Шпаргалка по "гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:21, шпаргалка

Описание работы

Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве.
Гражданское законодательство имеет частно - публичную направленность. Если же следовать прежним установкам, проявившимся при разработке нового гражданского законодательства, а именно - что оно является только частным правом, в котором не может быть ничего публичного, нашему обществу и дальше будут угрожать социальные потрясения. Забвение публичных интересов в угоду частным уже явилось причиной нежелательных эксцессов в обществе.

Работа содержит 1 файл

ответы ГП.doc

— 687.00 Кб (Скачать)
    1. 5152Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве

    В период разработки ГК РФ многими учеными  высказывалось суждение о необходимости  отказа от включения в Кодекс норм, направленных на учет интересов государства  и всего общества, т.е. публичных интересов. Обосновывалось это тем, что гражданское право - это исключительно частное право.

    В настоящее время новое гражданское законодательство в основном сформировано и есть возможность проанализировать, насколько оно является частно - правовым.

    В качестве аргументов, доказывающих частно - правовую природу гражданского законодательства, обычно приводят следующие: неприкосновенность собственности, свобода договора, возможность беспрепятственного осуществления гражданских прав и т.д. Однако анализ соответствующих норм показывает, что все эти положения далеко не категорично свидетельствуют о частно - правовой природе гражданского права. В ст. 421 ГК закреплен принцип свободы договора. В то же время в Кодексе есть множество изъятий из данного принципа, когда о свободе договора можно говорить весьма условно (или даже об отсутствии такой свободы).

    Содержание  ст. 445 ГК ("Заключение договора в  обязательном порядке") убедительно  подтверждает, что гражданское законодательство в принципе допускает возможность  понуждения к заключению договоров в определенных ситуациях. Здесь же следует отметить, что в законе установлены обязательные для участников гражданского оборота требования в отношении формы договоров, его государственной регистрации, обязательных условий и т.д. Достаточно жестко определен порядок заключения, изменения, расторжения договора. Все это позволяет сделать вывод, что участники гражданского оборота если и свободны при заключении договора, то не в той степени, которая позволила бы утверждать лишь о частно - правовом характере соответствующих норм.

    Суждения  о беспрепятственном осуществлении  субъектами своих прав в доказательство частно - правовой природы гражданского законодательства существенно корректируются нормами права о пределах осуществления субъективных гражданских прав, о недопустимости использования их в целях ограничения конкуренции и т.д. Следует отметить и необходимость регистрации недвижимости, юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц; жесткость законоположений в части признаков юридических лиц и замкнутого перечня их организационно - правовых форм; порядок формирования уставного капитала, причем в ряде случаев с обязательной оценкой вкладов независимым оценщиком; лицензирования большого круга видов предпринимательской деятельности и т.д.

    Для выполнения социальных программ используется известная часть государственного имущества. Есть немало и других общественных целей, для достижения которых необходимо использование государственной  собственности. В связи с этим ее можно охарактеризовать как публичную, что, кстати, принято во многих странах. В связи с этим нормы, регулирующие отношения с участием Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, можно считать в известной степени публично - правовыми. В целях обеспечения условий функционирования гражданского оборота и его устойчивости было необходимо определить в законодательстве правовое положение физических и юридических лиц, наделить их право- и дееспособностью, решить вопрос о возрастных границах, устанавливающих объем дееспособности и т.д., что также обусловило публичный характер ряда гражданско - правовых норм.

    Особая  значимость для общества некоторых  объектов гражданских правоотношений предопределила необходимость установления особых правил регулирования отношений. Это касается земли, природных ресурсов, оружия, ядов, наркотических средств, валюты и т.д.

    Еще одной причиной публицизации гражданского права является потребность общества в обеспечении защиты интересов экономически слабой стороны. Здесь можно особо отметить нормы, регулирующие отношения с участием граждан - потребителей. Наконец, необходимость развития нормальных рыночных отношений обусловила ограничение деятельности монополий, пресечение недобросовестной конкуренции. Таким образом, гражданское законодательство не может не включать норм, направленных на учет и обеспечение публичных интересов. Поэтому говорить только о частном характере гражданского права представляется ошибочным.

    Гражданское законодательство имеет  частно - публичную направленность. Если же следовать прежним установкам, проявившимся при разработке нового гражданского законодательства, а именно - что оно является только частным правом, в котором не может быть ничего публичного, нашему обществу и дальше будут угрожать социальные потрясения. Забвение публичных интересов в угоду частным уже явилось причиной нежелательных эксцессов в обществе.

    В то же время признание наряду с  частным также и публичного характера  гражданского законодательства будет  ориентировать на вдумчивое отношение как к разработке нормативных актов, так и к их применению. В этом случае усилия будут направлены на достижение баланса интересов - частного и публичного. Это поможет предупредить эксцессы в обществе, а также позволит более адекватно регулировать имущественные отношения, обеспечит возможность усиления роли государства в экономике страны.

Переориентирование во взглядах на роль гражданского права, признание за ним функции не только частного, но и публичного регулятора общественных отношений позволит обеспечить более эффективное влияние государства на экономические процессы. 

2.        Концепция развития гражданского  права РФ.

    Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (Концепция) подготовлена на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации".

    Предлагаемые  в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации  изменения и дополнения раздела III ГК РФ "Общая часть обязательственного права" не носят радикального характера. При подготовке соответствующей части названной Концепции имелось в виду, во-первых, устранить пробелы в правовом регулировании обязательств и договоров, во-вторых, по возможности учесть достижения зарубежных законодательств (прежде всего результаты реформы германского обязательственного права 2002 г.) и международного частного права последних 15 лет после принятия части первой ГК РФ. 

      Гражданский кодекс России прошел  проверку временем, обширной практикой  применения (прежде всего судами) и объективной доктринальной оценкой. Интересы стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости экономических отношений и гражданского оборота в стране требуют поддержания основополагающей роли ГК в системе гражданского законодательства и бережного сохранения на будущее большинства его норм. Поэтому Концепция не предполагает ни новую кодификацию отечественного гражданского законодательства, ни даже подготовку новой редакции ГК.

    К настоящему времени  назрела необходимость внесения в ГК двух принципиальных изменений системного характера.

    В круг отношений, регулируемых гражданским  законодательством и определяющих его предмет (статья 2 ГК), следует  включить корпоративные отношения. Этим, в известной мере условным, названием охватывается уже достаточно четко обособившаяся группа интенсивно развивающихся отношений по созданию юридических лиц корпоративного типа, участию в них и связанным с таким участием обязательствам. Определение корпоративных отношений в качестве особого предмета гражданско-правового регулирования будет способствовать выявлению стабильных закономерностей их регулирования и дальнейшей кристаллизации этих закономерностей в виде соответствующих общих норм гражданского законодательства.

    В не меньшей степени необходимо создание в ГК комплекса взаимосвязанных институтов вещного права, имеющих своей основой право собственности и объединенных развернутой системой общих норм вещного права. Несмотря на то, что в условиях демократического общества, развитого рынка и правового государства эти институты должны составлять основу и ядро стабильности гражданского права, в действующем законодательстве многие из них отсутствуют, а другие лишь намечены "пунктирно" с серьезными при этом искажениями. В отличие от большинства развитых западных правопорядков в российском законодательстве не создана система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы. Реализация Концепции должна привести к ее созданию, что повлечет перераспределение соответствующего нормативного материала между ГК и комплексными законами природоресурсного законодательства.

    В Концепции предлагается несколько по-иному взглянуть на соотношение частных и публичных элементов в гражданском праве. Поиск баланса между указанными элементами характерен для всей истории развития гражданского права. Концепция предлагает свое видение этого баланса, основанное на достижениях европейской доктрины частного права и учитывающее отечественные реалии, которые отражаются в судебной практике.

    В ряде случаев предлагается отказаться от публичных элементов регулирования в пользу частноправовых подходов. Таковы предложения об отказе от санкции конфискационного характера, содержащейся в статье 179 ГК, и об ограничении сферы применения аналогичной санкции для противонравственных сделок (статья 169 ГК). Сюда же относятся правила, допускающие соглашения участников хозяйственных обществ. На это направлено и ограничение круга ничтожных сделок, смещение акцента на оспоримость сделок, когда лишение их юридической силы зависит от частной воли участников правоотношения. 

      В особое направление предлагаемого  Концепцией развития гражданского  законодательства можно выделить  те ее положения, непосредственной  целью которых является обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота.

    Ряд таких положений Концепции направлен  на упорядочение системы гражданского законодательства. Предлагается в принципе отказаться от "трехуровневой" системы  гражданских законов, когда между  ГК и развивающими его специальными законами предполагается создать "прослойку" в виде законов общего характера (о реорганизации юридических лиц, о собственности и т.п.). Необходимо сократить число законов об отдельных видах юридических лиц путем консолидации ряда таких законов (законов об АО и об ООО, законов о кооперативах) или даже полной отмены некоторых законов с перенесением отдельных норм в ГК (многие законы о некоммерческих организациях). Надо упорядочить образовавшееся в законодательстве нагромождение плохо согласованных норм о залоге, необходимы существенные исправления на уровне "юридической азбуки" в законодательстве о железнодорожном и внутреннем водном транспорте.

    В особое направление  предлагаемого Концепцией развития гражданского законодательства можно  выделить те ее положения, непосредственной целью которых является обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота. 

3.        Понятие гражданского права, его  место в системе других отраслей  права. Предмет и особенности  метода гражданско-правового регулирования.

1. Термин «гражданское  право» употребляется  в научной и  учебной литературе, а также в юридической  практике в нескольких  значениях:

    1.     субъективное право особого рода,

    2.     отрасль национального права

    3.     система законодательства

    4.     часть науки о праве

    5.     учебная дисциплина.

Гражданское право, как право, принадлежащее  субъекту гражданских отношений, это  основная на нормах естественного и  позитивного права возможность  его определенного поведения, защита которого гарантированна государством.

Характерными  чертами гражданского права в  таком понимании является то, что  оно: принадлежит лицу, являющемуся  участником гражданских отношений; может быть основано как на положениях законодательства, так и на договоре сторон, на обычаях, на нормах морали и т.п.; независимо от оснований возникновения обеспечивается юридической защитой при помощи публично-правовых средств (судом, нотариусом, органами государственной власти).

В значении отрасли национального права  гражданское право может быть определено как совокупность концепций, идей и правовых норм, которые на принципах диспозитивности, юридического равенства и инициативы сторон устанавливают статус частного лица и обеспечивают защиту его интересов.

Характерными  чертами гражданского права, как отрасли национального права, является то, что оно: есть проявление частного права на национальном уровне;

Представляет  собой совокупность концепций, правовых идей, принципов, отраженных в актах  законодательства и др. нормах.

Служит  целям обеспечения гражданского права, как отрасли национального права, являются его предмет, метод, принципы правового регулирования, а также функции, которые оно выполняет.

Информация о работе Шпаргалка по "гражданскому праву"