Государственная и муниципальная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:03, лабораторная работа

Описание работы

Муниципальное образование выступает как сложная социально-экономическая система, которая должна одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью устойчивое развитие.
Муниципальное образование как социально-экономическая система находится под влиянием изменений, определенных внешними и внутренними факторами. Данная методика предполагает возможность оперативного применения для проведения оценки тех или иных социально-экономических процессов при возникновении резких отклонений в системе, связанных с изменением тех или иных внешних или внутренних условий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Муниципальное образование как объект управления……………………..5
2. Муниципальное образование как социально – экономическая система…..9
2.1 Характеристика и структура муниципального образования как системы………………………………………………………………………….....9
2.2 Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований………………………………………………………………………12
2.3 Свойства муниципального образования как социально-экономической системы…………………………………………………………………………..17
Контрольные вопросы…………………………………………………………...25
Тестовые задания………………………………………………………………...27
2 Эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления…………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………36

Работа содержит 1 файл

ГМУ рассчетное мое 12 в.doc

— 311.50 Кб (Скачать)


 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………..….3

1 Муниципальное образование как объект управления……………………..5

2. Муниципальное образование как социально – экономическая система…..9

2.1 Характеристика и структура муниципального образования как системы………………………………………………………………………….....9

2.2 Аспекты системного подхода к исследованию муниципальных образований………………………………………………………………………12

2.3 Свойства муниципального образования как социально-экономической системы…………………………………………………………………………..17

Контрольные вопросы…………………………………………………………...25

Тестовые задания………………………………………………………………...27

2 Эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления…………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………………34

Список использованных источников…………………………………………36

 

 


Введение

 

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечение обязательности решений субъектов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления и др.

Одно из ключевых понятий местного самоуправления – муниципальное образование.

Муниципальное образование — населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Категория «муниципальное образование» актуальна для исследования, потому, что является ключевым в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования, поэтому категория «муниципальное образование» актуальна для современного исследования.

Муниципальное образование выступает как сложная социально-экономическая система, которая должна одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью устойчивое развитие.

Муниципальное образование как социально-экономическая система находится под влиянием изменений, определенных внешними и внутренними факторами. Данная методика предполагает возможность оперативного применения для проведения оценки тех или иных социально-экономических процессов при возникновении резких отклонений в системе, связанных с изменением тех или иных внешних или внутренних условий.

Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.

 


1.   Муниципальное образование как объект управления

 

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория городов федерального значения. Обязательными признаками любых муниципальных образований являются следующие: наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; устав муниципального образования; обособленная муниципальная собственность; местный бюджет; органы местного самоуправления.

Система муниципальных образований на территории субъекта РФ:    

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ ввел 4 вида МО:

1) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых МСУ осуществляется в целях решения ВМЗ (вопросов местного значения) населением непосредственно или через выборные и иные органы МСУ;

2) городское поселение - город или поселок, в которых МСУ осуществляется в целях решения ВМЗ населением непосредственно или через выборные и иные органы;

3) муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой МСУ осуществляется в целях решения ВМЗ населением непосредственно или через выборные и иные органы МСУ;

4) городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы МСУ которого осуществляют полномочия по решению ВМЗ поселения и ВМЗ муниципального района.

Также существует два вида МО в части размещения городского округа и поселений на географической территории муниципального района.

 

 


2. Муниципальное образование как социально – экономическая система

2.1 Характеристика и структура муниципального образования как системы

 

Эффективное управление невозможно без исследования объекта управления, которым, в данном случае, является муниципальное образование. Важнейшим инструментом исследования муниципального образования как объекта управления является методология системного подхода. Системный подход - это методология научного анализа объекта в соотношении "система-среда", позволяющая рассматривать объект исследования в органической взаимосвязи с факторами его окружения. Базовыми категориями системного подхода являются:

- система - множество взаимосвязанных элементов, которые образуют определенную целостность, содержащую особое качество, отсутствующее у каждого из них;

- элемент - простейшая часть системы, неделимый (неразложимый) компонент. Деление (разложение) системы на элементы определяется целями ее научного анализа;

- структура системы - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы, инвариантная относительно внешних преобразований;

- целостность системы - ее относительная независимость от окружающей среды и других систем;

- эмерджентность - несводимость свойств системы к свойствам ее элементов.

Системный характер представления и исследования муниципальных образований заключается в необходимости формирования целостности и относительной самодостаточности территорий, в границах которых реализуются принципы местного самоуправления. Будучи системно представленными, муниципальные образования рассматриваются во взаимодействии с различными территориями и общественными институтами, образующими окружающую среду. Муниципальное образование сохраняет свою структуру и устойчивость по отношению к внешним воздействиям. Его системный характер выражен тем сильнее, чем жестче связи внутри него. В свою очередь, степень жесткости связей напрямую зависит от его размеров, конфигурации, расстояния до близлежащих территориальных единиц и пр.
Базовыми подсистемами муниципального образования являются территория, население и экономика. Благодаря внутреннему единству этих подсистем муниципальное образование воспроизводит себя в качестве социально-экономической системы, нацеленной на удовлетворение потребностей формирующих это единство людей.

Структура муниципального образования определяется отнесением его к тому или иному нормативно-правовому или содержательному типу, задающему особые качества и свойства такого образования, характер реакции на внешние факторы. Содержательно структуру муниципального образования составляют способ формирования местных органов власти, пространственное размещение жилого и нежилого фонда, морфологические особенности местности и пр.

Особенностью муниципальных образований как социально-экономических систем является их принадлежность к категории целеполагающих, характерной чертой которых является непрерывная генерация целей и обеспечение их ресурсами.

Основными свойствами муниципального образования как социально-экономической системы являются следующие:

- целостность - тесная взаимозависимость между подсистемами и элементами муниципального образования, требующая четкой координации действий и функций управления;

- коммуникативность - признак тесноты связей системы и внешней среды, обеспечивающей режим интенсивного обмена между подсистемами и элементами муниципального образования и внешней среды;

- устойчивость - способность инфраструктуры функционировать в относительно автономном режиме, защищающем муниципальное образование от вероятных ошибочных решений или негативных воздействий внешней среды. Устойчивость является важным условием нормальной жизнедеятельности муниципального образования. Однако оно не может и не должно быть чисто равновесной системой. Для него важны внешние воздействия, благоприятно влияющие на изменение и устойчивое развитие. С устойчивостью муниципального образования как системы связано такое его свойство, как адаптивность - мобильность, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования;

- самоорганизация - свойство социальных и социально-экономических систем. Люди ставят перед собой частные цели и имеют интересы, далеко не всегда совпадающие с целью системы как единого целого. Для достижения общих целей люди должны договориться между собой, в известной мере ограничить свои частные интересы во имя системных (общих) интересов, что и является проявлением самоорганизации. Самоорганизация муниципального образования как системы, построенной на принципах местного самоуправления, проявляется в формах прямого волеизъявления населения (например, на референдуме, решения которого обязательны для всех), а также в деятельности органов местного самоуправления, наделенных необходимыми полномочиями от имени населения;

- слабая структурированность - важное свойство муниципального образования как социально-экономической системы. Это означает, что состав подсистем и элементов муниципального образования, а также взаимосвязи между ними характеризуются известной долей неопределенности. Поведение такой системы не может быть описано с помощью строгих математических формул, однако современные методы системного анализа и имитационного моделирования позволяют осуществлять вероятностное прогнозирование.

Для управления муниципальным образованием как системой необходимо провести ее структуризацию и рассмотреть основные подсистемы. Характер структуризации любой социально-экономической системы зависит от цели исследования и может осуществляться с разной степенью детализации. В этом смысле он носит субъективный характер. Так, рассмотренная ниже предметная структуризация муниципального образования отражает основные материально-вещественные компоненты системы, их пропорции и внутрисистемные связи. Территориальная структуризация муниципального образования на жилые, промышленные и иные зоны, микрорайоны, кварталы и т.д. позволяет осуществлять рациональную планировку и застройку территории. Функциональная структуризация (по функциям или по целям), позволяет построить "дерево целей" системы управления муниципального образования.

Информация о работе Государственная и муниципальная власть