Суды общей юрисдикции в судебной системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Конституция - это закон законов, высший закон государства. Право - ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях [1] . В современных исследованиях отмечается возрождение интереса к проблемным вопросам конституционализма. Конституционализм становится необходимым условием движения государства к господству права.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Определение полномочий судов общей юрисдикции РФ по применению конституции РФ……………………………………………….… . 6

1.1. Система судов общей юрисдикции Российской Федерации…………..…. 7

1.2. Мировые судьи и районные суды: порядок образования, состав и полномочия……………………………………………………………………... 10

1.3. Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия……………. ..13

1.4. Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия…….. 14

1.5. Военные суды: структура и компетенция……………………………….. 16

Глава 2. Суды общей юрисдикции в судебной системе России…………….. 19

2.1. Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и Конституционного Суда РФ…………………………………………………… 19 2.2. Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и конституционных (уставные) суды субъектов Федерации. ……………..….. 22

2.3. Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. …………………………………………...…………… 24

Заключение ……………………………………………………………………... 27

Список используемой литературы ……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

отправленная курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Заключение

В действующей  Конституции РФ закреплен принцип  прямого действия конституционных  норм. В условиях становления правового государства этот принцип играет немаловажную роль. Прямое действие Конституции наиболее ярко отражает новую схему взаимоотношений человека и государства, характеризующуюся возросшей ролью личности, объявлением человека, его прав и свобод высшей ценностью. Однако, несмотря на то, что с момента принятия новой Конституции прошло уже более 15 лет, в научной литературе до сих пор не сложилось общепризнанного подхода к определению данной юридической конструкции.

Принцип прямого действия получил закрепление  в ст. 15 Конституции РФ, согласно которой «Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации»[1]. К сожалению, содержание данной статьи не позволяет составить четкого представления о том, что же подразумевается под прямым действием Конституции. Существует мнение, что значение рассматриваемой юридической конструкции было бы более понятным при условии четкого изложения доктрины прямого действия в материалах Конституционного совещания. Однако, положение о прямом действии конституционных норм не вызвало дискуссии.[2] В научной литературе отмечается, что «зачастую прямое действие норм Конституции сводят к информативному воздействию основного закона на сознание граждан»[3]. Но такой подход не позволяет определить, в чем заключается основное значение и специфика прямого действия Конституции.

Представляется, что наиболее точно специфику  и особенности, а главное роль и значение рассматриваемой юридической конструкции отражает определение, сформулированное профессором Малько, который под прямым действием Конституции понимает «юридическое свойство Конституции, заключающееся в ее способности быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно, на основе ее предписаний разрешаются все дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти»[4].

Несомненно, Конституция играет неоценимую роль в правовой системе современной  России, оказывая информационное, психологическое  и социальное воздействие на участников общественных отношений и в этом проявляется действие Конституции, основанное на ее свойствах и функциях, а также на юридической природе и месте в правовой системе. Однако прямое действие играет особо важную роль как специально-юридическая форма действия.

Прямое  действие конституционных норм проявляется, прежде всего, в сфере прав и свобод человека и гражданина[5]. Согласно ст. 18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими»[6]. Данное положение, конкретизированное в этой же статье, означает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все нормы Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина имеют высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории РФ, и суды при разрешении споров обязаны обеспечить их применение.[7] Следовательно, прямое действие конституционных норм помогает осуществлять защиту конституционных прав и свобод, в случаях, если нет конкретизирующего эти нормы закона или иного правового акта, отсутствие которых не может быть признано основанием для отказа в их защите.[8] «Конституция – не пропагандистский документ, а нормативно-правовой акт, статьями которого надлежит руководствоваться, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах»[9]. Некоторые учёные даже предлагают рассматривать в качестве первого и основного признака прямого действия конституционной нормы реальное и прямое применение этой нормы судами общей юрисдикции.

Прямое  действие Конституции имеет большое  значение не только для правоприменителей, но и для субъектов различных  правоотношений, реализующих свои субъективные юридические права. Они могут активно использовать конституционные нормы и активно ссылаться на них в качестве обоснования и аргументации своей позиции. Прямое действие Конституции помогает субъектам правоотношений использовать наиболее выгодно положения Конституции для защиты своих прав, свобод и законных интересов[10]. Прямое применение конституционных норм также играет важную роль при разрешении юридических коллизий, для преодоления пробелов в праве[11]. Кроме того, прямое действие Конституции имеет большое значение для повышения уровня правовой культуры, для последовательного укрепления уважительного отношения граждан к Основному Закону страны, которое невозможно, если люди не будут видеть, ощущать на себе ежедневно, что на защите их прав и свобод стоит именно Конституция.[12]

В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению, в настоящее время прямое действие Конституции ассоциируется исключительно с возможностью защиты прав и свобод, закреплённых в Конституции через суд. Представляется, что действие конституционных норм должно распространяться не только на судебные споры, но и определять деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, выступать в качестве руководящего начала для различных организаций, как и записано в ст. 18 Конституции, чтобы граждане могли осуществлять свои конституционные права не только через суд. Нормы Конституции должны действовать непосредственно при урегулировании общественных отношений, а не быть инструментом, применяемым в экстренных случаях.

Стоит отметить, что на пути у реализации принципа прямого действия Конституции  возникают некоторые существенные проблемы: относительно невысокий уровень  правовой культуры, отношение к конституционным положениям лишь как к торжественным и декларативным, как к не обладающим реальным воздействием на общественные отношения, и, наконец, главная проблема – отсутствие механизма, позволяющего воплотить принцип прямого действия Конституции не только при разрешении конфликтных ситуаций, но и в повседневной жизни. Решение этих вопросов является необходимым условием для успешного развития правового государства и последовательного проведения в жизнь принципа прямого действия Конституции.

 
 

[1] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 20.

[2] Кравец И. А. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции // Российский юридический журнал. 2001. № 3. С. 3.

[3] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 94

[4] Краткий юридический словарь; отв. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 157.

[5] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий; под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 34.

[6] Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 24.

[7] Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). М.: «Права человека», 1996. С. 56.

[8] Венгеров А.Б. О применении конституционных норм судебными органами СССР. Советское государство и право. 1969. № 10. С. 42.

[9] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 7.

[10] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. 4-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2007. С. 510.

[11] Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С. 59.

[12] Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 99.

Список  используемой литературы

1. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. - С.201.

2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 г.

3. Постановление Пленума от 31 октября 1995 г. N 8 // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. М. 1997. С. 11-19.

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации от 16 июня 1998 г. // Российская газета. 1998. 30 июня. С. 5-6.

5. Лобачев Е. Суд – далеко, Конституция – высоко // ЭЖ-ЮРИСТ. - N 9. –2003.

6. Конституция Российской Федерации. Красноярск, 2004. С. 20.

7. Кравец И. А. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции // Российский юридический журнал. 2001. № 3. С. 3.

8. Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 94

9. Краткий юридический словарь; отв. ред. А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 157.

10. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий; под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 34.

11. Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации (практическое пособие). М.: «Права человека», 1996. С. 56.

12. Венгеров А.Б. О применении конституционных норм судебными органами СССР. Советское государство и право. 1969. № 10. С. 42.

13. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. С. 7.

14. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учеб. 4-е изд., стер. Москва: Омега-Л, 2007. С. 510.

15. Эбзеев Б. С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С. 59.

16. Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 99.

17.Абросимова Е. Б. Парламент и суд в Российской Федерации // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. 2

18. Абросимова Е.Б. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах. Лекция. Судоустройство (судебные системы) зарубежных стран. Программа учебного курса. — М.: 2000.-70 с.

19. Административное право зарубежных стран: Учебное пособие. — М.: Изд-во “СПАРК”, 1996. — 229 с.

20.  Александров А., Лукашевич В. Судьи или присяжные? Как повлияет на компетенцию суда участие в нем заседателей // Российские вести. — 1998. — 9 янв. — с. 3.

21. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996. — 680 с.

22. Аннерс Э. История европейского права (пер. со швед.) / Ин-т Европы. — М.: Наука, 1994. — 397 с.

23. Анохин В. Проблемы арбитражного суда и процесса // Хозяйство и право. — 1997. — № 4.

24.Антонова Е. Верховенство закона в структурных преобразованиях государственной власти в России // Хозяйство и право. — 1996. — № 6.

25.Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. К. Треушникова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во “Спарк”, Юридическое бюро “Городец”, 1997. — 253 с.

26. Ершов В. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до постановления Конституционного Суда РФ (окончание) // Российская юстиция. — 1998. — № 10. — с. 2-4.

27. Кучерена А. В чьих руках справедливость // Российская газета. — 1998. — 16 дек. — с.6.

28. Муранов А. И. Военные суды — органы правосудия в армии и на флоте России //Вестник гильдии российских адвокатов. — 1998.-№ 12 — с. 27-31

29. Наздратенко Е. Единая судебная система — гарантия российской государственности // Российская юстиция. — 1998. — № 11. — с. 1.

30. Новой России нужна сильная и независимая судебная система. (Выступление и. о. Президента Владимира Путина на совещании руководителей республиканских, краевых и областных судов) // РГ. — 2000. — 26 янв. — с. 1-2. 
 
 
 

Информация о работе Суды общей юрисдикции в судебной системе России