Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:08, дипломная работа
Цель дипломного исследования состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего казахстанского гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц
3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты
3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников
Наиболее устоявшейся в литературе классификацией оснований ликвидации юридического лица является их разграничение в зависимости от способа ликвидации юридического лица. При этом отделяют основания добровольной ликвидации и основания принудительной ликвидации юридического лица [58, с.16]. Однако, данная классификация практически не в коей мере не способствует ни раскрытию правовой природы оснований ликвидации, ни уяснению сущности самой ликвидации, тогда как «всякая научная систематизация лишь в том случае является правильной, если она отвечает задачам, выдвигаемым в связи с ее осуществлением, и если при этом в качестве fimdamentum divisfonis будет избран такой признак, который, характеризуя явление с сущностной стороны, оказывается решающим как в теоретическом, так и практическом отношении» [59, с. 477].
В этой связи необходимо обратиться к традиционной классификации указанных юридических фактов, согласно которой действия разграничиваются, прежде всего, на правомерные и противоправные. При этом даже поверхностный взгляд на основания ликвидации юридических лиц показывает, что некоторые из них действительно являются правомерными действиями, другие – объективно-противоправными. Отсюда и сама ликвидация может являться результатом правомерного действия, либо может выполнять роль санкции. В то же время следует учитывать, что санкции в гражданском праве могут обладать различной правовой природой. В частности они могут быть мерами защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, выполняя только функцию их восстановления либо предупреждения их нарушения [60, с. 30]. С другой стороны санкции в гражданском праве могут являться и мерами ответственности, направленными не только па восстановление нарушенных прав, но и на возложение дополнительной обязанности на правонарушителя или лишение принадлежащего ему права.
Как подчеркивалось ранее, в основе ликвидации юридического лица всегда лежит чье-либо действие. Очевидным является и то, что первым в ряду таких действий является действие тех, кто принимал непосредственное решение о создании юридического лица, либо тех к кому впоследствии перешли их права. В этой связи нет ничего удивительного в том, что статья 49 ГК РК в качестве первого основания ликвидации юридического лица указывает на решение собственника имущества юридического лица (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Обстоятельства, при наличии
которых собственником
Таким образом, обстоятельства, при наличии которых может быть принято решение о добровольной ликвидации, не могут быть отнесены к основаниям добровольной ликвидации. Само понятие оснований добровольной ликвидации является внутренне противоречивым, поскольку если ликвидация добровольная, то ее основанием может являться только воля собственника имущества (учредителей, участников) или органа юридического лица, выраженная в установленном законом порядке, что говорит о том, что в основе добровольной ликвидации юридического лица лежит юридический акт (сделка) как правомерное действие, специально направленное на достижение определенных юридических последствий.
В то же время, согласно учению
о юридических фактах в гражданском
праве юридические акты подразделяются
на односторонние сделки, а также
на сделки двух- и многосторонние (договоры).
Анализ оснований добровольной ликвидации
юридических лиц различных
Отсюда, в тех юридических
лицах, где единственным или одним
из учредительных документов является
учредительный договор, ликвидация
представляет собой ни что иное,
как расторжение данного
Законодатель детально регламентирует порядок ликвидации разных юридических лиц.
Согласно ст.71 Гражданского кодекса полное товарищество, ликвидируется в случае, когда в товариществе остается единственный участник и если он в течение шести месяцев не преобразует товарищество или не примет новых участников. В случаях выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, либо банкротом или обращения кредитором одного из участников взыскания на имущество, соответствующее его доле в уставном капитале, товарищество может продолжить свою деятельность, если это предусмотрено учредительными документами товарищества или соглашением остающихся участников.
Если один из участников выбыл из товарищества по основаниям, указанным выше, доли оставшихся участников в уставном капитале товарищества увеличиваются пропорционально их вкладам, если иное не предусмотрено учредительными документами. Ликвидация производится по общим основаниям ликвидации юридических лиц.
В соответствии со ст.93 Гражданского кодекса акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются настоящим кодексом и иными законодательными актами.
Акционерное общество вправе преобразоваться в товарищество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив.
В соответствии с действующим
законодательством процедура
1) принятие собственником,
уполномоченным органом или
2) передача ликвидационной
комиссии (конкурсному управляющему)
всех полномочий по управлению
имуществом и делами (хозяйственной
деятельностью) ликвидируемого
3) составление плана ликвидации юридического лица;
4) письменное уведомление
о принятом решении о
5) опубликование информации
о ликвидации юридического
Ликвидационной комиссией публикуется информация о ликвидации юридического лица в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
6) направление письменных
извещений о ликвидации
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и оплате им имеющейся задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После истечения срока для предъявления претензий кредиторами (2 месяца) ликвидационной комиссией составляется промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами претензий и результаты их рассмотрения.
7) открытие ликвидационного
счета в банке и смена
8) проведение комплекса мер по извещению и увольнению сокращаемых работников, расчетов с ними и оказание содействия в их трудоустройстве;
9) принятие мер к выявлению
и получению дебиторской
10) составление реестров
кредиторской и дебиторской
11) сверка расчетов по
налогам и другим обязательным
платежам в бюджет с
Такая сверка проводится в форме документальной налоговой проверки в соответствии со ст.534 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) на основании заявления ликвидируемого юридического лица [62]. При этом проверка должна быть начата не позднее тридцати календарных дней после получения заявления налогоплательщика.
В ходе проверки налоговым органом, осуществляющим налоговую проверку, направляются запросы в:
- Республиканское
- Департамент труда, занятости
и социальной защиты населения
(сведения о привлечении
- Комитет по экономике аппарата акима;
- Городское таможенное управление (по внешнеэкономической деятельности);
- Управление дорожной
полиции (наличие
- Комитет по управлению земельными ресурсами (наличие земельных участков).
Все эти сведения необходимы для полной ликвидации предприятия и во избежание неучтенных объектов налогообложения;
12) выход из состава учредителей (участников) других юридических лиц путем продажи акций или долей (вкладов) в их уставных капиталах;
13) проведение инвентаризации активов и обязательств, составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
14) реализация имущества
(конкурсной массы) на торгах (тендерах,
аукционах) и проведение
При ликвидации юридического лица выплата денег кредиторам осуществляется в следующей очередности:
1) в первую очередь
- удовлетворяются требования
2) во вторую очередь
- производятся расчеты по
3) в третью очередь
- удовлетворяются требования
4) в четвертую очередь
- погашается задолженность по
налогам и другим обязательным
платежам в бюджет и
5) в пятую очередь -
производятся расчеты с
Требования каждой очереди удовлетворяется после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (ст.51 ГК РК).
Если у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений;
15) уплата налогов и
других обязательных платежей
в бюджет, отражаемых в ликвидационной
налоговой отчетности, производится
в течение десяти рабочих дней
со дня ее представления.
Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения в полном объеме налоговой задолженности, то остающаяся часть налоговой задолженности, в соответствии с п.2 статьи 34 Налогового Кодекса РК, погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Если ликвидируемое
1) в счет погашения пени и штрафов по данному виду налога;
2) в счет погашения пени и штрафов по другим видам налогов;
3) в счет погашения
недоимки по другим видам
4) в счет предстоящих платежей по данному и другим видам налогов.
Сумма излишне уплаченного
налога в бюджет не подлежит зачету
в счет погашения налоговой
16) сдача лицензиарам имеющихся
у юридического лица
Информация о работе Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц