Судоустройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений. В законодательстве отсутствует определение термина правосудие.

Содержание

Обеспечение доступа к правосудию – задача современного государства………………………………………………………………………...3



Правовой статус адвоката и основные этапы развития адвокатуры на современном этапе………………………………………………………………17



Задача……………………………………………………………………………..34

Приговор районного суда, которым Ивлев за хулиганство с особой дерзостью был осужден по ч.2 ст.339 УК РБ к условной мере наказания не был обжалован и опротестован в кассационном порядке и вступил в законную силу. Прокурор района, ознакомившись с делом, пришел к выводу, что приговор не справедлив в виду мягкости наказания. В каком порядке, в каком звене судебной системы и в какой инстанции может быть рассмотрено дело? Какие существуют судебные инстанции в каждом звене судебной системы?

Используемая литература……………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

судоустройство контрольная готовая.docx

— 65.51 Кб (Скачать)

 

Министерства образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  «Гродненский государственный университет  имени Янки Купалы»

Юридический факультет

 

 

 

Вариант 4

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Судоустройство»

 

 

 

 

Исполнитель: Синькевич С.С.

студентка 2 курса

заочного отделения

полной формы обучения

специальности «Правоведение»

 

 

 

Гродно, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение доступа к  правосудию – задача современного государства………………………………………………………………………...3

 

Правовой статус адвоката и основные этапы развития адвокатуры на современном этапе………………………………………………………………17

 

Задача……………………………………………………………………………..34

Приговор районного суда, которым Ивлев за хулиганство  с особой дерзостью был осужден  по ч.2 ст.339 УК РБ к условной мере наказания  не был обжалован и опротестован в кассационном порядке и вступил  в законную силу. Прокурор района, ознакомившись  с делом, пришел к выводу, что приговор не справедлив в виду мягкости наказания. В каком порядке, в каком звене судебной системы и в какой инстанции может быть рассмотрено дело? Какие существуют судебные инстанции в каждом звене судебной системы?

Используемая литература……………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение доступа  к правосудию – задача современного государства

 

Правосудие – одно из направлений  деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит  в рассмотрении и разрешении судом  правовых споров между участниками  правоотношений. В законодательстве отсутствует определение термина  правосудие. Нет единого подхода  в определении рассмотрения понятия  и со стороны ученых-юристов. В  самом общем виде правосудие можно  определить как форму государственной  деятельности, заключающуюся в разбирании, разрешении судами гражданских, хозяйственных, административных, уголовных дел, а  также в осуществлении ими  конституционного контроля.

В науке общепринятым является представление о правосудии как  о деятельности суда, заключающейся  в разрешении конкретных правовых вопросов в процессуальном порядке путем  применения норм права к установленным  фактам и отношениям. При этом разные авторы включают в данное определение  некоторые дополнительные характеристики. Например, М.С. Строгович указывал, что  правосудие — это «государственная деятельность, осуществляемая. судом, заключающаяся в том, что суд  путем разбирательства и разрешения уголовных и гражданских дел  в установленных законом правовых (процессуальных) формах защищает от всяких посягательств. государство, права  и законные интересы граждан., учреждений, организаций, обеспечивает законность в деятельности учреждений, организаций, должностных лиц, в поведении  граждан». [1]

А.А. Мельников дал определение, согласно которому «правосудие —  это одна из форм государственного управления, средство выполнения государством внутренней функции охраны, правопорядка, собственности, прав и свобод граждан путем разрешения специальным органом государственной власти — судом гражданских и уголовных дел по правилам, предусмотренным гражданским и уголовно-процессуальным правом, т.е. путем применения от имени государства норм права к установленным в судебном заседании фактам и правоотношениям, а в необходимых случаях и мер принуждения к правонарушителям».[2]

В.М. Семенов полагает, что  «правосудие — это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке  уголовных, гражданских и иных дел  и правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения  к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства».[3]

Таким образом, мы видим, что  различные авторы считают необходимым  включать в определение правосудия разное количество характеристик, совокупность которых отражает, по их мнению, сущность правосудия. Любой признак, так или  иначе, помогает раскрыть сущность правосудия, однако каким бы ни был перечень признаков, его всегда можно расширить  за счет ряда подробностей, «мелких  деталей». Про некоторые из подобных признаков можно сказать, что  они не являются необходимыми атрибутами определения правосудия. Так, например, по нашему мнению, излишне указывать  в определении правосудия, что  это государственная деятельность. Уже сам факт того, что именно суд осуществляет правосудие судом, свидетельствует о государственном  характере последнего. Также излишне  указывать на независимость суда в дефиниции правосудия. Суд независим  по определению, в силу соответствующего конституционного принципа, и лишний раз указывать на его независимость значит лишь усложнять понятие правосудия.

Правосудие обладает рядом  признаков, позволяющих отграничить  его от других видов деятельности (в том числе, осуществляемых судами). Именно такой перечень признаков  является необходимым и достаточным  для раскрытия сущности правосудия. В литературе разными авторами предлагается различный набор признаков правосудия.

Каждый из этих признаков  в большей или меньшей степени  раскрывает сущность данного явления, однако, как известно, любая дефиниция  и, следовательно, любой перечень признаков  явления обедняют его сущность.

Признаки правосудия:

• принятие окончательных  решений по важнейшим вопросам, касающимся прав и свобод человека, интересов  общества и государства (признание  виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых  требований);

• общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных  органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных  лиц, юридических и физических лиц на всей территории РБ. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

• правосудие осуществляется только двумя способами:

а) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим права  и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

б) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания  к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;

• правосудие осуществляется только судом (судьей),

• правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной  законом процедурой рассмотрения и  разрешения уголовных и гражданских  дел. Закон определяет все важнейшие  вопросы порядка осуществления  правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства  и т. п.

Характеристика  отдельных принципов правосудия

1. Принцип законности - это  принятие только нормативно-правовых  актов, соответствующих нормативно-правовым  актам с большей юридической  силой и с соблюдением процедуры,  установленной для их принятия, а также неукоснительное и  добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РБ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими и физическими лицами. В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РБ.

При определении нормативного акта, подлежащего применению при  разрешении конкретного дела, суд  обязан учесть юридическую силу нормативных  актов, а при их противоречии друг другу,- применить нормативный акт, обладающий большей юридической  силой. Суд также не вправе применять  закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору РБ. Принцип законности является универсальным правовым принципом, однако в сфере правосудия он приобретает особое значение в силу важности и ответственности этого вида деятельности.

2. Осуществление правосудия  всегда связано с определенным  ущемлением прав и свобод человека  и гражданина. Поскольку такое  ущемление может быть очень  существенным (вплоть до лишения  свободы и даже жизни), то особое значение приобретает принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия.

Особой защиты требуют  права и свободы человека, привлекаемого  к уголовной ответственности, - в  первую очередь неприкосновенности личности, частной жизни и жилища.

Правовые гарантии обеспечения  прав человека при осуществлении  правосудия включают в себя:

• право на жизнь и  исключительный характер смертной казни;

• запрещение любых действий, причиняющих вред жизни или здоровью человека или унижающих его достоинство (пытки, истязания и пр.);

• неприкосновенность личности и запрещение произвольного задержания или заключения под стражу, а также  возможность человека обжаловать указанные  действия (в т. ч. и в судебном порядке);

• специальный порядок  производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и т. п.);

• неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска. Недопустимость, по общему правилу, проникновения  в жилище без согласия лица, в  нем проживающего;

• установление ответственности  виновных лиц за нарушение прав и  свобод человека и гражданина.

3. Принцип осуществления  правосудия только судом. 

Правосудие осуществляется только Верховным Судом РБ, Высшим Арбитражным Судом РБ, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными судами, мировым» судьями, федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов РБ.

Не могут осуществлять правосудие никакие иные государственные  или негосударственные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения  также вправе лишь суды.

4. Принцип независимости  судей. Судьи, народные, присяжные  и арбитражные заседатели независимы  и принимают решения, руководствуясь  лишь законом и своим правосознанием.

Указанный принцип направлен  на предотвращение какого-либо влияния  на судей, народных, присяжных и арбитражных  заседателей при осуществлении  ими правосудия со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также  вышестоящих судов).

Любые действия, направленные на оказание давления на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей  при осуществлении правосудия, расцениваются  как административное правонарушение или даже преступление и влекут применение соответствующих мер ответственности.

Гарантии независимости  судей:

• жесткая регламентация  процедуры осуществления правосудия;

• определение оснований  и порядка приостановления или  прекращения полномочий судей;

• неприкосновенность судей;

• право судей на отставку;

• создание органов судейского сообщества;

• материальное и социальное обеспечение судей.

5. Принцип законности, компетентности  и беспристрастности суда. Данный  принцип призван способствовать  правильному и справедливому  разрешению гражданских и уголовных  дел. Это достигается с помощью  следующих средств:

• компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка  наделения судей, народных, присяжных  и арбитражных заседателей их полномочиями, в т. ч. определения  требований, которым должны соответствовать  кандидаты на указанные должности;

• обеспечение каждому  права на рассмотрение его дела тем  судом, которому оно подсудно. Для  этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий  дел. Изъятие дела из одного суда и  передача его в другой допускается  только в случаях, предусмотренных  в законе, с соблюдением определенной процедуры;

• рассмотрения дела надлежащим составом суда. Возможные составы  суда при рассмотрении уголовных  дел по первой инстанции:

а) судья федерального суда общей юрисдикции рассматривает  большинство уголовных дел о  преступлениях 

б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей рассматривает  по ходатайству обвиняемого уголовные  дела о преступлениях;

в) коллегия из трех судей  федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела о  тяжких и особо тяжких преступлениях  при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания;

г) мировой судья рассматривает  уголовные дела.

Рассмотрение уголовных  дел в апелляционном порядке  осуществляется судьей районного суда единолично. Уголовные дела в кассационном порядке рассматривает суд в  составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке  надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

Информация о работе Судоустройство