Договор розничной купли- продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – используя нормативно-правовые документы и дополнительную литературу - выявить все стороны договора розничной купли-продажи, указать его значимость; исследовать особенности данного договора, обозначить проблемные моменты применения его на практике и, соответственно, дать целесообразное решение.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности, понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форму;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
- обозначить имеющиеся в законодательстве погрехи и пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Общая характеристика договора розничной купли-продажи ………..7
1.1 Понятие и особенности договора розничной купли-продажи…….......7
1.2 Разновидности договора розничной купли-продажи……………........15
1.3 Элементы договора розничной купли-продажи…………………........19
Глава 2 Содержание договора розничной купли-продажи ……………….......23
1.1 Права и обязанности продавца по договору……………………...........23
1.2 Права и обязанности покупателя по договору…………………............27
1.3 Ответственность сторон по договору…………………..........................29
Глава 3 Особенности защиты прав граждан-потребителей
по договору розничной купли- продажи.................................................31
Заключение…………………………………………………………………….......37
Список использованных источников……………………………………….........42

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

В ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) установлена в зависимости от вида правонарушения. Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе (исполнителе, продавце) повлекло:

- приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, - потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;

- невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению - потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;

- возникновение недостатков товара (работы) после передачи его потребителю - он вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные п. 1-4 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а исполнителю - требования, предусмотренные п. 1 ст. 29 данного Закона;

- причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя - он вправе требовать от изготовителя (исполнителя, продавца) возмещения вреда в порядке, предусмотренном гл. 59 ГК и ст. 14 Закона «О защите прав потребителей». Пунктом 1 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» предусматривается общее правило, по которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.[63]

Убытки, возникшие у потребителя вследствие исполнения договора, в котором имеются условия, нарушающие действующее законодательство или являющиеся менее благоприятными, чем установленные им, подлежат возмещению изготовителем (продавцом, исполнителем) в полном объеме. При этом не обязательно весь договор в целом должен признаваться недействительным. Если договор мог быть исполнен и без включения в него недействительной части, недействительная часть сделки (договора) не влечет недействительность прочих ее частей (ст. 180 ГК РФ).[64]

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 16 рассматриваемого Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Имеется в виду навязывание потребителю товаров "в наборе", "заказе" или услуг "в комплексе". Продавец не вправе навязывать потребителю приобретение товара, не являющегося единой ассортиментной единицей - "комплектом" согласно п. 1 ст. 479 ГК (набор посуды или мебели). Присоединение иного дополнительного товара к необходимому потребителю фактически приводит к увеличению цены одних товаров (работ, услуг) за счет других, не пользующихся спросом и не могущих быть реализованными иным способом. Подобные действия и составляют "ущемление" прав потребителей. С другой стороны, продавцу (исполнителю) запрещается без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги за плату. Закон в данном случае предоставляет право потребителю, получившему подобные услуги без согласования дополнительных условий, требовать возврата уплаченных продавцу (исполнителю) сумм.[65]

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, в своей курсовой работе я рассмотрела договор розничной купли-продажи. По данному договору продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Путем анализа договора я выделила его существенные условия, к которым относятся: предмет и цена. Отметила разновидности договора, выделила основные особенности и элементы.

Разновидностями договора являются:

- продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок;

- продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);

- продажа товаров с использованием автоматов;

- продажа товара с условием о его доставке покупателю;

- договор найма-продажи.

Выяснила, что особенностями договора является следующее:

- продавцом выступает только хозяйствующий субъект (предприниматель или коммерческая организация);

- нормы договора носят в основном обязательный характер и направлены, в первую очередь, на обеспечение интересов потребителей;

- договор розничной купли – продажи является публичным, то есть предложение от продавца обращено не к конкретным лицам, а к любому лицу, которое согласится заключить договор на предложенных в оферте условиях.

К элементам такого договора относятся: продавец, покупатель, предмет договора, цена, срок договора, форма и порядок заключения договора.

Что же касается сферы применения договора, то он довольно часто

используется среди других разновидностей договора купли-продажи. Он

занимает первое место в сфере удовлетворения потребностей граждан. Сущность купли-продажи в розницу заключается в продаже отдельных экземпляров товара или в небольшом количестве, достаточном для удовлетворения повседневных нужд. Это также является и отличием от оптовой продажи товаров, подразумевающую продажу товара крупными партиями.

Каждый день люди осуществляют разного рода деятельность. Они делают огромное количество различных покупок, и тем самым вступают в правовые отношения. Немногие из них понимают все правовые особенности в этих отношениях профессионального продавца и рядового покупателя. Поэтому данный договор играет первостепенную роль в Гражданском Кодексе РФ среди разновидностей купли-продажи.

На ряду с особенностям этого договора, имеющими специфический характер, также необходимо отметить  требования, предъявляемые к его форме. В соответствии со ст. 493 ГК РФ в случаях, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Если покупатель поддерживает условия формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, то договор заключается в письменной форме.

В своей курсовой работе я также установила, что договор розничной купли – продажи регулируется нормами ГК РФ (гл. 30), а к отношениям с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Поскольку договор розничной купли – продажи является публичным, то из этого следует, что его возможно заключать с использованием публичной оферты, понятие которой дается в ст. 437 ГК РФ: публичная оферта - это содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. В соответствии со ст. 494 ГК РФ публичной офертой признается предложение, содержащее в себе все существенные условия розничной купли-продажи, предлагаемое продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц. Ей же также признается и выставление в месте продажи, например, на прилавки, витрины товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах, то есть описание, каталоги, фотоснимки товаров в месте их продажи. Здесь не имеет значение указание цены, а также другие существенные условия договора розничной купли-продажи.

Но часто возникает путаница между публичной офертой и рекламой. Целями рекламы является создание и дальнейшее способствование развитию интереса к различного рода предметам. Особой характерной чертой рекламной информации является то, что она выражается в виде предложения направлять оферты, но одновременно с этим не включает в себя никаких существенных условий договора и, следовательно, распространяющее лицо не имеет обязательств оферента. В этом как раз и состоит отличие публичной оферты от рекламы.

Что же касается особенностей защиты прав граждан-потребителей, то здесь мне хотелось бы обозначить ряд проблем, существующих на практике.

Несмотря на то, что Закон «О защите прав потребителей» является од­ним из реально действующих за­конов, способных решить конк­ретную проблему гражданина, не все потребители доходят до суда. Одни не готовы потратить доста­точное количество времени для оформления искового заявления, консультации юриста, на судеб­ные заседания и так далее, считая, что «овчинка выделки не стоит», другие еще не избавились от ком­плекса страха перед судом.

Хотя, по уверению работников суда, таких людей в последние годы стало меньше. Сегодня искушенный потребитель считает, что суд - это цивилизованный спо­соб решения конфликтов, при этом более грамотно составляются исковые заявления, появились адвокаты, которые специализиру­ются на защите прав потребителей в суде.

В 2007 году, к примеру, мировые судьи рассмотрели 43 иска по защите прав потребителей, а суды общей юрис­дикции - 26 исков. Восемь дел за­кончились мировыми соглашени­ями, четыре получили отказ. В ос­тальных случаях требования ист­цов были удовлетворены.

Для  успешного разрешения конфликта  внача­ле стоит определиться, кого, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», призвать к ответу: продавца или фирму-изготовителя (это решает сам потреби­тель независимо ни от каких условий). При обращении к продавцу гражданин имеет больше прав, чем при обращении к изго­товителю. Кроме того, при обращении к продавцу он может потребовать от магази­на доставить крупногабаритный товар для ремонта или замены и предоставить в течение трёх дней аналогичный товар во временное пользование.

Подытоживая, хотелось бы отметить, что при заключении договора розничной  купли-продажи требуется умение правильно его составить и понять. Практика показывает, что тщательное формулирование договорных  условий является одним из надежных средств избежать возникновения трудно устранимых недоразумений в последующем, особенно, принимая во внимание многоаспектность возникающих при заключении и исполнении договора проблем. Интересы продавца и покупателя далеко не совсем совпадают и, в случае ненадлежащего исполнения обязательств должником, кредитор несет убытки. И, зачастую, затраты времени и сил на его юридическое преследование, во-первых, могут быть весьма обременительными и, во-вторых, оказаться в конечном счете напрасными, если у неисправного должника не будет достаточно денежных средств или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. На мой взгляд, необходимо взвесить риск несоблюдения условий договора и постараться изыскать средства снижения вероятных неблагоприятных последствий.

Учитывая правила толкования терминов, необходимо стремиться к тому, чтобы достигнутое соглашение наиболее четко отражалось в тексте договора, воплощалось в формулировках одинаково понимаемых каждой стороной и не допускающих произвольной интерпретации.

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что одной из проблем развития правового регулирования договора розничной купли-продажи является совершенствование законодательства. Пути решения данной проблемы видятся мне в пересмотре легальной классификации договора розничной купли-продажи, более детальном урегулировании отдельных его разновидностей, например, договора купли-продажи через торговые автоматы. В целом же следует констатировать вполне достаточный уровень правового регулирования самого массового договора – договора розничной купли-продажи.

48

 



Список использованных источников

 

I Нормативные акты и опубликованная практика

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.10.1994 № 51 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1994 г. - № 32. -  Ст. 3301.

2  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 № 14 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1996 г. - № 5. - Ст. 410.

3 Руководящие принципы в защиту интересов потребителей: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. № 39/248 // Коммерческий вестник. - 1989. - № 7, 8.

4 О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции": Федер. закон от 10 января 1997 г. № 15-ФЗ // URL: Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 17.03.2010.

5 О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей": Федер. закон от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ (с изменениями от 25 октября 2007 г.) // СЗ РФ. – 2004. - № 52 (часть I). - Ст. 5275.

6 О рекламе: Федер. закон РФ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995 г. - № 23. - Ст. 2864.

7 О техническом регулировании: Федер. закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - Ст. 5140.

8 Об оружии: Федер. закон РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (с изм. и доп. от 21.07.98 и 31.07.98 г.) // URL: Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 17.03.2010.

9 Об утверждении перечня технически сложных и дорогостоящих товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. // URL: Справочно - правовая система « Консультант Плюс », 17.03.2010.

10 Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998г. № 55 // URL: Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 17.03.2010.

11 Об утверждении Правил продажи товаров по образцам: Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3657.

12 Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 // СЗ РФ. - 1997. - № 25. - Ст. 2942.

13 О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 // URL: Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 17.03.2010.

Информация о работе Договор розничной купли- продажи