Гражданское и гражданско-процессуальное право в БССР в 20-30-е гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Как мы видим, развитие институтов гражданского права началось еще в средние века, и можно сказать, что основными предпосылками для формирования гражданского и гражданско-процессуального права является именно средневековое право. Конечно, мы можем сказать, что право очень сильно изменилось под влиянием политического и экономического строя государства, также и идеологии, но мы можем проследить непосредственную связь с прошлым и определенные похожие тенденции развития.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Развитие государства и права БССР в 20 – 30 – е годы
6

1.1. Особенности руководства промышленностью БССР
8

1.2. Особенности руководства сельским хозяйством БССР
12

1.3. Коллективизация сельского хозяйства
15

1.4. Особенности руководства внутренней торговлей БССР
17

1.5. Особенности финансовой политики БССР
20

Глава 2. Развитие права 20 – е годы


2.1. Гражданское право
22

2.2. Гражданско-процессуальное право
27

Глава 3. Развитие права 30 – е годы


3.1. Гражданское право
28

3.2. Гражданско-процессуальное право
32

Заключение
34

Список использованных источников
36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)


5

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

Курсовая работа

 

Гражданское и гражданско-процессуальное право в БССР в 20-30-е гг.

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса, 7 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Правоведение»

очной формы обучения

Бухтоярова Анастасия Викторовна

_________________

(подпись студента)

 

Научный руководитель:

Голубева Людмила Леонидовна

кандидат юридических наук,

доцент

 

 

 

 

 

Минск

2008

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение                                                                                                    

3

Глава 1. Развитие государства и права БССР в 20 – 30 – е годы                           

6

1.1. Особенности руководства промышленностью БССР                    

8

1.2. Особенности руководства сельским хозяйством БССР                 

12

1.3. Коллективизация сельского хозяйства                                            

15

1.4. Особенности руководства внутренней торговлей БССР               

17

1.5. Особенности финансовой политики БССР                                     

20

Глава 2. Развитие права 20 – е годы                                                       

 

2.1. Гражданское право                                                                             

22

2.2. Гражданско-процессуальное право                                                  

27

Глава 3. Развитие права 30 – е годы                                                       

 

3.1. Гражданское право                                                                             

28

3.2. Гражданско-процессуальное право                                                  

32

Заключение                                                                                                

34

Список использованных источников                                                       

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гражданское право - это система норм права, регулирующая общественные отношения в области гражданского оборота.

При выборе темы для курсовой работы гражданское право вызвало у меня больший интерес, чем другие отрасли права. Это объясняется естественной потребностью знать то, с чем я сталкиваюсь ежедневно, являясь участником гражданского оборота.

Гражданское право занимает центральное место среди правовых отраслей, регулирующих имущественные отношения. Подтверждением его ключевой роли служит тот факт, что именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым, экологическим отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве.

В условиях изменения производственных отношений, развития многообразных форм собственности и многоукладного рыночного хозяйства усиливается потребность в гражданско-правовом регулировании общественных отношений, рассчитанном на равноправии участников.

Гражданское право на протяжении долгого времени занимало и занимает не маловажное значение в правовой структуре Беларуси. Для того чтобы рассматривать данную тему в определенном периоде хотелось бы пояснить: какие предпосылки существовали для развития права в рассматриваемом периоде, какие существовали тенденции развития данной отрасли права, что послужило формированию гражданского права, проследить все этапы развития и формирования данной отрасли права.

Закономерный процесс перехода от обычного права к писанному, единого для всего государства общеземского права (привилейный период), а так же перехода к качественно новой системе изложения правового материала (статутный период) достаточно точно ограничил сферу имущественных отношений, способствовал разработке, общетеоретических положений гражданского права.

В Статутах уже можно увидеть целые разделы, посвященные гражданским правоотношениям и отдельным институтам гражданского права. Например, Статут 1529 года содержит нормы наследственного права и семейного права, опекунского и залогового. В Статутах 1566 г, и 1588 г. появляются новые разделы, регламентирующие наследственное и обязательственное право. Что позволяет выделить основополагающие нормы и институты в соответствующих разделах Статутов и увидеть созданные основы дальнейшего развития отраслевой структуры права.

Вообще же основой системы феодального гражданского права был разделение его на публичное и частное, причем нарушение частного права влекло наступление обязательственных отношений, возникновение, действие и прекращение которых реализовывалось нормами обязательственного права. Именно при выяснении соотношений границ деления на публичное и частное право можно условно разделить его по отраслевому.

К XVI в. феодальное право поднимается на новую качественную ступень. В первую очередь это касалось таких институтов гражданского права, как право собственности, залоговое, наследственно и обязательственное право. В законе начинают выразительно проявляться основные элементы гражданских правоотношений: объекты, субъекты, их правомочия и обязанности.

Центральное место в гражданском праве занимали нормы вещного и обязательственного права.

Рост производства и развитие торговли вызвали значительное расширение кредитно-денежных отношений, что в свою очередь требовало более полной регламентации правовых норм, которые регулировали обеспечение кредита залогом имущества. Основой залоговых отношений являются обычные обязательства, определенные договором.

Наследственное право в этот период уже так же представляло собой самостоятельный институт гражданского права. Нормы наследственного права содержались в Статутах 1529, 1566 и 1588 г.г. Статутам известны наследники по закону и завещанию, в них говорится об очередности родственников, кроме того, в них различается специальный порядок наследования материнского имущества, регламентируются случаи лишения прав на наследство и многое другое.

Как мы видим, развитие институтов гражданского права началось еще в средние века, и можно сказать, что основными предпосылками для формирования гражданского и гражданско-процессуального права является именно средневековое право. Конечно, мы можем  сказать, что право очень сильно изменилось под влиянием политического и экономического строя государства, также и идеологии, но мы можем проследить непосредственную связь с прошлым и определенные похожие тенденции развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие государства и права БССР в 20 – 30 – е годы.

 

Законодательство восстановительного периода было направлено, прежде всего, на укрепление государственной собственности. Законодательные акты БССР конкретизировали и дополняли законы РСФСР, в том числе ГК и ГПК РСФСР, введенные в действие на территории республики в 1923 г. Гражданский кодекс закрепил общее правило неотчуждаемости государственных предприятий в собственность частных лиц. Однако в связи с НЭП было разрешено постановлением ЦИК и СНК БССР от 31 января 1925 г. отчуждение бездействующих предприятий. Государственная собственность получила наибольшую исковую защиту. Ее можно было истребовать из любого незаконного владения, исковая давность при этом не применялась. Объявлялись недействительными сделки, направленные к явному ущербу для государства.

Сохраняя за государством основные позиции во всех отраслях народного хозяйства, закон заботился о развитии кооперативной собственности и допускал в известных пределах частнохозяйственную деятельность. Частным лицам предоставлялось право открывать промышленные и торговые предприятия с обязательным соблюдением норм, регулирующих промышленную и торговую деятельность. Всем гражданам предоставлялось право собственности на немуниципализированные строения (с правом их отчуждений), орудия и средства производства. Предприятиям, находящимся в частном владении, разрешалось передавать имущество в установленном размере по наследству, заключать незащищенные законом договоры. Законом устанавливалось право частной собственности на одно жилое строение площадью не более 25 кв. саженей. Широкое распространение в это время получили договоры с частными лицами на аренду государственных предприятий, машин и другого имущества, на выполнение подрядных работ, продажу на комиссионных началах продукции государственных предприятий и др.

Постепенно расширялись имущественные права граждан. В ГК БССР вносились соответствующие изменения. Так, в 1926 г было отменено ограничение размера имущества, которое могло переходить в порядке наследования и дарения, в 1929 г. расширен круг наследников по закону в результате включения в него усыновленных и их нисходящих. Гражданам было предоставлено право завещать свое имущество государственным учреждениям и предприятиям, общественным и кооперативным организациям и др.

Установленный ГПК РСФСР (введен в действие на территории БССР с 1 сентября 1923 г.) порядок отправления правосудия по гражданским делам определял активное участие суда и прокуратуры в разрешении гражданско-правовых споров. Закон, прежде всего, защищал интересы государства, хотя заботился и об имущественных интересах граждан. Значительные изменения и дополнения были внесены в ГПК постановлением ЦИК и СНК БССР от 2 февраля 1929 г. Была закреплена обязанность судьи разрешить дела в соответствии с законами Союза ССР и БССР и постановлениями местных органов власти, изданными на основании закона. Устанавливалась возможность применения судом "аналогии права'" при разрешении гражданско-правовых споров. Суд был не вправе отказать в разрешении дела из-за отсутствия или неполноты закона. Законом определялись основания, по которым допускалось отступление от принципа гласности. Суду предоставлялось право рассмотрения дела при неявке одной из сторон, если имелись данные о вручении ей повестки.

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Особенности руководства промышленностью БССР

 

В период гражданской войны и иностранной военной интервенции многие предприятия Белоруссии были разорены, а уцелевшие из-за отсутствия топлива и сырья бездействовали или работали с перебоями. Аппарат управления промышленностью республики, расстроенный эвакуацией, в начале 1921 г. Находился в стадии организационного становления и лишь начинал налаживать свою работу.

Основные пути восстановления промышленности Белоруссии наметил II Всебелорусский съезд советов. В его постановлении указывается, что вся экономическая политика Советской Белоруссии должна быть самым тесным образом связана с экономической политикой Советской России, строиться на тех же основах и подчиняться общему хозяйственному плану. Съезд признал необходимым завершить национализацию предприятий и подчеркнул, что соответствующие мероприятия правительства должны проводиться в тесном контакте с профсоюзными организациями.

Для повышения уровня государственного руководства промышленностью ЦИК Белоруссии в январе 1921 г. образовал при Совете Народных Комиссаров ССРБ Экономическое, совещание (ЭКОСО) - высший хозяйственный орган республики.

Экономические совещания были образованы и при уездных исполнительных комитетах.

ЭКОСО направляло, согласовывало и контролировало хозяйственную деятельность наркоматов, рассматривало их отчеты, утверждало производственные программы и планы капитального строительства, устраняло хозяйственные разногласия между наркоматами, контролировало деятельность арбитражной комиссии. Кроме того, ЭКОСО утверждало уставы трестов, акционерных обществ, осуществляло законодательные функции по хозяйственным вопросам. Все поставленные перед ним вопросы ЭКОСО решало окончательно или передавало па утверждение СНК ССРБ. Принятые Экономическим совещанием постановления по вопросам народного хозяйства были обязательными для исполнения на всей территории республики.

Руководство промышленностью республики ЭКОСО осуществляло через Совет Народного Хозяйства ССРБ, пользовавшийся широкими полномочиями. Ему принадлежало общее руководство всей промышленностью Белоруссии и непосредственное управление предприятиями, переданными в его подчинение.

В марте 1921 г. были проведены обследование и перепись промышленных предприятий республики. Они прошли успешно в городах, а в сельской местности и местечках по различным причинам учесть все предприятия не удалось.

Промышленность республики того времени располагала устаревшим и изношенным оборудованием, применяла кустарную технологию. В районах расположения отдельных заводов истощилась топливная и сырьевая база. Все это требовало не только восстановления, но и реконструкции промышленных предприятий.

При переходе к нэпу Экономическое совещание рассмотрело производственную программу государственных предприятий, находившихся в ведении Совета Народного Хозяйства ССРБ. Учитывая, что производительность многих заводов была настолько низкой, что в ряде случаев стоимость их продукции не окупала даже затрат на ее производство.

Информация о работе Гражданское и гражданско-процессуальное право в БССР в 20-30-е гг