Анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «обязательства перевозки» и их правовое регулирование.
2. Характеристика видов транспорта, осуществляющих перевозку груза.
3. Проанализировать договор перевозки грузов и его элементы.
4. Рассмотреть содержание договора перевозки груза.
5. Проанализировать содержания договора перевозки груза.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика транспортных обязательств и их правовое регулирование. Виды транспорта в РФ. 8
1.1 Общая характеристика транспортных обязательств 8
1.2 Правовое регулирование транспортных обязательств 14
1.3 Виды транспорта в РФ 17
Глава 2. Общая характеристика договора перевозки груза. Понятие и юридическая характеристика, элементы и содержание договора перевозки груза. 19
2.1. Общая характеристика договоров перевозки 19
2.2. Юридическая характеристика договора перевозки грузов 21
2.3. Элементы договора перевозки грузов 23
2.4. Содержание договора перевозки грузов 26
Заключение 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

ГП.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    Перевозчик  по общему правилу отвечает за просрочку доставки груза, если не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, т. е. ответственность основывается на принципе вины (ст. 97 УЖТ РФ, ст. 116 КВВТ РФ, ст. 166 КТМ РФ). Размер неустойки определяется, как правило, в процентном отношении к провозной плате за каждые сутки (час) просрочки, устанавливается предельный размер такой ответственности (например, на воздушном транспорте штраф взимается за каждый час просрочки в размере 25% МРОТ, но не более чем 50% провозной платы).63

      Согласно пункту 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик  несет ответственность за несохранность грузов, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Таким образом, перевозчик отвечает за несохранность груза при наличии вины.64

    Перевозчик  обязан возместить причиненный реальный ущерб в установленных законом пределах: а) в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости. Возмещение ущерба производится исходя из цены груза, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Если груз был сдан к перевозке с объявлением его ценности, то ущерб возмещается в размере объявленной стоимости груза. В соответствии с п. 3 ст. 796 ГК РФ наряду с возмещением реального ущерба перевозчик возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.65

    Транспортные  уставы и кодексы приводят примерные  перечни обстоятельств, освобождающих  перевозчика от ответственности  за несохранность груза (особые естественные свойства перевозимого груза; незаметные по наружному виду недостатки тары и упаковки груза; действия или бездействие отправителя или получателя и др. — ст. 95 УЖТ РФ, ст. 118 КВВТ РФ, п. 1 ст. 166 КТМ РФ). Кроме того, в транспортном законодательстве определяются обстоятельства, при которых для освобождения перевозчика от ответственности достаточно лишь ссылки перевозчика на одно из этих обстоятельств (например, если груз прибыл в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами грузоотправителя; груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) и др.). Перевозчик в этих случаях будет нести ответственность за несохранность груза только при условии, если предъявитель претензии докажет вину перевозчика в утрате или повреждении груза (ст. 168 КТМ РФ, ст. 11 УЖТ РФ). 66

    Для требований из перевозки груза, предъявляемых к транспортным организациям, установлен обязательный претензионный (досудебный) порядок разрешения споров (п. 1 ст. 797 ГК РФ). Право на подачу претензии предоставлено грузоотправителям, грузополучателям, страховщикам, выплатившим страховое возмещение грузоотправителю либо грузополучателю. В соответствии с пунктом 2 ст. 797 ГК РФ полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить претензию либо неполучение от перевозчика ответа в 30-дневный срок являются основаниями для предъявления иска в суд. К исковому заявлению наряду с доказательствами, подтверждающими исковые требования, должны быть приложены доказательства соблюдения претензионного порядка. Предъявление претензий к перевозчику за пределами установленных сроков не является основанием к возвращению искового заявления. Однако если будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом сроков предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с частью 1 ст. 111 АПК РФ вправе отнести на истца судебные расходы (в полном размере или в части) независимо от исхода спора.67

       Согласно  пункту 3 ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Этот момент по общему правилу определяется как день наступления события, послужившего основанием для заявления претензии.68

       Из  выше изложенного следует, что содержание договора представляет совокупность прав и обязанностей сторон, связанных с исполнением договора и ответственности по нему, в случае неисполнения или не надлежащего исполнения сторонами своих обязательств в установленных законодательством, нормативно-правовыми актами, договором и иными соглашениями.  

       Заключение

       Таким образом, суммируя все вышесказанное можно сделать следующие выводы. По договору перевозки транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

    Договор перевозки грузов - один из важнейших  хозяйственных договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Поэтому, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного комплексного регулирования.

    Существование в современном обществе нескольких самостоятельных видов транспорта, обусловлено различием транспортных средств и разной естественной средой их эксплуатации. Одной из главных задач, при выборе транспортного средства, является выбор наиболее рационального и экономичного в использовании транспорта.

    Договор перевозки грузов представляет собой соглашение сторон, регулирующего взаимоотношения сторон в процессе организации перевозки груза. Данный договор состоит из нескольких элементов, представляют собой совокупность условий, определяющих согласование важнейших аспектов данного договора. Одним из главных элементов, являются стороны по договору.

    Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки  грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.

    Важнейшими  составляющими договора перевозки  грузов, является совокупность прав и обязанностей сторон, связанных с исполнением договора и ответственности по нему, в случае неисполнения или не надлежащего исполнения сторонами своих обязательств в установленных законодательством, нормативно-правовыми актами, договором и иными соглашениями.

    На  данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.

    Прежде, чем говорить о договоре перевозки, просто необходимо отрегулировать закон в той его части, которая касается именно наказания за неисполнение обязательств по договору. В настоящее время в России процветает анархия и беззаконие, рушатся все налаженные когда-то хозяйственные связи. Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственность подходить к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать препятствий в этом, как это порой бывает (что и вынуждает людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание и т.п.) в тех случаях, когда это необходимо. 

 

     Приложение 1

    Список  использованных источников

    Нормативные правовые акты и судебная практика:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). – М.: Эксмо, 2011. – 73 стр.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1,2,3 и 4) (по состоянию на 7 февраля 2011г.). – М.: Проспект. 2011. – 783 с.
  3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 07.02.2011). - М.: Юристъ, 2011. – 11 стр.
  4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 27.12.2009). - М.: Проспект, 2011. – 15 стр.
  5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (по состоянию на 31 декабря 2010г.). - М.: Проспект, 2011. – 21 стр.
  6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (по состоянию на 1 января 2011г.). - М.: Юристъ, 2011.- 27 стр.
  7. Устав Железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ (по состоянию на 1 января 2011г.). – М.: Эксмо, 2011 - 12 стр.

    Литература:

  1. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Гражданское право. Часть 2./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Феникс, 2011. – 599 стр.
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части 1, 2, 3, 4 (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) / под ред. С.А. Степанова. – М.: Проспект. 2011. – 865 стр.
  3. А.Л. Маковский Правовое регулирование морских перевозок грузов., М.: Юстицинформ, 2010. - 487 стр.
  4. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский Договорное право: Учебник. В 2 Т. - М.: Статус, 2010. – 457 стр.
  5. В.А. Егиазаров, Транспортное право: учебник/под ред. В.А. Егиазаров М.: Юстицинформ, 2010. - 546 стр.
  6. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (Книга 4)., М.: Издательство  "Статут", 2010. – 432 стр.
  7. В.В. Витрянский Договор перевозки. - М.: "Статут", 2011. – 345 стр.
  8. Е.А. Суханов, Гражданское право. Том второй /под ред. Е.А. Суханова. – М.: Феникс, 2011. – 421 стр.
  9. М.Б. Смоленский, Гражданское право: учебник/под ред. М.Б. Смоленского. – М.: Феникс, 2010. – 345 стр.
  10. В.П. Мозолин, Гражданское право. Часть вторая: Учебник/под ред. В.П. Мозолин – М.: Юристъ, 2011. – 334 стр.
  11. Кулюхин С.Г. Перевозочные документы, оформляемые грузоотправителем при перевозке грузов железнодорожным транспортом // Гражданин и право. 2010. № 11. - 75 стр.
  12. Веснин Р.П. Нормативно-правовое обеспечение перевозки грузов и пассажиров / Веснин Р.П. // Транспортный цех, 2011 №2. – 32 стр.
  13. Киселев Ю.В. Договор перевозки и особенности регулирования правовых отношений, связанных с перевозкой груза, пассажиров и багажа автомобильным транспортом : Правовой комментарий // Хозяйство и право .- 2011.- №1. - 53 стр.
  14. Киселев Ю.В. Договор перевозки и особенности регулирования правовых отношений, связанных с перевозкой груза, пассажиров и багажа автомобильным транспортом : Правовой комментарий // Хозяйство и право .- 2010.- №8. - 56 стр.
  15. Кулюхин С.Г. Перевозочные документы, оформляемые грузоотправителем при перевозке грузов железнодорожным транспортом // Гражданин и право № 1, 2011. – 65 стр.
  16. Слободян С.А. Риски при перевозках // С.А. Слободян // Автоперевозки, 2010. - №17. – 45 стр.
  17. Якушев В.Т. Общие тенденции развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право.-  2010.-  № 19.-  78 стр.

 

Приложение  2

       Договор перевозки груза 

           г. Омск                                                          "25" ноября 2010 г.                                         

                Автотранспортное предприятие №8, именуемое в дальнейшем "Перевозчик", в лице директора Дробного Ивана Николаевича,  действующего на основании устава  с одной стороны, и ОАО «Глобус», именуемое в дальнейшем "Отправитель", в лице генерального директора, действующего на основании устава с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

  1. Предмет договора
    1. Перевозчик обязуется доставить вверенный ему Отправителем груз, указанный в п. 1.2 настоящего договора, в пункт назначения, указанный в п. 1.3 настоящего договора, и выдать его управомоченному на получение груза лицу, указанному в п. 1.4 настоящего договора, а Отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, указанную в п. 3 настоящего договора.
    2. Под грузом в настоящем договоре понимается строительные материалы: шлакоблочные плиты, в количестве 20 штук (двадцати штук), в дальнейшем именуемый “Груз”. Общая масса Груза составляет 2200 килограмм (две тысячи двести килограмм).
    3. Пунктом назначения по настоящему договору является г. Новосибирск, ул. Магистральная, 37, в дальнейшем именуемое “Пункт назначения”.
    4. Лицом, уполномоченным получить груз, является: ООО «Мел», в дальнейшем именуемый “Получатель”. Полномочия Получателя подтверждаются предъявлением Перевозчику Получателем документов, дающим право на принятие им груза.
    5. Местом передачи Груза Перевозчику Отправителем является г. Новосибирск, ул. Магистральная, 37, в дальнейшем именуемое “Место передачи”.

       2. Права и обязанности сторон

       2.1. Перевозчик обязан:

2.1.1. Определить  количество транспортных средств  и их типы для осуществления  перевозки Груза.

2.1.2. Подать  под погрузку исправные автомашины, пригодные для перевозки Груза и отвечающие санитарным требованиям, не позднее 2 декабря 2010 г.

2.1.3. Осуществить  погрузку Груза в Месте передачи  в течение 5 часов.

Информация о работе Анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование