Услуги как объекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель представляемой работы - раскрыть понятие услуг как объектов гражданских правоотношений. К задачам курсовой работы можно отнести подробное описание видов услуг, основанное на изучении как нормативно-правового материала, так и материалов судебной практики, а так же необходимо привести примеры объектов гражданских прав и правоотношений, чтобы наиболее четко дать объяснение раскрываемой теме, о чем свидетельствует целевая задача. Также в работе затронуты наиболее острые теоретические проблемы, связанные с раскрываемой темой.

Работа содержит 1 файл

курсовая услуги как объекты гражданских правоотношений.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

2.1. Работы и услуги как объекты гражданских прав 

     Наряду  с вещами ГК РФ относит к объектам гражданских прав выполнение работ и оказание услуг. Под работами понимаются действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например ремонте. Причем результат работы заранее известен и определяется лицом, заказавшим их выполнение, а вот способ по общему правилу определяется исполнителем.

     Услуга, в отличие от работы, представляет собой действия или деятельность, осуществляемые по заказу, которые не имеют материального результата (например, деятельность хранителя, комиссионера, перевозчика и т.п.). Следует иметь в виду, что некоторые услуги могут иметь материальный результат, но этот результат неотделим от самого действия или деятельности.

    Если  говорить о классификации и подоплеке  разделения работ и услуг по какому-либо принципу, то в качестве первоочередной задачи цивилистов видится формирование единого понятия услуг, охватывающего все или большинство видов данного явления. В основу такого понятия должна быть положена экономическая сущность услуг. В имущественном обороте услуги участвуют в качестве экономического блага, которое раскрывается большинством ученых-экономистов как осуществление деятельности. Но характер этой деятельности, как правило, не уточняется. Исключение составляет определение услуги, предложенное экономистом Т. Хиллом: "...изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, с их предварительного согласия".

    Следует отметить, что в экономической литературе, особенно зарубежной, работы не выделяются в качестве самостоятельного экономического блага, а включаются в понятие услуг. В ст. 128 ГК РФ в перечне объектов гражданских прав наряду с услугами указаны и работы. В связи с этим представляется целесообразным, исходя из определения Т. Хилла, попытаться сформулировать понятия не только услуги, но и работы.

    С этой точки зрения под работой  следует рассматривать изменение  состояния предмета-вещи, которое  заключается в изменении ее качественных характеристик при изготовлении новой вещи или иных характеристик при переработке (обработке) вещи. Такое понимание нашло отражение и в легальном определении работы (п. 1 ст. 703 ГК РФ): "Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику". Однако такая формулировка была размыта указанием на возможность выполнения "другой работы", в качестве отличительного признака которой указывалась "передача ее результата заказчику".

    Именно  последнее указание и сместило акценты  с самой деятельности на ее результат, что в итоге и завело исследователей в тупик. Исходя из этого, к услуге можно отнести любую деятельность, результат которой в той или  иной степени отделим от самой деятельности и на который может претендовать заказчик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Понятие услуг как объекта гражданских прав  

    Под вещами традиционно понимаются физически  осязаемые предметы материального  мира. Но правовой режим вещей, в  определенной его части, может распространяться и на физически неосязаемые блага. Например, электрическая энергия как особое свойство материи  признается объектом договора энергоснабжения, являющегося разновидностью договора купли-продажи. В связи с этим в современном российском гражданском праве вещь определяется довольно широко как материально-телесная субстанция. Соответственно, к вещам относят не только материальные, физически осязаемые предметы, но и тела в газообразном состоянии, а также различные виды подвластной человеку энергии.

    Те  блага, которые не обладают материально-телесной субстанцией, являются по своей сущности невещественными. К ним следует  отнести имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные (духовные) блага.

    Таким образом, блага, являющиеся объектами  гражданских прав, можно разделить  на вещественные и невещественные в  зависимости от их физической природы.

В отличие  от работ, услуги имеют своим предметом  невещественные блага. В правоотношениях  по оказанию услуг невещественные блага  выступают в качестве объекта, на который оказывается воздействие  в процессе деятельности исполнителя  при оказании услуг (далее - объект воздействия). Выделение новой категории - объекта воздействия - представляется необходимым для раскрытия сущности услуг. В современной цивилистической литературе такая категория, как объект воздействия, используется, но преимущественно в качестве критерия классификации услуг.  В моей курсовой объект воздействия предлагается рассматривать как структурный элемент услуги.

    Круг  явлений, которые могут выступать  в качестве объекта воздействия, целесообразно ограничить теми благами, которые признаются объектами гражданских прав. К таковым из перечисленных в ст. 128 ГК РФ объектов гражданских прав могут быть отнесены следующие: информация, безналичные деньги, а также нематериальные (духовные) блага.

    Информационные  услуги упоминаются в ст. 779 ГК РФ и Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации". Но их легальное определение дается лишь в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене": действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами (ст. 2).

    Несмотря  на то что в правовой литературе высказываются мнения  о необходимости  закрепления понятия информационных услуг в ГК РФ, данная категория  недостаточно полно исследована  в науке гражданского права (как, впрочем, и информационного). Как следствие, отсутствует и единое понимание информационных услуг.

    В правовой литературе справедливо отмечается направленность медицинской деятельности, медицинских услуг на восстановление здоровья - физического и психического состояния человека. В частности, А.В. Тихомиров указывает, что "медицинская услуга ориентирована на особое благо - здоровье". При этом место здоровья как нематериального блага в правоотношениях по оказанию медицинских услуг не определяется.

    Представляется, что при оказании медицинских услуг здоровье выступает в качестве объекта воздействия. Действия, совершаемые при оказании медицинских услуг, направлены на сохранение, восстановление или улучшение здоровья.

    Но  здоровье может выступать предметом  воздействия и при оказании иных услуг (например, санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, косметических и т.д.). В.А. Белов считает, что критерием отнесения услуг к числу медицинских является не цель их оказания (поправка здоровья), а их содержание (направленное нарушение целостности человеческого организма или иное вмешательство в биологические процессы его функционирования). С таким подходом, в принципе, можно согласиться. Разграничить медицинские и иные услуги, в которых объектом правового воздействия выступает здоровье, представляется возможным только исходя из характера и способов совершаемых действий.

    Обычно  в определение услуг как объекта  гражданских прав включается их направленность на удовлетворение индивидуальной потребности  лица. Однако вряд ли удовлетворение потребности можно признать специфическим свойством услуг, так как оно присуще любому объекту гражданских прав. В качестве объектов гражданских прав выступают блага, т.е. предметы или явления, признаваемые таковыми из-за их способности удовлетворять какие-либо человеческие потребности.

    Направленность  услуг на удовлетворение именно индивидуальной потребности проявляется далеко не во всех случаях. В связи с существенным расширением сферы услуг возрастает роль стандартизации услуг. Разработка и внедрение стандартов рассматривается учеными-экономистами как основной способ обеспечения стабильности качества услуг. Стандартизация в сфере услуг, в свою очередь, снижает и степень индивидуализации оказываемых услуг.

    На  основании изложенного можно  предложить следующее определение услуг как объекта гражданских прав - это действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Правовой режим услуг 
 

"Правовой  режим" - довольно универсальный  термин. В разных отраслях права  он используется в отношении  различных правовых явлений: режима  наибольшего благоприятствования,  таможенного режима, колонии общего  режима, режима труда и отдыха  и т.д. В юридических словарях термин "правовой режим" определяется, как правило, через совокупность правовых норм.

    В гражданском праве данный термин чаще всего употребляется применительно  к объектам гражданских прав: правовому  режиму недвижимости, правовому режиму имущества супругов и т.д. Цель закрепления особых правил в отношении объектов гражданских прав может быть раскрыта через семантическое значение слова "режим": "установленный порядок чего-то" , т.е. правовой режим объекта - это порядок его использования, определенный правовыми нормами.

    Таким образом, под правовым режимом конкретного  объекта гражданских прав понимается совокупность правовых норм, устанавливающих  порядок использования этого  блага для участников гражданских  правоотношений.

    Формирование  общего правового режима услуг видится в качестве первоочередной задачи цивилистов, так как только на его базе могут разрабатываться специальные режимы для отдельных видов услуг, нуждающихся в особом правовом регулировании.

    В действующем законодательстве наиболее общие положения об услугах сконцентрированы в гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг". Однако действие норм, содержащихся в ней, распространяется не на все виды услуг, а только на те, которые не получили специального регулирования в рамках отдельных глав ГК РФ. Представляется, что правила, составляющие общий правовой режим услуг, должны быть закреплены в ч. 1 ГК РФ в подразд. 3 "Объекты гражданских прав" разд. I.

    Для формирования общего правового режима услуг принципиальное значение имеет  вопрос об их результате. Представляется, что любые услуги направлены на получение некоего результата. Суть этого действия, как было обосновано выше, заключается преимущественно в изменении состояния того невещественного блага, которое является объектом воздействия. Следовательно, результат данного действия выражается в фиксации измененного состояния. Способ и форма фиксации зависят от вида услуги. Допускается, в частности, и наличие отделимого результата услуг, например документа или иного носителя информации.

    На  первый взгляд, предложенная модель безвозмездного обязательства по оказанию услуг имеет право на существование, так как она формально не противоречит действующему законодательству. Однако при более внимательном рассмотрении возникают сомнения в ее целесообразности.

    Основной недостаток данной модели видится в том, что распространением на эти отношения норм договора дарения не достигается цель их правового регулирования, а именно регламентация деятельности услугодателя. Оказание услуг на безвозмездной основе не означает, что услугодатель вправе не соблюдать требований, предъявляемых к процессу осуществления деятельности, составляющей сущность услуг, или к ее результату.

    Активно обсуждается в литературе вопрос о возмездности услуг, оказываемых  государственными (муниципальными) учреждениями гражданам бесплатно. Речь идет преимущественно о медицинских и образовательных услугах. А.В. Тихомиров настаивает на универсально возмездном характере медицинских услуг: "...подзаконные нормативные акты выделяют платные медицинские услуги, предполагая порядок непосредственной их оплаты. В остальных же случаях медицинские услуги являются бесплатными для населения, но возмездными для медицинского учреждения, их оказывающего". Согласен с ним и В.А. Белов, отмечая, что "медицинская организация получает плату за оказанные ею услуги. Другое дело, что деньги поступают не непосредственно от пациента, а от страховой организации".

    В ст. 423 ГК РФ "Возмездный и безвозмездный  договоры" не содержится указания на то, от кого именно должна поступить  плата или иное встречное предоставление. Поэтому предлагаемое А.В. Тихомировым и В.А. Беловым понимание возмездности не противоречит буквальному толкованию нормы ст. 423 ГК РФ. Однако оно противоречит доктринальному толкованию. Большинство цивилистов при определении возмездности указывает, что обязанность по встречному предоставлению возлагается на контрагента по договору.

Информация о работе Услуги как объекты гражданских правоотношений