Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 17:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового положения и роли суда в гражданском судопроизводстве.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Изучить исторический этап развития и становления суда в гражданском процессе.
Рассмотреть международный опыт развития суда за рубежом.
Изучить вопросы подсудности и подведомственности.
Введение 3
1 Суд как участник гражданского процесса: от истории до современного состояния
7
1.1 Исторические этапы роли суда в российском гражданском процессе 7
1.2 Принципы осуществления правосудия в зарубежных странах 13
2 Судебная деятельность: анализ законодательства и практики 19
2.1 Вопросы подведомственности и подсудности гражданских дел 19
2.2 Правовая активность суда на всех стадиях гражданского процесса 28
3 Коллизионные вопросы деятельности суда в гражданском процессе в настоящее время
37
3.1 Проблемы осуществления правосудия по гражданским делам 37
3.2 Пути преодоления проблем и совершенствование законодательства о значимости суда в гражданском процессе
42
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение
Таким
образом, современный процесс
3 Коллизионные вопросы деятельности суда в гражданском процессе в настоящее время
3.1 Проблемы осуществления правосудия по гражданским делам
Проблема
обеспечения доступа к
В статье 18 Конституции РФ46 указывается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом отмечается, что правосудие необходимо постольку, поскольку оно способно обеспечить беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина. В актах правосудия должно находить выражение не только формальное содержание законов и иных нормативных актов, но и их применение, сопряженное с пониманием судьями действительного смысла прав человека, в качестве приоритетной ценности, поскольку «когда судебное решение, основанное на законе, не достигает цели защиты нарушенного права, тогда оно не может претендовать на признание состоявшимся актом правосудия». В рассматриваемом аспекте особое значение приобретает проблема доступности правосудия, которое должно осуществляться в интересах реальной защиты прав граждан, а также поиск возможных путей его более полного обеспечения.
В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»47 указывается, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Таким образом, на уровне федерального закона обеспечение доступа доверителей к правосудию объявлено целью адвокатской деятельности. Понимание цели деятельности как категории, характеризующей конечную задачу и «идеальный» результат, обеспечивается различными средствами, в том числе законодательным регулированием статуса адвоката и его отдельных аспектов, вопросами тактики адвокатской деятельности. Роль адвокатской деятельности в свете обеспечения доступа к правосудию Конституционный Суд РФ определил так: «Реализации права на судебную защиту наряду с другими правовыми средствами служит институт судебного представительства, обеспечивающий заинтересованному лицу получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), а в случаях невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве - доступ к правосудию. В отличие от граждан организации по своей правовой природе лишены возможности непосредственно участвовать в судопроизводстве, а потому дела организаций ведут в арбитражном суде их органы в лице руководителей или другие, по их выбору, представители (части 4 и 5 статьи 59, статья 61 АПК Российской Федерации)»48. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать правовую природу доступа к правосудию, основные проблемы, связанные с ним, а также возможные пути их решения.
В.В. Ярков49 называет следующие основные факторы, определяющие доступ к правосудию: продолжительность судебных процессов; удорожание всей «юридической инфраструктуры», включая сферу представительства; изменение экономических условий деятельности адвокатуры и нотариата; усложнение организации судебной системы и правил судебного процесса; неразвитость общественных институтов, обеспечивающих юридическую защиту различных групп населения. Представляется, что среди приведенных факторов наиболее значимым является усложнение организации судебной системы и правил судебного процесса, поскольку иные поименованные факторы связаны с ним. В литературе отмечается, что система отечественного законодательства уделяет на первый взгляд достаточное внимание важнейшим элементам организации правосудной деятельности:
-
конституционно закреплена
-
на законодательном уровне
-
законодатель постоянно
-
федеральным конституционным
-
федеральными конституционными
законами закреплено правовое
положение Конституционного
- рассмотрены в первом чтении проекты законов о судах общей юрисдикции и административных судах;
-
федеральным законодательством
конкретизировано правовое
-
федеральными законами приняты
кодифицированные
-
законодательно установлен
- федеральным законодательством заданы параметры деятельности органов судейского сообщества;
-
подзаконными нормативными
Вместе
с тем в аспекте обеспечения
доступности правосудия содержится
ряд проблем. Главной среди них
(не умаляя сложности и значимости
остальных) является то, что действующая
судебная система перекладывает
решение всех вопросов, связанных
с поиском надлежащего
Решение
задачи обеспечения доступности
правосудия В.Ф. Яковлев связывает,
в частности, с дифференциацией
судебных процедур, в том числе
с упрощенными формами
Наибольшая
часть необходимых на данном этапе
знаний связана с требованиями, предъявляемыми
к форме и содержанию документов,
а также с правилами
Проблема
доступности правосудия тесно связана
с правом на судебную защиту. «Применительно
к отечественной правовой системе
право доступа к суду можно
понимать как составную часть
права на судебную защиту, а именно
как процессуальную составляющую этого
права, связанную с реализацией
права на судебную защиту при обращении
в суд и в ходе судебного
производства»51.
3.2 Пути преодоления проблем и совершенствование законодательства о значимости суда в гражданском процессе
Президиум Совета судей Российской Федерации поручил Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации совместно с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации подготовить предложения по разработке проекта федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2012 - 2016 гг52.
В
новой целевой федеральной
Внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений, должно способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. При этом вполне можно допустить и широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.
Важнейшей остается и проблема борьбы с коррупцией в судейской сфере, что вполне возможно, когда, например, в целях обеспечения прозрачности судебной системы, преодоления конфликта интересов и устранения личной заинтересованности судьи в исходе дела будет в полном объеме реализован принцип «запрета на участие в рассмотрении дел адвоката - супруга, родственника или свойственника судьи».
Повышению
эффективности судебной системы
будет способствовать и повышение
активной роли суда, усиление влияния
на правоприменение. Так, судебная практика
свидетельствует о том, что около
70 процентов исков
Все
так же остается проблемной для судебной
системы необходимость
-
перераспределение нагрузки
-
установление категорий дел,
-
подготовка плана действий по
принятию и осуществлению
В
целях обеспечения прозрачности
судебной системы и предупреждения
ее коррупционности необходим
В условиях финансового кризиса опять же остается не разрешенным до конца полное информационное обеспечение деятельности судебной системы:
-
создание электронного архива, формирование
информационно-
-
реализация проекта
-
введение широкомасштабной
Информация о работе Правовое положение и роль суда в гражданском судопроизводстве