Шпаргалка по "гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:21, шпаргалка

Описание работы

Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве.
Гражданское законодательство имеет частно - публичную направленность. Если же следовать прежним установкам, проявившимся при разработке нового гражданского законодательства, а именно - что оно является только частным правом, в котором не может быть ничего публичного, нашему обществу и дальше будут угрожать социальные потрясения. Забвение публичных интересов в угоду частным уже явилось причиной нежелательных эксцессов в обществе.

Работа содержит 1 файл

ответы ГП.doc

— 687.00 Кб (Скачать)

      5.                В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

      6.                В зависимости от масштаба коммерческой и производственной деятельности юридические лица можно разделять на малые предприятия (доля участия государства, некоммерческих организаций или юридических лиц не должна превышать 25%, имеются ограничения по численности), предприятия-монополисты (занимающие на определённом рынке сбыта свыше 35% его объёма) и прочие. По степени влияния одного юридического лица на деятельность другого можно выделить: основное или преобладающие юридическое лицо; дочернее или зависимое юридическое лицо.

      7.                В зависимости от организационно-правовой формы: коммерческие юридические лица могут создаваться как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие юридические лица – как потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и т.д.

      Филиалы и представительства юридического лица являются его территориально обособленными подразделениями. Различие между представительством и филиалом заключается в том, что если представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью совершения для него юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все или определенная часть функций (целей) юридического лица, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК).

      В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК филиалы  и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Юридическое  лицо наделяет филиал (представительство) соответствующим имуществом, которое  учитывается одновременно на балансе филиала (представительства) и на балансе юридического лица.

      Вместе  с тем по долгам, возникшим в  связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем имуществом, которое было закреплено за филиалами и представительствами.

      Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы  юридического лица не являются его  органами.

      Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация должна выдать руководителю филиала или представительства доверенность. Указанная доверенность выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права.

15.       Способы индивидуализации юридического  лица.

     Индивидуализация  юридического лица, осуществляется путем  определения его местонахождения  и присвоения ему наименования.

     Место нахождения юридического лица имеет существенное значение при решении многих вопросов гражданского и гражданского процессуального права. В частности, если в договоре не указано место его заключения, договор считается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.

     Местом  нахождения юридического лица является место «его государственной регистрации, если в соответствии с законодательными актами в учредительных документах юридического лица не установлено иное» (п.2 ст.54 ГК).

     Место нахождения юридического лица указывается  в его учредительных документах (п.3 ст.54 ГК). В случае спора с участием иностранного юридического лица, его  законом является право той страны, где это юридическое лицо учреждено. Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо.

     Наименование  юридического лица. Статья 50 ГК предъявляет  к наименованию юридического лица определенные требования:

оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица:

    ü    полное товарищество,

    ü    общество с ограниченной ответственностью,

    ü    акционерное общество,

    ü    потребительский кооператив,

    ü    фонд и т.п.;

     Наименование  некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях, и иных коммерческих организаций должны содержать указания на характер деятельности юридического лица:

    ü    жилищно-строительный кооператив,

    ü    союз писателей,

    ü    унитарное предприятие и т.п..

   Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п.4 ст.54 ГК).

   Фирменное наименование ЮЛ не должно быть похоже на уже зарегистрированные наименования других юридических лиц, чтобы избежать отождествления. В соответствии с п.21 Положения до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных настоящим Положением, один из учредителей (участников) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должен согласовать в Министерстве юстиции ее наименование. Порядок согласования наименования юридического лица регулируется положением, утвержденным Постановлением Минюста от 26 декабря 2002 г. №37 «О согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций».

   В соответствии с п.10 Положения не допускаются к согласованию в качестве наименований:

    ü    официальные названия государств (как полные, так и сокращенные), за исключением государственных органов;

    ü    наименования видов юридических лиц, не соответствующие их организационно-правовой форме;

    ü    наименования юридического лица, использование которых противоречит общественной морали;

    ü    собственные имена лиц, если они не совпадают с именем учредителей и учредители не получили разрешения таких лиц (их наследников);

    ü    псевдонимы известных лиц.

   Согласование  фамилий, псевдонимов известных  лиц в качестве фирменных наименований может быть произведено только с  разрешения поименованных лиц и  их наследников, которым принадлежит  исключительное право на них.       Официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь в наименованиях ЮЛ может быть использовано в порядке, установленном Указом президента Республики Беларусь от 7.04.2000г. №172 «Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами».

Фирменное наименование определятся учредителями при образовании  юридического лица, указывается в  его учредительных документах (п.3 ст.54 ГК) и подлежит регистрации. Право  на наименование является исключительным правом и носит абсолютный характер. Юридическое лицо вправе требовать от любого третьего лица воздерживаться от действий, нарушающих права на фирменное наименование. 

16.       Способы создания и прекращение  деятельности юридического лица.

    1.  Сущность создания юридического лица

    Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц данной организационно-правовой формы. Возникновение юридического лица включает непосредственное создание и государственную регистрацию. Юридическое лицо может быть создано путем учреждения и путем реорганизации уже существующего юридического лица.

    2.  Способы образования юридического лица

    В теории и правоприменительной практике выделяют следующие способы образования юридических лиц:

      ·        распорядительный;

      ·        разрешительный;

      ·        нормативно-явочный.

    Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества  или уполномоченного им органа. Для  данного способа характерны три  основные стадии:

      ·        издание индивидуального (распорядительного) акта собственником или компетентным органом;

      ·        организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.);

      ·        утверждение учредительных документов.

    Разрешительный  порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

    Для данного способа характерны:

      ·        инициативный акт учредителей;

      ·        издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица;

      ·        организационная работа.

    При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо.

    Для него характерны:

      ·        инициативный акт учредителей;

      ·        организационная работа;

      ·        контрольная работа компетентного органа.

    Этот  порядок наиболее распространен  во всем мире, в том числе и в России.

    3.  Элемент процесса создания юридического лица

    Обязательным  элементом процесса создания юридического лица выступает разработка учредительных  документов, которые наряду с законодательством  и иными нормативными актами являются правовой основой деятельности юридических лиц.

    Современное гражданское законодательство относит  к учредительным документам в  различных комбинациях устав, учредительный  договор, общее положение.

    Статья 52 ГК определяет обязательное содержание учредительных документов для всех юридических лиц, которое конкретизируется другими статьями ГК и специальными правовыми актами по отдельным организационно-правовым формам юридических лиц.

    4.  Государственная регистрация юридического лица

    Процедура создания юридического лица заканчивается его государственной регистрацией. Компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц” и становятся доступными для всеобщего ознакомления.   
 

Информация о работе Шпаргалка по "гражданскому праву"