Договор розничной купли- продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – используя нормативно-правовые документы и дополнительную литературу - выявить все стороны договора розничной купли-продажи, указать его значимость; исследовать особенности данного договора, обозначить проблемные моменты применения его на практике и, соответственно, дать целесообразное решение.
Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности, понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форму;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;
- обозначить имеющиеся в законодательстве погрехи и пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Общая характеристика договора розничной купли-продажи ………..7
1.1 Понятие и особенности договора розничной купли-продажи…….......7
1.2 Разновидности договора розничной купли-продажи……………........15
1.3 Элементы договора розничной купли-продажи…………………........19
Глава 2 Содержание договора розничной купли-продажи ……………….......23
1.1 Права и обязанности продавца по договору……………………...........23
1.2 Права и обязанности покупателя по договору…………………............27
1.3 Ответственность сторон по договору…………………..........................29
Глава 3 Особенности защиты прав граждан-потребителей
по договору розничной купли- продажи.................................................31
Заключение…………………………………………………………………….......37
Список использованных источников……………………………………….........42

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 295.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

СРЕДНЕ-ВОЛЖСКИЙ (г. САРАНСК) ФИЛИАЛ

 

 

Юридический факультет

 

 

Кафедра гражданского права и процесса

Курсовая работа

по дисциплине: «Гражданское право. Особенная часть»

 

на тему: «Договор розничной купли-продажи»

 

 

КР-СВФ РПА-32361975-030501-12.00.08-2007/146-08

Специальность 030501.65  «Юриспруденция»

Номер зачетной книжки: 2007/149

 

 

 

Автор курсовой работы             __________                       Шашанова О.А.

                                                          (подпись)                           группа 304, о/о

 

 

Руководитель  курсовой работы      _______      _______      Киреева Н.В.

                                                             (подпись)         (дата)

                                                                                                           

 

 

Саранск

2010

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1  Общая характеристика договора розничной купли-продажи ………..7

1.1  Понятие и особенности договора розничной купли-продажи…….......7

1.2  Разновидности договора розничной купли-продажи……………........15

1.3    Элементы договора розничной купли-продажи…………………........19

Глава 2  Содержание договора розничной купли-продажи ……………….......23

1.1 Права и обязанности продавца по договору……………………...........23

1.2 Права и обязанности покупателя по договору…………………............27

1.3 Ответственность сторон по договору…………………..........................29

Глава 3 Особенности защиты прав граждан-потребителей

              по договору розничной купли- продажи.................................................31

Заключение…………………………………………………………………….......37

Список использованных источников……………………………………….........42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Договор розничной купли-продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя. Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в Гражданском кодексе РФ.

Такой вид договора купли-продажи как розничная купля-продажа довольно часто используется среди других разновидностей договора купли-продажи. Он занимает первое место в сфере удовлетворения потребностей граждан. Сущность купли-продажи в розницу заключается в продаже отдельных экземпляров товара или в небольшом количестве, достаточном для удовлетворения повседневных нужд. Это также является и отличием от оптовой продажи товаров, подразумевающую продажу товара крупными партиями.

Еще в классическом римском праве складывается в качестве консенсуального контракт, под которым понимался договор, посредством которого одна сторона – продавец обязуется предоставить другой стороне – покупателю вещь, товар, а другая сторона – покупатель обязуется уплатить продавцу за указанную вещь определенную денежную цену .

Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правила о розничной купли-продажи носят в основном обязательный характер и направлены, в первую очередь, на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны», не связанной с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но и законодательство по защите прав потребителей.

Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д. При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании.

Учитывая вышеназванные обстоятельства, мне видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи.

На мой взгляд, безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: полагается ли компенсация морального вреда покупателю?

В своей работе я попытаюсь дать ответы на поставленные вопросы, а также разрешить проблемные моменты, отмеченные выше.

Предметом данного договора является непосредственная купля-продажа товаров в розницу. Соответственно, предметом может выступать только то имущество, которое покупатель вправе иметь в своей собственности. Не может быть предметом договора розничной купли-продажи имущество, составляющее собственность государства или исключенное из гражданского оборота.

Объектом служат нормы и положения, регулирующие данный договор: к таковым относятся: ГК РФ, Закон «О защите прав потребителей» и различное количество подзаконных нормативно-правовых актов.

Методология. Раскрытие предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на применении диалектического метода познания, относимого в юридической науке к категории всеобщего. Общенаучный метод также был использован и включает в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы. Также в курсовой работе на основе логического анализа были сопоставлены и рассмотрены различные положения и особенности договора розничной купли-продажи.

Социологический подход применим к изучению данного договора в структуре современных общественных отношений.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: сравнительно – правовой, формально – юридический, а также системный анализ. 

Цель работы. Итак, цель данной работы – используя нормативно-правовые документы и дополнительную литературу - выявить все стороны договора розничной купли-продажи, указать его значимость; исследовать особенности данного договора, обозначить проблемные моменты применения его на практике и, соответственно, дать целесообразное решение.

Задачи. Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности, понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форму;

- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;

- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты;

- обозначить имеющиеся в законодательстве погрехи и пути их решения.

Изученность темы. Тема купли-продажи товаров в розницу глубоко разработана в данной отрасли права, имеется ряд монографических работ и статей практиков и теоретиков, таких как Эрдлевский А.М., Сергеев А. П., О.Н.Садикова, Сковородко А., Я.Е. Парция, Смирных А.Г., М.И. Брагинский, В.И. Витрянский.

Структура работы. Данная работа состоит из: введения, трех разделов, шести подразделов, заключения, списка использованных источников.

В проделанном исследовании мной будет проанализирована современная периодика о договоре розничной купли-продажи, а также весь пласт действующего законодательства. Мое исследование пройдет в сравнительном ключе: общие положения о договоре розничной купли-продажи – примеры из судебно-арбитражной практики. В заключении работы будут подведены итоги и намеченные пути решения накопившейся проблематики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Общая характеристика договора розничной купли -

продажи

 

1.1 Понятие и особенности договора розничной купли-продажи

 

Легальное определение договора розничной купли-продажи содержится в п.1 ст.492 ГК РФ.[1]

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Из определения можно отметить характерные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи:

Во-первых, необходимо отметить субъектный состав договора розничной купли-продажи. В качестве продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие). Что касается покупателя, то им может быть любой субъект гражданского права. В то же время, поскольку наиболее часто покупателем выступает гражданин, который вступает в отношения для удовлетворения своих личных бытовых нужд, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя гражданина, не урегулированные гл. 30 ГК РФ[2], применяются:

- Закон РФ «О защите прав потребителей»[3];

- иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.

В связи с этим в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.94 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»[4] говориться о том, что законодательство  о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящим товары для реализации потребителями, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны. В связи с чем, суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или оказанием услуг не для личных бытовых нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей организаций.

Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи вытекает из ст. 492 ГК РФ и заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Нормы о розничной купли-продажи не распространяются на такие товары, как недвижимость, электро-теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей.[5]

Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купли-продажи вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются равила, установленные ст. 426 ГК РФ. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.[6]

Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст. 437 ГК РФ понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.[7] Согласно ст. 494 ГК РФ предложение продавцом в розничной купли-продажи товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Более того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе", [8]реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.[9]

Информация о работе Договор розничной купли- продажи