Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы комплексно исследовать институт авторских прав и способов их защиты.
Задачи исследования. Для достижения указанной цели были рассмотрены и решены следующие задачи: Определено.
1. Определено понятие авторского права. Выявлены объекты и субъекты авторских прав.
2. Показаны способы и методы регулирования авторских прав и способы их защиты.
3. Выявлена область распространения авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
1. ТЕОРИТЕЧСАКАЯ ЧАСТЬ. Авторское право понятие и область распространения……………………………………………………...5
1. История становления авторского права в России. Понятие авторского права………………………………………………………………5
2. Современное правовое регулирование авторского права. Объекты и субъекты авторского права. Содержание авторского права………………………………………………………………..7
3. Сфера действия авторского права……………………………...18
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Разработка инновации……………....20
1. Особенности и инновационные способы защиты авторских прав в Интернете…………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….26
Список Литературы…….……….…………………….……………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Иннв_Менедж_RE.docx

— 49.13 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3

  1. ТЕОРИТЕЧСАКАЯ ЧАСТЬ. Авторское право понятие и область распространения……………………………………………………...5
    1. История становления авторского права в России. Понятие авторского права………………………………………………………………5
    1. Современное правовое регулирование авторского права. Объекты и субъекты авторского права. Содержание авторского права………………………………………………………………..7
    2. Сфера действия авторского права……………………………...18
  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Разработка инновации……………....20
    1. Особенности и инновационные способы защиты авторских прав в Интернете…………………………………………………20
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….26

Список  Литературы…….……….…………………….……………27

                  Введение

 

         В настоящее время  в большинстве стран мира сложилась  комплексная отрасль общественного  производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение  этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией  объектов авторского права и смежных  прав. Дело в том, что в отличие  от объектов промышленной собственности, которые иногда имеют высокую  единичную коммерческую стоимость, но обычно не имеют массового распространения, многие объекты авторского права  и смежных прав имеют высокие  тиражи и очень высокую массовую коммерческую стоимость.

         Актуальность  темы. Конституция РФ гарантирует каждому «свободу литературного, художественного и научного творчества, провозглашает правовую охрану интеллектуальной собственности». Все это относится в полной мере и к правам на произведения науки, литературы и искусства, т.е. авторским, объединенным в институт авторского права. Авторское право представляет наибольший интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Этот институт права интеллектуальной собственности представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя, которые находятся в единстве хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Наличие личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна.

         Цель. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы комплексно исследовать институт авторских прав и способов их защиты.

         Задачи  исследования. Для достижения указанной цели были рассмотрены и решены следующие задачи: Определено.

  1. Определено понятие авторского права. Выявлены объекты и субъекты авторских прав.
  2. Показаны способы и методы регулирования авторских прав и способы их защиты.
  3. Выявлена область распространения авторских прав.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ТЕОРИТЕЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 История становления авторского права в России. Понятие авторского права 
 

     Появление и развитие авторского права большинство  исследователей связывают с развитием  печатной техники. Изобретение печатного  станка позволило распространять дешевые  копии литературных произведений.

     Однако  автор произведения оставался как  бы «в стороне», что обусловило необходимость  защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права  книготорговца. Со временем в большинстве  европейских государство права  названных субъектов урегулируются  властью.

     Лишь  в конце XVII в. был принят первый законодательный  акт, закрепивший право на воспроизведение  и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным  актом, ознаменовавшим переход от системы  привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г[1].

     Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право  первоначально возникло как право  на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив  в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

     В России регулирование отношений, связанных  с воспроизведением и распространением литературных произведений, также возникло не в целях защиты интересов издателей  и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского  авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.

     До 1771 г. книгоиздательское дело считалось  в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную  литературу. Что касается частных  типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в  качестве слишком либерального.

     Первые  определения авторского права появились  с возникновением самой категории  авторского права и означали прежде всего принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право – господство лица над произведением.

     В современном понимании авторское  право раскрывается посредством  ряда определений. Авторское право  – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право  автора. Во-вторых, авторское право  – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений.

     Современное авторское право, как это следует  из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.

     Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права  является частью более обширной отрасли  права интеллектуальной собственности.

     Авторское право – совокупность правовых норм направленных на регулирование авторских  правоотношений. Оно является частью национального гражданского права  и разделом международного частного права.

     Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в  связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.  [2]

    1. Современное правовое регулирование  авторского права. Объекты и субъекты авторского права. Содержание авторского права
 

         Современное авторское  право – один из самых развивающихся  гражданско-правовых институтов, представляющий собой сложную иерархию разноуровневых нормативных актов. Оно во многом предопределено влиянием норм международного права и в этом заключается его специфика.

         Современное авторское  право – сложный комплекс норм, предусматривающих многочисленные исключения и исключения из исключений. Как мы уже подчеркнули, в значительной мере авторское право Российской Федерации, как и любой развитой страны, предопределяется положениями  международных договоров, иначе  положениями международного авторского права.

         Международные договора и конвенции, как это следует  из п.4 ст.15 Основного закона РФ являются составной частью правовой системы  Российской Федерации. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. Аналогичное  правило закреплено в ст.3 Закона «Об авторском праве и смежных  правах»: если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем  Законе, то применяются правила международного договора.

Среди таких международных актов можно  выделить:

  • Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971г.);
  • Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000г.;
  • Договор ВОИС по авторскому праву (WCT) (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996г.);

         При первом (поверхностном) взгляде на огромный массив международно-правовых актов в области авторского права  возникают логичные вопросы: чем  продиктовано заключение международных  договоров, подробно освещающих вопросы  охраны авторских прав? Каковы смысл и содержание основных принципов международной охраны авторских прав?

         Как верно отмечает П.Д. Барановский, одна из важнейших  черт авторских прав - их территориальный  характер. Существование и действие авторских прав ограничивается пределами  того государства, в котором произведение было создано. Факт создания произведения отнюдь не влечет признания каких-либо прав автора на него на территории других государств. В этом коренное отличие  авторского права, например, от вещных прав. Право собственности на какое-либо имущество, приобретенное гражданином  одной страны, будет автоматически  признаваться на территории других государств, в том числе при условии  вывоза этого имущества за рубеж. Не так обстоит дело с правами  автора. В том случае, если страна не участвует в соглашениях, посвященных  международной охране авторских  прав, вполне возможно переиздание  произведений за рубежом без соглашения авторов и даже без выплаты  авторского вознаграждения, что существенно  нарушает как интересы авторов, так и издателей, производителей фонограмм, изготовителей кинофильмов и т.д[3].

     В связи вышесказанным, а, также учитывая то, что есть существенные различия в национальном законодательстве различных  стран, приобретают особое значение унифицированные международные  соглашения. 

     Национальное  законодательство Российской Федерации  об авторском праве состоит из: Во-первых, специального законодательного акта - Закона «Об авторском праве и смежных правах», являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации и действующего на всей территории Российской Федерации (ст.2 Закона).

     Во-вторых, издаваемых в соответствии с Законом  других актов законодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для  электронных вычислительных машин  и баз данных", а также принимаемых  на основе настоящего Закона законодательных  актов республик в составе  Российской Федерации.

     Среди иных законодательных актов направленных на закрепление авторского права  можно выделить:

  • Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (действующая редакция). статья 146 которого устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских прав;
  • Об авторском праве на произведения архитектуры - Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ и др.

   Некоторое время назад велась разработка Четвертой  части ГК РФ, которая должна была объединить в себя нормы института  интеллектуальной собственности, и  тем самым, это стал бы ключевой законодательный акт в регулировании авторского права. Однако в настоящий момент необходимость Четвертой части поставлена под сомнение. Таким образом, основным законодательным актом, по-прежнему, остается Закон «Об авторском праве…».

   Как мы уже подчеркивали, ст.2 Закона «Об  авторском праве…» закрепляет, что  законодательство РФ об авторском праве  состоит, в том числе, из «принимаемых на основе настоящего Закона законодательных  актов республик в составе  Российской Федерации». Однако для  того, чтобы дать положительный ответ  на поставленный вопрос, необходимо обратиться к соответствующим нормам Конституции  РФ. В ст. 71 Конституции РФ пп.«о» установлено, что правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению (исключительному ведению!) Российской Федерации. Таким образом, субъекты РФ не могут принимать нормативные акты, направленные на правовое регулирование авторского права. 

     Согласно  статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Информация о работе Авторское право