу, если  имеется решение суда, принятое по заявлению  о том же предмете и  вступившее в законную силу. Производство по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ может быть прекращено по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Если решения, действия (бездействие) должностного лица признаны законными или отсутствуют основания для признания нормативного правого акта (или его части)  недействующим, любое другое лицо, полагающее, что его права нарушены этими решениями, действиями (бездействием), не вправе обращаться в суд, оспаривая эти же решения, действия (бездействие).

Это относится и к оспариванию нормативных правовых актов. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием  для принятия нормативного правового акта, его законности или законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается   на орган, принявший нормативный правовой акт или соответственно органы и  лиц, принявших оспариваемое решение или совершивших оспариваемое действие (бездействие).

Заявитель  лишь указывает нормативный правовой акт или решение, действие (бездействие), которые, по его мнению, противоречат  другому нормативному правовому акту большей юридической силы либо нарушают его права и свободы.

Суду предоставлено право по собственной инициативе истребовать доказательства при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих их публично-правовых отношений. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении истребуемых доказательств, могут быть подвергнуты судом штрафу в размере до 1000 рублей.

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публично-правовых правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования  и по тем же  основаниям.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________

1 Гражданско-процессуальное право России : учебник для студенктов, под. Ред. Л.В. Тумановой, П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011, стр. 274

 

 

Вопрос 2. Оспаривание решений третейского суда.

 

Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Цель третейского разрешения дел - урегулирование возникающих правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств.

Если в третейском   соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решение третейского суда.

Возможность оспаривать решения третейского суда является новеллой Закона о третейских судах 2002 года.

Компетентный суд – это арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным  арбитражным судам, либо районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции. Конкретно  он определяется  в зависимости от рассматриваемого спора.

Порядок оспаривания решения третейского суда в компетентном суде, рассмотрения компетентным судом заявления об отмене решения третейского суда и принятия решения (определения) об отмене удовлетворении или отказе  в удовлетворении заявления определяется гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством РФ.

Производство по делам об оспаривании решений третейских судов в судах общей юрисдикции регулируется главой 46 ГПК РФ, в арбитражных судах – параграфом 1  главы 30 АПК РФ.

1.                  Производство по делам об  оспаривании решений третейского судов в судах общей юрисдикции. Решение третейского суда, принятое на территории РФ, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи  в суд  заявления об отмене решения третейского суда в соответствии со ст. 49 ГПК.

Заявление подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором РФ, ФЗ.

Форма и содержание заявления об отмене решения третейского суда указаны в ст. 419 ГПК РФ.

Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей  единолично в срок, не превышающий месяца со дня поступления заявления в районный суд, по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства судья может истребовать из третейского  суда материалы дела, решение по которому оспаривается. Стороны третейского разбирательства извещаются районным судом о времени и месте судебного разбирательства. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела.

При рассмотрении дела районный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных в ст. 42  ГПК РФ, путем исследования представленных требований и возражений.

По результатам рассмотрения дела суд выносит определение об отмене решения третейского суда или об отказе в отмене решения третейского суда.

Отмена решения третейского суда не препятствует сторонам третейского разбирательства повторно обратиться в третейский суд, если возможность обращения в третейский суд не утрачена, или в суд по правилам, предусмотренных ГПК.

В случае если решение третейского суда отменено судом полностью или в части вследствие недействительности третейского  соглашения либо решение было принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, либо не подпадает под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением, стороны третейского разбирательства могут обратиться за разрешением такого спора в суд по общим правилам, предусмотренным ГПК.

Определение суда об отмене решения третейского суда или об отказе в отмене может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и сроки, которые установлены ГПК.

Информация о работе Процессуальный порядок рассмотрения дел