Суды общей юрисдикции в судебной системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Конституция - это закон законов, высший закон государства. Право - ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях [1] . В современных исследованиях отмечается возрождение интереса к проблемным вопросам конституционализма. Конституционализм становится необходимым условием движения государства к господству права.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Определение полномочий судов общей юрисдикции РФ по применению конституции РФ……………………………………………….… . 6

1.1. Система судов общей юрисдикции Российской Федерации…………..…. 7

1.2. Мировые судьи и районные суды: порядок образования, состав и полномочия……………………………………………………………………... 10

1.3. Суды субъектов РФ: их задачи, структура и полномочия……………. ..13

1.4. Верховный Суд РФ: его задачи, структура, состав и полномочия…….. 14

1.5. Военные суды: структура и компетенция……………………………….. 16

Глава 2. Суды общей юрисдикции в судебной системе России…………….. 19

2.1. Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и Конституционного Суда РФ…………………………………………………… 19 2.2. Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и конституционных (уставные) суды субъектов Федерации. ……………..….. 22

2.3. Разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. …………………………………………...…………… 24

Заключение ……………………………………………………………………... 27

Список используемой литературы ……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

отправленная курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

             Районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях. Подсудность гражданских дел данному районному суду определяется, как правило, местом жительства ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.  Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно - правовых отношений, дела особого производства. Осуществляя правосудие в качестве суда первой инстанции, районный суд рассматривает дела единолично. Районные суды так же наделены статусом суда второй инстанции. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения мировых судей.

При этом районный суд как апелляционная  инстанция вправе непосредственно  исследовать доказательства, а также  проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Наделение районного суда контрольными функциями по отношению к мировым судьям повышает оперативность судопроизводства, упрощает порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи. Таким образом, районный суд в глазах населения является выразителем судебной власти не только при непосредственном осуществлении правосудия, но и осуществляя контроль за законностью деятельности других органов государственной власти и их должностных лиц. Районный суд изучает и обобщает судебную практику.

1.3.  Суды субъектов  РФ: их задачи, структура  и полномочия.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Суды  среднего звена системы судов  общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.   Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным

органом - Верховным Судом РФ. В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях, указанных в ч.3 ст.31 УПК РФ.

Являясь по отношению к районным судам  кассационной инстанцией, Верховный  суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному представлению прокурора, а также по частным жалобам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции. Областной и другой равный ему суд состоит из судей и присяжных заседателей. Их количество зависит от объема работы, которая в свою очередь определяется численностью населения, размерами территории и другими факторами. В соответствии с Законом “О судебной системе РФ” эти суды действуют в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей. Все судьи областных и равных им судов назначаются на должность указами Президента РФ без ограничения срока полномочий. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

1.4. Верховный Суд  РФ: его задачи, структура,  состав и полномочия.

В соответствии с ФКЗ « О судебной системе  в РФ» законодатель определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного  органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции. Юридическое значение

понятия "высший судебный орган" заключается  в окончательности решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам  общей юрисдикции, а также в  его праве проверить в порядке  надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве первой инстанции он рассматривает  гражданские и уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.

Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и других равных им судов. В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу; решения судов кассационных и надзорных инстанций, принятые по делу. Он же является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанций. Верховный Суд РФ состоит из:

- Председателя,

- его  заместителей 

- членов  Суда,

- аппарата.

Судьи Верховного Суда назначаются на должность  Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен. Все члены Верховного Суда РФ, как носители судебной власти, независимы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и обладают неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставляется государственная охрана. Основная организационная работа в Верховном Суде РФ возлагается на Председателя и его заместителей. Ежегодно в Верховном Суде РФ рассматривается свыше 6,6 тыс. дел по первой и второй инстанциям, пересматривается около 5 тыс. дел в порядке надзора, кроме того, в Верховном Суде разрешается свыше 90 тыс. жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации.

1.5. Военные суды: структура и компетенция.

Необходимость создания военных судов, особенности  их организации и деятельности обусловлены  спецификой Вооруженных Сил как военной организации, предназначенной для вооруженной защиты Отечества, целостности и неприкосновенности территории Российского государства, действующей на началах воинской дисциплины и уставного порядка, принципах единоначалия и строгого воинского подчинения.

Военные суды создаются с учетом структуры  Вооруженных Сил по территориальному принципу - по месту дислокации войск  и флотов. В настоящее время  действуют военные суды гарнизонов и приравненные к ним военные  суды, военные суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках

 и  воинских формированиях, в которых  предусмотрена военная служба  Федеральный конституционный закон  «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. в ред. 2003 года.

Порядок организации и принципы деятельности военных судов регламентируются Законом “О военных судах Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 данного Закона военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военных судов, численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

- нарушенных  и оспариваемых прав и охраняемых  законом интересов местного самоуправления;

- нарушенных  или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К подсудности  военных судов относятся:

- гражданские  и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

- дела  о преступлениях, в совершении  которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы,  а также граждане, уволенные с  военной службы;

- дела  об административных правонарушениях,  совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами  территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизонные военные суды, второе (среднее) звено - окружные (флотские) военные суды, а высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в состав которого входит Военная коллегия.

Статус  судей военных судов определяется, прежде всего, Конституцией РФ, Законами РФ “О судебной системе” и “О статусе  судей в Российской Федерации”. Военные суды Российской Федерации, являясь органами судебной власти в  Вооруженных Силах, осуществляя в них правосудие, призваны в соответствии со своей компетенцией защищать права и законные интересы военнослужащих и других граждан, предусмотренные Конституцией РФ и другими российскими законами, а также права и интересы воинских частей и учреждений, охранять от всяких посягательств безопасность страны, боеспособность и боевую готовность Вооруженных Сил, соблюдать воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы. 
 
 

ГЛАВА 2. СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ.

        Формирование в судебной системе России новых судебных подсистем — Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации явилось причиной появления комплекса проблем, связанных с определением юрисдикции этих судов. Все названные суды являются судами специальной юрисдикции, их компетенция строго определяется соответствующими законами, при этом и суды общей юрисдикции, и указанные суды специальной юрисдикции обладают полномочиями по окончательному разрешению дел, отнесенных к их компетенции. Такая обособленность четырех существующих в России подсистем судов в значительной мере усугубляет сложность разграничения компетенции между ними и законодательного урегулирования порядка взаимодействия этих судов — проблем, которые изначально присущи конструкции любого суда специальной юрисдикции. Непосредственная связь указанных вопросов с реализацией конституционного права на судебную защиту позволяет отнести их к числу наиболее актуальных в настоящее время. Кроме того, изучение вопросов соотношения компетенции различных судебных подсистем позволяет более точно определить место судов общей юрисдикции в судебной системе страны.

Информация о работе Суды общей юрисдикции в судебной системе России