Услуги как объекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель представляемой работы - раскрыть понятие услуг как объектов гражданских правоотношений. К задачам курсовой работы можно отнести подробное описание видов услуг, основанное на изучении как нормативно-правового материала, так и материалов судебной практики, а так же необходимо привести примеры объектов гражданских прав и правоотношений, чтобы наиболее четко дать объяснение раскрываемой теме, о чем свидетельствует целевая задача. Также в работе затронуты наиболее острые теоретические проблемы, связанные с раскрываемой темой.

Работа содержит 1 файл

курсовая услуги как объекты гражданских правоотношений.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Признание бесплатных медицинских и образовательных  услуг возмездными само по себе не решает проблемы отнесения их к сфере  гражданско-правового регулирования.

    Таким образом, целесообразно закрепить  общий правовой режим услуг в  гл. 6 "Общие положения" подразд. 3 "Объекты гражданских прав" разд. I ч. 1 ГК РФ в отдельной статье, которая может быть сформулирована следующим образом:

    "1. Услугами признаются действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя.

    2. Под результатом услуг понимается  достигнутое в процессе оказания  услуг такое сохранение или изменение невещественного блага, которое предусмотрено законом, иным правовым актом, договором, обычаем делового оборота или вытекает из существа оказываемых услуг.

    Достижение  результата гарантируется услугодателем, если иное не установлено законом, договором, обычаем делового оборота или не вытекает из существа оказываемых услуг.

    3. Правила настоящей статьи не  применяются к отношениям по  оказанию религиозных и оккультных  услуг, а также товарищеских  услуг, когда услуги оказываются  одним гражданином в пользу другого гражданина не в связи с осуществлением хотя бы одним из них предпринимательской деятельности".

    На  сегодняшний день наиболее остро  перед обществом стоят проблемы правового регулирования медицинских  и образовательных услуг. Как было показано выше, в медицинских услугах объектом воздействия выступает здоровье человека, а в образовательных - духовное состояние личности. Каждая из этих услуг нуждается в правовой регламентации в рамках самостоятельного типа договора. Сомнения в целесообразности закрепления в ГК РФ договора на оказание медицинских услуг и договора на оказание образовательных услуг могут возникнуть в связи с попытками разработать медицинский кодекс и кодекс об образовании. Представляется, что в ГК РФ подлежат закреплению наиболее принципиальные положения, обеспечивающие реализацию и защиту конституционных прав граждан на образование (ст. 43 Конституции РФ), а также на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). В рамках соответствующих кодексов данные положения могут быть конкретизированы.

    Духовное  состояние личности выступает в  качестве объекта воздействия и  в культурно-просветительских услугах. В настоящее время регулирование  отношений по оказанию культурно-просветительских услуг в ГК РФ представляется излишним. Вполне допустима их регламентация на уровне федерального закона или иных правовых актов.

    На  основании изложенного можно  выделить три группы услуг, для которых  требуется создание специальных  правовых режимов. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ самостоятельные типы договоров об оказании следующих видов услуг:

    - информационных;

    - медицинских;

    - образовательных.

Представляется, что в рамках предложенных договорных типов возможно урегулировать большинство  разновидностей услуг, которые на сегодняшний день нуждаются в правовой регламентации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

        В цивилистической литературе не только не сформировалось единого общепризнанного понятия услуг, но и не была предложена такая концепция услуг, которая позволила бы раскрыть сущность данной гражданско-правовой категории и отграничить ее от иных правовых явлений, прежде всего от работ.

 Представляется, что сложность разработки понятия  "услуги" заключается, в первую  очередь, в отсутствии единого  понимания экономической сущности данного явления. В экономической науке услуги понимаются и как вид деятельности, и как вид экономического блага. Исходя из этого, можно предположить, что каждое из этих значений опосредуется адекватной правовой формой. Следовательно, вряд ли возможно выработать некое единое понятие, охватывающее оба этих значения услуг. Именно этим могут объясняться неудачи цивилистов при формировании понятия "услуги" как гражданско-правовой категории. Поэтому целесообразно разграничить правовые понятия услуг исходя из их экономического содержания.

    В качестве вывода можно привести то, что показал анализ основных типов услуг: их результатом можно признать выраженное в том или ином виде сохраненное или измененное состояние невещественного блага, достигнутое в процессе оказания соответствующей услуги. При этом результат услуг, как правило, нематериален по своей природе.

    Признание невещественности результата услуг  не противоречит ранее сделанному выводу о том, что наличие или отсутствие овеществленного результата не может признаваться приемлемым критерием разграничения работ и услуг. Данный признак вторичен по отношению к предлагаемому в данной работе критерию - невещественности объекта воздействия при оказании услуг, так как вытекает из последнего.

       При характеристике услуг в качестве одного из их признаков в литературе указывается на негарантированность их результата.

Список  литературы 

  1. Бачило  И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. СПб., 2006. С. 93.
  2. Городов О.А. Информация как объект гражданских прав // Правоведение. 2001. N 5. С. 74.
  3. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. I / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 1998. С. 294; Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2001. С. 67; Сенчищев В.И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. М., 1998. С. 110.
  4. Гришаев С. П. Гражданское право, Учебник. – М., 2002. – С. 75.
  5. Гущин В.В. Правовое регулирование оценочной деятельности // Право и экономика. 2004. N 10. С. 20.
  6. Ефремов А.А. Информация как объект гражданских прав // www.netlaw.spb.ru/articles/paper16.htm.
  7. Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. С. 31; Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 16.
  8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2004. С. 388.
  9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. С. 389.
  10. Корнилов С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 7. С. 118.
  11. Насонова Е.Н. Информация как объект гражданского права: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 8.
  12. Садиков О.Н. Гражданское право России. – М., 2002. – С. 74.
  13. Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Гос-во и право. 2000. N 5. С. 69.
  14. Снытников А.А. Информация как объект гражданских правовых отношений: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 7.
  15. Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2006. N 2. С. 16 - 17.
  16. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 21.

Информация о работе Услуги как объекты гражданских правоотношений