Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы комплексно исследовать институт авторских прав и способов их защиты.
Задачи исследования. Для достижения указанной цели были рассмотрены и решены следующие задачи: Определено.
1. Определено понятие авторского права. Выявлены объекты и субъекты авторских прав.
2. Показаны способы и методы регулирования авторских прав и способы их защиты.
3. Выявлена область распространения авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
1. ТЕОРИТЕЧСАКАЯ ЧАСТЬ. Авторское право понятие и область распространения……………………………………………………...5
1. История становления авторского права в России. Понятие авторского права………………………………………………………………5
2. Современное правовое регулирование авторского права. Объекты и субъекты авторского права. Содержание авторского права………………………………………………………………..7
3. Сфера действия авторского права……………………………...18
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Разработка инновации……………....20
1. Особенности и инновационные способы защиты авторских прав в Интернете…………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….26
Список Литературы…….……….…………………….……………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Иннв_Менедж_RE.docx

— 49.13 Кб (Скачать)

     Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может  быть признана самостоятельным результатом  творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

     Виды  объектов авторского права

     Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной  форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
  • и в других формах.

     Объекты авторского права

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.
 
  • К объектам авторского права также относятся:
  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;
 

     Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они  основаны или которые они включают.

     Не  являются объектами  авторского права

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
 

     Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

     Авторское право и право собственности:

     Авторское право на произведение не связано  с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено.[5]

     Первоначальным  субъектом авторского права всегда является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства  — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование  произведения в любой форме и  любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (т. н. «презумпция авторства»).

     Субъектами  авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло  к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут  быть:

  • различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения
  • работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя
  • заказчики, в случае создания произведения изобразительного искусства или фотопроизведения по договору заказа
  • наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму)

   Ещё одним, специфическим субъектом  авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами  авторов на коллективной основе. В  зарубежных странах данные организации  получили широкое распространение.

© - Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем  ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права[1], который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит  из следующих элементов:

  • латинской буквы «C» в окружности;
  • имени или наименования правообладателя;
  • года первого опубликования произведения.

Например:

© Корпорация «Название компании», 2010

   Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском  праве 1952 года. К настоящему времени  оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в  оповещении (copyright notice) преследуется законом.[5]

      На  стороне автора может выступать  и «множественный» носитель авторских  прав – соавторы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, авторское право  на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более  лиц (соавторство), принадлежит соавторам  совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное  целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

     Соавторство предполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами (письменного  или устного). Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству[7]. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее  соглашение

     Прежде  всего, необходимо подчеркнуть, что  авторское право на произведение созданное соавторами принадлежит  последним совместно. Как мы уже  подчеркивали, каждый из соавторов  вправе использовать созданную им часть  произведения, имеющую самостоятельное  значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между  ними.

     Право на использование произведения в  целом принадлежит соавторам  также совместно. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное  целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований  запретить использование произведения (абз.3 п.2 ст.10 Закона).

         Содержание авторских  прав складывается из двух составляющих: личных прав автора и имущественных  прав. Как мы подчеркивали в первой главе, такое разделение появилось  не так давно, но в настоящее время  свойственно фактически всем системам права.

         Такое разделение свойственно  и для российского авторского законодательства.

Рассмотрим  каждый из блоков прав:

     Личные  неимущественные права - это неотчуждаемые  права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале 20 века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора»[9].

     Личные  неимущественные права независимы от имущественных прав. Как закрепляет ст. 6 (п.1) Бернской конвенции по охране прав литературных и художественных произведений закрепляет: Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет  право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или  иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести  ущерб чести или репутации  автора.

     Итак, личные неимущественные права не имеют экономического содержания. Между  тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Так, например, имя автора со временем становится «брэндом», что обуславливает экономический успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

     Рассмотрим  личные неимущественные права автора в отношении его произведения (п.1 ст.15 Закона). Это:

- право  признаваться автором произведения (право авторства);

Как отмечают эксперты, «практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании произведения. Зачастую это воспринимается как сердцевина авторства»[10].

- право  использовать или разрешать использовать  произведение под подлинным именем  автора, псевдонимом либо без  обозначения имени, то есть  анонимно (право на имя);

     Данное  правомочие проистекает из права  на авторство. Автор вправе требовать  указания, как своего истинного имени, так и анонимно или под псевдонимом.

     Однако  в определенных случаях данное право  может быть или ограничено или  представлять предмет соглашения между  автором и издательством. Так, например, «ограничение использования определенного  имени может быть установлено  и при написании произведения на заказ»[11].

     На  практике возможны соглашения, когда  автор в течение определенного  времени обязуется не раскрывать своего истинного имени и публиковаться  исключительно под псевдонимом. На практике под единым псевдонимом  могут работать и ряд авторов (самый известный пример псевдонима – Козьма Прутков).

     В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" объектами  авторского права на произведения архитектуры  являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект.

     Согласно  статье 16 Закона "Об авторском праве..." исключительные права автора на использование  архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

     Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией.

     Статьей 17 Закона Российской Федерации "Об архитектурной  деятельности в Российской Федерации", регламентирующей имущественные права  автора произведения архитектуры, прямо  предусмотрено, что автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такого договора с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.

Информация о работе Авторское право