Адресная помашь населению

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Переходный характер современного этапа развития российского общества проявляется в обострении его социальных проблем: росте расслоения населения по уровню доходов, появлении бедности и нищеты, увеличении безработицы, примитивизации потребностей беднейшей части населения, распространении форм дезадаптированного поведения.

Содержание

Введение 2

1. Теоретические аспекты обеспечения социальной поддержки населения муниципального образования 3

1.1. Понятие социального обеспечения 3

1.2. Актуальные проблемы социальной защиты населения в муниципальных образованиях 6

1.3. Содержание и цели социальной политики муниципального образования 11

2. Исследование деятельности органов местного самоуправления по оказанию адресной помощи категориям населения на примере Комитета социальной защиты Администрации г.Киселевска 21

2.1. Краткая характеристика Комитета социальной защиты Администрации г.Киселевска 21

2.2. Организация деятельности Комитета социальной защиты Администрации г. Киселевска по адресной помощи нуждающимся категориям населения 23

3. Мероприятия по совершенствованию оказания адресной помощи нуждающимся категориям населения г.Киселевска 29

Заключение 41

Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

Система муниципального управления.docx

— 83.80 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 2

1. Теоретические аспекты обеспечения социальной поддержки населения муниципального образования 3

1.1. Понятие социального обеспечения 3

1.2. Актуальные проблемы социальной защиты населения в муниципальных образованиях 6

1.3. Содержание и цели социальной политики муниципального образования 11

2. Исследование деятельности органов местного самоуправления по оказанию адресной помощи  категориям населения на примере Комитета социальной защиты Администрации г.Киселевска 21

2.1. Краткая характеристика Комитета социальной защиты Администрации г.Киселевска 21

2.2. Организация деятельности Комитета социальной защиты Администрации г. Киселевска по адресной помощи нуждающимся категориям  населения 23

3. Мероприятия по совершенствованию оказания адресной помощи  нуждающимся категориям населения г.Киселевска 29

Заключение 41

Список литературы 43

 

Введение

Переходный  характер современного этапа развития российского общества проявляется в обострении его социальных проблем: росте расслоения населения по уровню доходов, появлении бедности и нищеты, увеличении безработицы, примитивизации потребностей беднейшей части населения, распространении форм дезадаптированного поведения. Вместе с тем кризис, охвативший все сферы общественной жизни, усиливает потребность в развитии «амортизаторов», позволяющих ослабить социальное напряжение, защитить население от негативных последствий социально-экономических реформ. Среди них - обоснование и реализация социальной политики, которая должна обеспечивать определение социальных приоритетов, создание системы социальной защиты населения, выявление нуждающихся в помощи групп, а также выработку механизмов осуществления адресной социальной поддержки.

Цель  работы: предложить пути совершенствования  деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки  населения муниципального образования  на примере Комитета социальной защиты Администрации г.Киселевска.

Для достижения заданной цели поставлены следующие  задачи:

1. Изучить теоретический подход к обеспечению социальной 
поддержки населения муниципального образования.

2. Провести исследование деятельности органов местного 
самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения на 
примере Комитета социальной защиты Администрации г.Киселевска.

3. Предложить пути совершенствования системы обеспечения 
социальной поддержки населения г.Киселевска.

Объектом  исследования является деятельность Комитета социальной защиты Администрации г.Киселевска.

Предмет исследования: обеспечение  социальной поддержки населения.

 

  1. Теоретические аспекты обеспечения социальной поддержки населения муниципального образования

1.1. Понятие социального обеспечения

Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится  в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует  единство мнений. Под социальной защитой  в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение  процесса формирования и развития полноценной  личности, на выявление и нейтрализацию  негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

В узком  смысле социальную защиту рассматривают  как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших  социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.

Но при  всей новизне эта концепция должна базироваться на результатах и выводах  отечественных ученых, ранее исследовавших  такие важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

В 20-30-е  годы изучением социального обеспечения  и социального страхования занимались Н.А. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др.

В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение  как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев  населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А  социальное страхование - как систему  ослабления

 риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.

Л.В. Забелин  считал социальное обеспечение родовым  понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения в равной степени характерны и для социального страхования.

В 50-60-е  годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения  и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, В.А. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев и др.

B.C. Андреев называл социальным обеспечением проводимую государством или им поддерживаемую совокупность определенных социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому обслуживанию и лечению граждан1.

В дальнейшем исследования в области социального  обеспечения проводили такие  крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, А.С. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, В.А. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.

Важное теоретическое значение имеет разработка понятия социального обеспечения как категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах2.

Данное  определение является универсальным  и отражает сущность социального  обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки:

- объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;

  • особые фонды, источники социального обеспечения;
  • особые способы предоставления средств к существованию;

- закрепление правил предоставления социального обеспечения в 
социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность  социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения  заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного  в связи с возрастом, нетрудоспособностью  или потерей кормильца, частичном  возмещении дополнительных расходов при  наступлении определенных жизненных  обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной  помощи малоимущим гражданам.

Источником  финансирования для ее осуществления  служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального  назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного  медицинского страхования, социального  страхования, социальной поддержки.

Политическая  функция социального обеспечения  способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором  имеются значительные различия в  уровне жизни различных слоев  населения.

Демографическая функция призвана стимулировать  воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений  по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению  части государственного бюджета  в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке  других членов семьи, нуждающихся в  уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным  социально значимым причинам, а также  по оказанию медицинской помощи и  социальному обслуживанию.

Удовлетворение потребностей может  осуществляться с помощью:

  • назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов;
  • предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС;
  • оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них
  • по льготным тарифам.

Существование указанного комплекса отношений  обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального  обеспечения, то вторую следует рассматривать  как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной  среды, минимальной оплате труда  и другие меры, необходимые для  нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

1.2. Актуальные проблемы социальной защиты населения в муниципальных образованиях

Основа  управления государством - это реализация социальных интересов каждого гражданина Конечно, подобное возможно только в  условиях муниципальной системы, на это нацеленной. То есть в общественно-государственной  системе защищающей интересы всего  сообщества, муниципалитеты исполняют  функции органов, защищающих социально-бытовые  интересы каждого гражданина местного сообщества. Долгое время в условиях советской системы защита интересов  граждан предполагалась на государственном  уровне без муниципальной дифференциации. Однако после коренной реорганизации  законодательной системы именно на муниципалитеты была возложена ответственность  за благосостояние его жителей, прежде всего в разрезе их социальных потребностей. Десятилетиями социальные проблемы жителей муниципальных  образований решали органы социальной сферы здравоохранение народное образование, культура, торговля, общественное питание и другие. Но настал момент, когда даже их скоординированная  деятельность не смогла обеспечить гражданам  минимальную защиту от социальных коллизий. Поэтому возникла необходимость  создания новой отрасли - социальной защиты населения. Именно в ней сосредоточились  все социальные  проблемы  граждан,  решаемые  как  непосредственно  своими сипами, так и опосредованно - через обеспечение реализации федеральных и региональных законов.

Целью существования любого человеческого  сообщества - от семьи до государства - является обеспечение оптимальных  условий жизни каждого его члена. Естественно, что зависимость человека от сообщества, членом которого он является, резко обостряется в период любой экономической, общественной или правовой нестабильности. В это время роль общества превалирует над ролью индивида в попытке сохранить собственный статус-кво3 .

Основным  содержанием становления и развития органов местного самоуправления является поиск устойчивого равновесия между  местным сообществом и государством что, в свою очередь, обеспечит равновесное  состояние гражданских и государственных  интересов. Нарушение баланса интересов между государством и местным самоуправлением всегда приводит к негативным последствиям целостности экономических, социальных, политических и территориальных элементов государственной системы.

Общенациональная задача органов  местного самоуправления состоит в обеспечении согласования интересов всего общества, начиная с каждого гражданина. Тем самым местное самоуправление придает дополнительную устойчивость государственному строю, являясь его социально-экономической базой первым уровнем народовластия в стране. Поэтому одной из приоритетных целей государства должно быть становление и развитие местного самоуправления.

Из социально-экономических  потребностей каждого члена местного сообщества должна сложиться стратегическая концепция развития муниципального образования. Она предполагает решение комплекса проблем социальной, экономической организационной и правовой направленности. В ней основным является блок социальных программ для решения в текущем и

перспективном периодах. Задачей социальной политики не должно являться пассивное приспособление к имеющимся ограниченным финансово-материальным ресурсам страны. Главным и перспективным  содержанием социальной политики должна стать реализация правильно выстроенной  системы приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, поэтапного решения  круга социальных проблем, в том числе возникающих в ходе рыночных преобразований. При этом нужно отчетливо разграничивать две задачи4:

  1. защитить от жесткого воздействия рынка и бедности социально уязвимые слои населения, которым не обойтись без социальной поддержки государства;
  2. способствовать средствами социальной политики экономической активизации различных слоев населения, развитию их адаптации к рынку, преодолению иждивенческих настроений по отношению к государству.

Информация о работе Адресная помашь населению