Уполномоченный по правам человека в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:56, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования составили юридически значимые отношения, складывающиеся в процессе деятельности уполномоченного по правам человека в России с учетом ее федерального и регионального уровней и статусных моделей.
Предметом исследования выступила интегрированная совокупность причин, условий и механизмов, обусловливающих становление, формирование и развитие института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Целью работы явилось комплексное теоретико-правовое и конституционно-отраслевое исследование особенностей и закономерностей возникновения и развития отечественного института уполномоченного по правам человека.

Содержание

Введение



Глава 1. Исторические условия становления и развития института уполномоченного по правам человека в России



1.1 Роль и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ



1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ



Глава 2. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России



2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека



2.2 Полномочия Уполномоченного по правам человека



2.3 Актуальные проблемы деятельности Уполномоченного по правам человека в России



Заключение



Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 88.73 Кб (Скачать)

 

Аппарат Уполномоченного  по правам человека создается для  юридического, организационного, научно-аналитического и иного обеспечения деятельности Уполномоченного.

 

Статус Уполномоченного  по правам человека и его рабочего аппарата как государственного органа с правом юридического лица, имеющего расчетный и иные счета, печать и  бланки со своим наименованием и  с изображением Государственного герба  Российской Федерации, закреплен в  Федеральном Конституционном законе Российской Федерации от 26 февраля 1997 №1-ФКЗ

 

«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Средства на деятельность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  и его аппарата прописываются  в федеральном бюджете отдельной  строкой. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации разрабатывает и исполняет смету своих расходов самостоятельно. Порядок его финансовой отчетности устанавливается законодательством Российской Федерации.

 

Независимость Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  проявляется в самостоятельной  регламентации им вопросов своей  внутренней деятельности. Ему предоставлены  широкие права в отношении  подбора персонала и организации  деятельности аппарата. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  руководит работой своего аппарата, составляет проект бюджета и несет  ответственность за его исполнение, он может принимать процедурные  правила получения и расследования  жалоб, составления докладов. По вопросам, связанным с руководством рабочим  аппаратом, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации издает распоряжения[20].

 

Статус сотрудников рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а  именно: их права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, условия прохождения  государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной  государственной службе, а также  законодательством РФ о труде.

 

При Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации  может создаваться экспертный совет  из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина, в нем более 180 человек. В рамках экспертного  совета имеются секции по различным  отраслям права и направлениям работы.

 

В аппарате у Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  имеется также отделы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного  права и отдел конституционного и административного права, помимо этого отдела создана рабочая  группа по отслеживанию хода избирательной  кампании. Уполномоченному приходится самому формировать стиль своей  работы. В процессе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации действуют четыре вида избирательных комиссий, жалобы рассматривают суды, прокуратура. Где место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе органов государственной власти? На этот вопрос трудно ответить, потому что нет публикаций на данную тематику или ученых специально обходят этот вопрос. На наш взгляд, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, сам должен отстаивает свое место в общественно значимых процессах и законодательно закрепить.

 

В любом обществе забота о  самых обездоленных, о тех, кто  не в состоянии обеспечить себя сам, всегда ложится на плечи государства. Защита прав лиц, принадлежащих к  социально уязвимым группам населения, должна стать одним из приоритетов  в социальной политике Российской Федерации  в области прав человека[21].

 

В соответствии с ФКЗ об Уполномоченном по правам человека Уполномоченным может быть назначен только гражданин  России не моложе 35 лет.

 

В ряде стран, например, в  Новой Зеландии тип профессиональной квалификации не является обязательным требованием к кандидату на должность  омбудсмена. В Великобритании первые три уполномоченных были назначены  из гражданских служащих, не имеющих  юридического образования и только в 1978 г. эту должность занял юрист. Вместе с тем, шведский закон предписывает, что омбудсменом могут быть лица с юридическим образованием и  достойной репутацией. Российский закон  не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.

 

Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. В мировой практике есть и другой подход к решению этого вопроса, так в Великобритании Парламентский Уполномоченный назначается Королевой по рекомендации премьер-министра. Избрание шведского омбудсмена готовится делегацией по делам парламентских омбудсменов после ее консультации с депутатами, назначенными от партийных групп в Конференцию при председателе парламента.

 

Закон устанавливает определенный срок, в течение которого предложения  о кандидатах на должность Уполномоченного  могут вноситься в Государственную  Думу. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего  Уполномоченного. Кандидат на должность  Уполномоченного выступает перед  Государственной Думой с краткой  программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против. Если кандидатура на должность Уполномоченного  отклонена палатой, фракции и  депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или  новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий  день после получения палатой  соответствующего представления.

 

Назначение на должность  Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной  Думой простым большинством голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы тайным голосованием.

 

В большинстве стран омбудсмен  выбирается парламентом, например, датский  омбудсмен выбирается прямыми выборами, в Португалии – избирается 2/3 парламента.

 

По вопросу о назначении на должность Уполномоченного Государственная  Дума принимает постановление. Время  его принятия ограничено – не позднее 30 дней со дня истечения срока  полномочий предыдущего Уполномоченного.

 

Порядок назначения Уполномоченного  носит сложный характер. Ввиду  того, что претендентов на эту должность  может быть достаточно много, закон  устанавливает специальную процедуру  включения кандидатур на пост Уполномоченного  в список для тайного голосования. Для этого претендент должен набрать 2/3 голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы.

 

В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсмены приносят присягу. Соответствующий  текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в ст. 9 Закона, которая регулирует акт присяги. Этот акт – не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга – это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний Государственной Думы сразу же после назначения Уполномоченного на должность.

 

Деятельность Уполномоченного  ограничена определенным сроком, считая с момента принесения присяги. В  других странах этот срок колеблется от двух лет в Австралии до пяти лет в Новой Зеландии. В Швеции, Великобритании, Португалии и т.д. омбудсмен  работает в течение четырех лет. Во Франции медиатор назначается  на шестилетний срок. Деятельность Уполномоченного прекращается с  момента принесения присяги новым  Уполномоченным, назначенным Государственной  Думой.

 

Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может быть назначено на должность омбудсмена повторно. Соответствующее положение  нашло отражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешно справляющемуся со своими обязанностями  находиться на своем посту десять лет.

 

В ст. 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.

 

Так, находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, а также  заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.

 

Закон делает исключение, позволяя Уполномоченному заниматься преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью. В то же время Уполномоченный, находясь на своем посту, не может быть членом политической партии или иного общественного  объединения, преследующего политические цели. Он должен быть далек от политики, и заниматься исключительно вопросами, входящими в его компетенцию, что соответствует мировой практике.

 

Не позднее 14 дней со дня  вступления Уполномоченного в должность  он обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.

 

Подобное правило, касающееся недопустимости совмещения поста омбудсмена и других публичных должностей, существует в большинстве стран, имеющих  институт омбудсмена.

 

Важным элементом статуса  Уполномоченного является наличие  у него иммунитета, т.е. Уполномоченный пользуется неприкосновенностью в  течение всего срока своих  полномочий[22]. Это выражается в том, что без согласия Государственной  Думы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме  того, он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев  задержания на месте преступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено  федеральным законом для обеспечения  безопасности других лиц. При этом личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного и того же пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

 

К уполномоченным лицам, которые  вправе применить эту меру относятся  должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и т. д.

 

Следует отметить, что законодатель распространяет неприкосновенность Уполномоченного  на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средства, корреспонденцию, средства связи, принадлежащие уполномоченному  документы[23].

 

Аналогичные положения содержатся и в зарубежном законодательстве. Так, например, французский медиатор пользуется неприкосновенностью, поэтому  не может подвергаться преследованию, розыску, задержанию. аресту или преданию суду за высказанные мнения или за совершение действий при выполнении им своих обязанностей. Указанные положения служат своего рода гарантией его независимости. Польскому Уполномоченному принадлежит иммунитет от привлечения к уголовной ответственности, ареста либо задержания, аналогичный иммунитету депутата Сейма.

 

Уполномоченный может  быть задержан на месте преступления. В этом случае должностное лицо, производившее задержание обязано  незамедлительно уведомить об этом Государственную Думу. На основании  поступившей информации Государственная  Дума, если сочтет это необходимым, принимает соответствующее решение, в котором выражает свое согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры. Если согласие не получено в течение 24 часов Уполномоченный должен быть освобожден.

 

Российский Закон предусматривает  ряд случаев досрочного освобождения Уполномоченного от должности.

 

Во-первых, если он нарушил  требования ст.11 Закона, т.е. продолжает осуществлять деятельность, несовместимую  с его статусом: является депутатом  Государственной Думы или депутатом  законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации, занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой.

 

Во-вторых, когда в отношении  Уполномоченного вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

 

Государственная Дума может  прекратить полномочия Уполномоченного, если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение не менее  четырех месяцев подряд[24].

 

Следует добавить, что 9 февраля 2005 г. Московская областная Дума приняла  решение о внесении изменений  в Закон Московской области “Об  Уполномоченном по правам человека в  Московской области”. В соответствии с принятой поправкой, депутаты областной  Думы получили право выражать недоверие  Уполномоченному по правам человека в Московской области и на этом основании досрочно прекращать его  полномочия[25].

 

Закон предусматривает Уполномоченному  право самому подать заявление о  сложении полномочий. В этом случае требуется согласие Государственной  Думы, касающегося освобождения от должности.

 

Оформление досрочного освобождения от должности производится принятием  Государственной Думой специального постановления.

 

В ситуации досрочного прекращения  полномочий Уполномоченным Закон предписывает Государственной Думе назначить  нового Уполномоченного в течение  двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок  назначения регулируется статьями 6-10 ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в РФ.

2.2 Полномочия Уполномоченного  по правам человека

 

Функции Уполномоченного  по правам человека перечислены в  ч. 3 ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека:

 

1)  восстановление нарушенных  прав человека и гражданина;

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в России