Судоустройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений. В законодательстве отсутствует определение термина правосудие.

Содержание

Обеспечение доступа к правосудию – задача современного государства………………………………………………………………………...3



Правовой статус адвоката и основные этапы развития адвокатуры на современном этапе………………………………………………………………17



Задача……………………………………………………………………………..34

Приговор районного суда, которым Ивлев за хулиганство с особой дерзостью был осужден по ч.2 ст.339 УК РБ к условной мере наказания не был обжалован и опротестован в кассационном порядке и вступил в законную силу. Прокурор района, ознакомившись с делом, пришел к выводу, что приговор не справедлив в виду мягкости наказания. В каком порядке, в каком звене судебной системы и в какой инстанции может быть рассмотрено дело? Какие существуют судебные инстанции в каждом звене судебной системы?

Используемая литература……………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

судоустройство контрольная готовая.docx

— 65.51 Кб (Скачать)

Гражданские дела в судах  общей юрисдикции рассматриваются  по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя  народными заседателями. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются  судьей единолично, тремя судьями-профессионалами  или судьей и двумя арбитражным  заседателями.

Рассмотрение дел в  кассационной, апелляционной и надзорной  инстанциях производится всегда в коллегиальном  составе суда;

для обеспечения беспристрастности  суда от участия в разбирательстве  дела отстраняются судебные заседатели:

а) имеющие прямую или  косвенную заинтересованность в  исходе дела (родственники сторон или  обвиняемого, друзья, свидетели и  т. п.);

б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, эксперты, адвокаты и пр.).

6. Правосудие осуществляется  на основе равенства всех перед  законом и судом. Равенство  перед законом означает одинаковое  применение норм закона ко  всем лицам: наделение их одинаковыми  правами, возложение равных обязанностей  и единообразное возложение ответственности.

Равенство перед судам  предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом  в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель, потерпевший  и т. п.), процессуальными правами  и обязанностями для защиты своих интересов. Это означает, что порядок судопроизводства остается неизменным вне зависимости от того, кто конкретно привлечен к участию в деле.

Законодательство устанавливает  определенные изъятия из принципа равенства  всех перед законом и судом  в отношении отдельных категорий  лиц: депутатов, прокурорских работников, судей, членов избирательных комиссий и пр.

7. Принцип состязательности  и равноправия сторон

Принцип состязательности и  равноправия сторон предполагает наделение  сторон (истца и ответчика, обвинителя и подсудимого) равными правами  и возможностями по отстаиванию  своих прав и законных интересов  при осуществлении правосудия.

Стороны имеют равные права  по отстаиванию своей позиции, предоставлению доказательств, аргументированию своих  доводов, заявлению отводов и  ходатайств, исследованию доказательств  и т. п. При этом суд, не становясь  на позицию ни одной из сторон, принимает  необходимые меры по ведению судебного  заседания, разъясняет сторонам их права  и обязанности, исследует доказательства и т. п.

8. Право граждан на  судебную защиту. Каждому гарантируется  судебная защита его прав и  свобод: действия (бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд.

9. Каждый подозреваемый,  обвиняемый и подсудимый имеют  право на защиту, что предполагает:

• наделение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого широким  комплексом прав, позволяющим ему  самому эффективно защищать свои права  и законные интересы, то есть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый вправе защищаться всеми средствами, не запрещенными законом: он вправе знать, в чем его обвиняют; давать объяснения и показания; обжаловать действия должностных лиц; представлять доказательства и участвовать в их исследовании и т. п.;

• предоставление подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права  пользоваться помощью защитника  с момента задержания, ареста или  предъявления обвинения. В предусмотренных  законом случаях юридическая  помощь предоставляется бесплатно. Защитник обладает практически тем  же комплексом процессуальных прав для  защиты интересов подзащитного, что  и последний;

• возложение на лиц, ведущих  дознание, следователей, прокуроров и  суд обязанности содействовать  эффективной защите прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; разъяснять им их право, выявлять как уличающие, так и оправдывающие их доказательства и т. п.

10. Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении  преступления считается невиновным, пока его виновность не будет  доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу  приговором суда.

Следствия из презумпции невиновности:

• обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию;

• недоказанная виновность равняется доказанной невиновности;

• неустранимые сомнения толкуются  в пользу обвиняемого (подсудимого).

11. Принцип открытого разбирательства  дел. Разбирательство дел во  всех судах открытое. Это означает  предоставление гражданам, не  участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном  заседании, что повышает ответственность  всех его участников и в  первую очередь суда.

Закрытое судебное разбирательство  допускается в случаях, когда:

• разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению  государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

• рассматриваются уголовные  дела о преступлениях, совершенных  лицами, не достигшими возраста 16 лет;

• рассмотрение уголовных  дел о преступлениях против половой  неприкосновенности и половой свободы  личности и других преступлениях  может привести к разглашению  сведений об интимных сторонах жизни  участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь  и достоинство;

• этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебно разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, и происходит с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор или принятое решение всегда оглашается публично.

12. Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РБ, Верховном Суде РБ, Высшем Арбитражном Суде РБ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке РБ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать  и давать объяснения на родном языке  либо на любом свободно избранном  языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Переводчик обязан осуществлять перевод полно и  правильно под угрозой уголовной  ответственности. Следственные и судебные документы вручаются лицам, не владеющим  языком судопроизводства, переведенные на понятный им язык. Услуги переводчика  всегда предоставляются бесплатно.

13. Участие граждан в  осуществлении правосудия. Формы  привлечения граждан к осуществлению  правосудия:

• народные -заседатели - избираются собраниями коллективов по месту  жительства или работы, в воинских частях и учреждениях на срок до I недели из числа граждан РФ, достигших 25-летнего возраста (для военных  СУДОВ народные заседатели могут  избираться из числа военнослужащих, но достигших возраста 25 лет) и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым  к судьям.

При разбирательстве уголовных  и гражданских дел народные заседатели пользуются теми же правами, что и  председательствующий судья-профессионал, кроме полномочий по ведению хода рассмотрения дела;

присяжные заседатели - привлекаются к разбирательству уголовных  дел. В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом  с участием присяжных заседателей  определяется количество кандидатов в  •присяжные заседатели (не менее 20). Отбираются кандидаты из находящихся в суде общего и запасного годовых' списков  путем случайной выборки. Одно и  то же лицо не может участвовать  в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более  одного раза. Включенным в предварительный список кандидатам не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При рассмотрении и разрешении уголовных дел присяжные заседатели вправе принимать решение о виновности или невиновности подсудимого (вердикт) с соблюдением установленной в Уголовно-процессуальном кодексе РБ процедуры;

• арбитражные заседатели - при рассмотрении арбитражных дел  пользуются равными процессуальными  правами и исполняют обязанности  судьи-профессионала;

• представители общественных организаций и трудовых коллективов - при разбирательстве в судах  гражданских дел

Правосудие, форма государственной  деятельности, которая заключается  в рассмотрении и разрешении судом  отнесённых к его компетенции  дел - об уголовных преступлениях, о  гражданских спорах и др.

Основными элементами осуществления  правосудия являются: установление факта, события, по поводу которого ведётся  судопроизводство (преступление, имущественные  отношения и др.), применение к  этому факту соответствующей  правовой нормы, вывод суда на основе данной правовой нормы по рассматриваемому случаю (признание подсудимого виновным и применение к нему меры уголовного наказания или оправдание его, удовлетворение иска или отказ в нём). Осуществление  правосудия судом производится в  установленном законом процессуальном порядке.

Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом  интересов личности, юридических  лиц и иных объединений, а также  Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью  государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой статус адвоката и основные этапы развития адвокатуры на современном этапе

Адвокатура - это добровольное объединение юристов, оказывающих  правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается.

Закон «Об адвокатуре в  Республике Беларусь», принятый Верховным  Советом 15 июня 1993 г., определяет адвокатуру как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную  деятельность.

Адвокатура — негосударственная  и некоммерческая организация, а  самоуправляемая юридическая организация. Она содействует защите прав и  законных интересов граждан и  организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения [7. с. 89].

Слово «адвокатура», как  и многие другие юридические термины, происходит от латинского слова «advocare», что означает приглашать, призывать; «advocatus»- выступающий в защиту другого, поверенный в судебных делах консультант  в области права.

Адвокатская профессия - одна из самых древних и престижных юридических профессий, родоначальником  которой считается древнеримский  философ, политический деятель, ученый, публицист, выдающийся оратор Марк Юлий Цицерон. Его имя стало нарицательным  и вошло в сокровищницу мировой  культуры.

Многовековую историю  имеет адвокатура и в Беларуси. Она начинается с XVI столетия, когда  этот институт получил законодательное  оформление. В Статутах Великого княжества  Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. достаточно подробно регламентировался правовой статус «прокураторов» (так именовались  в то время адвокаты), их права, обязанности, правила этики, случаи бесплатного оказания адвокатской помощи и др. В Северо-западном крае Российского государства адвокатура была учреждена Судебными уставами 1864 г. и являлась самоуправляемой организацией лиц свободной профессии. В 1874 г. вводится институт частных поверенных, не имевших корпоративной организации. В начальный период своего развития адвокатура Российского государства получила небывалый расцвет. Появилась целая плеяда выдающихся адвокатов, обладавших ярким талантом красноречия. Среди них следует назвать нашего земляка В.Д. Спасовича (1829—1906 гг.), которого по праву называли «королем» адвокатуры, одним из лучших адвокатов Европы.

Новый этап в развитии адвокатуры в Беларуси начался с принятия Верховным Советом 15 июня 1993 г. Закона «Об адвокатуре». Реализуя идеи, заложенные в Концепции судебно-правовой реформы, правовой акт учел отечественный  и мировой опыт, достижения правовой мысли, потребности общества в расширении и качественном улучшении правозащитной  деятельности в условиях перехода к  рыночным отношениям и демократическому правовому государству. Следует  подчеркнуть, что Беларусь первая из стран СНГ приняла демократический  закон о реформировании адвокатуры на основе принципов, отвечающих международно-правовым стандартам. Закон значительно повысил  требования к лицам, допускаемым  к адвокатской деятельности, создал правовую основу для развития в стране наряду с коллегиями адвокатов новых  организационных форм частной адвокатской  деятельности (фирм, бюро, контор). Новеллами  этого закона являются также введение института помощника адвоката, закрепление  гарантий адвокатской деятельности и т.д.

В целях создания надлежащих условий для реализации каждым гражданином  права на юридическую помощь и  в соответствии со ст. 101 Конституции 3 мая 1997 г. Президентом Республики Беларусь был издан Декрет «О некоторых  мерах по совершенствованию адвокатской  и нотариальной деятельности в Республике Беларусь», внесший существенные изменения и дополнения в правовое регулирование организации и деятельности адвокатуры в нашей республике. 6 июля 1998 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь об адвокатуре». Названные нормативные акты усилили государственный контроль за формированием адвокатского корпуса и деятельностью адвокатуры, предусмотрели образование Республиканской коллегии адвокатов, а также осуществление адвокатской деятельности только членами областных и Минской городской коллегий адвокатов. Они содержат и ряд других новых положений, которые будут рассмотрены ниже.

Информация о работе Судоустройство