Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 07:57, контрольная работа

Описание работы

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации регламентирует контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 20). Основные виды, формы и методы контрольной деятельности суда достаточно эффективны и разнообразны: они не исчерпываются положениями ст. 20 УПК, хотя и включают их в себя.

Содержание

1. Судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учрежде­ний и органов, исполняющих наказание
4
2. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
8
Задача
16
Список использованных источников
20

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 105.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

1.  Судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учрежде­ний  и органов, исполняющих наказание

4

2. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ

8

Задача

16

Список использованных источников

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 5

 

1.  Судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью учрежде­ний  и органов, исполняющих наказание.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации регламентирует контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 20). Основные виды, формы и методы контрольной деятельности суда достаточно эффективны и разнообразны: они не исчерпываются положениями ст. 20 УПК, хотя и включают их в себя.

Судебный контроль, осуществляемый при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношении, и дел особого производства по правилам гражданского судопроизводства.

При производстве гражданских дел деятельность персонала может являться непосредственно предметом спора сторон по гражданскому делу. К примеру, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения (ч. 4 ст. 98 УПК). Либо, наоборот, при разрешении иска исправительного учреждения, иных юридических или физических лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания (ст. 102 УПК). И в первом, и во втором случаях судом может быть оценена деятельность персонала исправительного учреждения по соблюдению гражданских, трудовых и иных прав осужденных во время отбывания наказания.

Деятельность персонала может быть предметом судебного исследования, оценки и соответствующего реагирования при рассмотрении гражданских дел в порядке особого производства (например, при решении вопроса о признании осужденного ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами), по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Так, при разрешении жалобы осужденного к исправительным работам о наложении штрафа и лишении водительских прав за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии может быть оценена деятельность персонала и администрации организации в осуществлении контроля за поведением осужденного на работе и по месту жительства.

При рассмотрении иска гражданина о возмещении материального ущерба, причиненного ему осужденным, отбывающим наказание, например в исправительной колонии-поселении, суд обязан исследовать и вопросы деятельности персонала по обеспечению режима в местах лишения свободы. Если выявлены существенные упущения, то отреагировать на них частным определением. Деятельность персонала может быть предметом исследования при оценке судом письменных доказательств: справок, решений, приказов, постановлении и других документов, исходящих от учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии со ст. 56 ГПК суд оценивает доказательства но своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Полому признание судом представленных документов в качестве доказательств но делу означает подтверждение их законности, непризнание (кроме случаев относи-мости доказательств к делу: см. ст. 53 ГПК) – дает обратный эффект. В этом случае решение суда, дезавуирующее представленный документ, может повлечь негативную оценку деятельности персонала.

Судебный контроль имеет место и при исполнении наказаний без изоляции осужденных от общества. Согласно ч. 3 ст. 31 УПК при неуплате осужденным штрафа в установленный срок исполнение наказания производится принудительно, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В этом случае исполнение наказания выражается в последовательной схеме принудительных действий судебного пристава-исполнителя по выполнению решения суда, предусмотренной Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 4 нюня 2005 г. Контроль же за действиями судебного исполнителя, как требует этого ст. 349 ГПК, осуществляется судьей, который вправе при возникновении соответствующих обстоятельств приостановить или возобновить исполнительное производство (ст. 361–363 ГПК), прекратить его (ст. 364 ГПК).

Кроме того, на действия судебного исполнителя может быть подана жалоба осужденным. Такая жалоба рассматривается в судебном заседании, в котором вправе принимать участие прокурор и осужденный, подавший жалобу (ст. 428 ГПК). Аналогично по правилам гражданского судопроизводства контролирует суд деятельность судебного пристава-исполнителя и при реализации такого наказания, как конфискация имущества.

Второй вид судебного контроля за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его в свою очередь можно подразделить па два подвида: а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде; б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.

Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о грубом нарушении законности со стороны должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, других участвующих в процессе исполнения наказания субъектов. Это в первую очередь: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), халатность (ст. 293 УК) и другие должностные преступления.

Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Важную роль в контроле за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, играют органы прокуратуры. Согласно ст. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура – это единая федеральная нейтрализованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Почти вся деятельность персонала поднадзорна органам прокуратуры. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью персонала, согласно ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении и иных учреждениях, исполняющих наказание, фактически означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действий администрации исправительного учреждения и других органов, исполняющих наказания. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские нрава и законные интересы осужденных, устанавливающие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные установленными законом порядком и условиями убываниями наказания.

Полномочиями прокурора охватывается вся совокупность прав и обязанностей прокурора, предусмотренных законодательством в сфере прокурорского надзора.

Осуществляя надзор за деятельностью персонала, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Одним из полномочий прокурора по выявлению и предупреждению нарушений законности является проверка деятельности персонала, порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания. Согласно ст. 38 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать исправительные учреждения без специального разрешения. Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 1 ст. 24) существенно расширил данное полномочие, предоставив прокурору право при исполнении служебных обязанностей посещать без специального на то разрешения все учреждения и органы, исполняющие наказания.

Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжений и постановлений персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлений должностных лиц персонала о наложении дисциплинарных взысканий.

Правовые средства прокурорского надзора по устранению нарушений законности, причин и условии, их порождающих, довольно разнообразны и выступают, как правило, в форме актов прокурорского надзора. Они обеспечивают прокурору возможность эффективно и быстро устранять нарушения законности в деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ

Обязательные работы являются одним из основных видов наказания. Они были предусмотрены в России впервые УК РФ, однако стали применяться только с 10 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. №177-ФЗ.

Данный вид наказания назначается на срок от 60 до 240 часов, а несовершеннолетним – от 40 до 160 часов.

Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России.

Поскольку отбывание обязательных работ связано с трудом, это наказание не назначается инвалидам I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Одним из способов достижения адекватного реагирования на совершенное преступление уголовно-правовыми средствами и повышения эффективности воздействия уголовного наказания на осужденных является разнообразие видов уголовного наказания. В связи с этим законодатель ввел новый вид уголовного наказания – обязательные работы (ст. 49 УК РФ). Согласно Федеральному закону от 8 января 1997 г. №2-ФЗ (в редакции от 10 января 2002 г.) положения УИК РФ о наказании в виде обязательных работ вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний[1].

Обязательные работы как вид уголовного наказания выражаются в возложении приговором суда на осужденного обязанности бесплатно выполнять в свободное от работы или учебы время общественно полезные работы. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями[2]. Обязательные работы устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

Несовершеннолетним лицам, осужденным за совершенные преступления, обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов. В ч. 3 ст. 88 УК РФ оговорено, что несовершеннолетние, приговоренные к данному виду наказания, привлекаются к посильным обязательным работам в свободное от учебы и основной работы время. Продолжительность обязательных работ для несовершеннолетних в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а для лиц в возрасте от 15 до 16 лет – трех часов в день.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Средствами достижения целей, стоящих перед наказанием в виде обязательных работ, являются режим отбывания обязательных работ, труд и воспитательная работа. В бесплатном выполнении работ, а также в характере этих работ выражается кара как средство достижения целей исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как с его стороны (индивидуальное предупреждение), так и со стороны иных граждан (общее предупреждение)[3].

Информация о работе Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ