Анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «обязательства перевозки» и их правовое регулирование.
2. Характеристика видов транспорта, осуществляющих перевозку груза.
3. Проанализировать договор перевозки грузов и его элементы.
4. Рассмотреть содержание договора перевозки груза.
5. Проанализировать содержания договора перевозки груза.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общая характеристика транспортных обязательств и их правовое регулирование. Виды транспорта в РФ. 8
1.1 Общая характеристика транспортных обязательств 8
1.2 Правовое регулирование транспортных обязательств 14
1.3 Виды транспорта в РФ 17
Глава 2. Общая характеристика договора перевозки груза. Понятие и юридическая характеристика, элементы и содержание договора перевозки груза. 19
2.1. Общая характеристика договоров перевозки 19
2.2. Юридическая характеристика договора перевозки грузов 21
2.3. Элементы договора перевозки грузов 23
2.4. Содержание договора перевозки грузов 26
Заключение 34
Приложение

Работа содержит 1 файл

ГП.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    Гражданский кодекс не дает общего определения  договора перевозки, а выделяет отдельно договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа. Договор перевозки грузов является самостоятельным видом  договора перевозки, который имеет особенности в зависимости от вида транспорта (железнодорожные, воздушные, морские, речные и автомобильные перевозки).43

      Договор перевозки груза — это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Договор перевозки является возмездным, взаимным и реальным. 44

    Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего транспортного средства или части его (договор фрахтования). Договор фрахтования(чартер)это соглашение, в силу которого одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Этот договор является консенсуальным. Он используется на морском, внутреннем водном, воздушном транспорте.45

    Согласно  пункту 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки  транспортом общего пользования  является публичным договором. Перевозкой транспортом общего пользования признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица. 46

      Таким образом, на основании  вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что юридическая  характеристика договора перевозки грузов, представляет собой совокупность особенностей, отличающих настоящий договор от других самостоятельных видов договоров.

    2.3. Элементы договора перевозки грузов

    Сторонами договора грузовой перевозки являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчиком может быть юридическое лицо, а в некоторых случаях и физическое лицо — индивидуальный предприниматель, обладающие лицензией на те виды перевозки, которые ими осуществляются. В качестве грузоотправителей обычно выступают предприниматели, которые заключают договор перевозки во исполнение своего обязательства перед контрагентом по другому договору (например, для обеспечения доставки товаров покупателю). В таких случаях получателем груза является не грузоотправитель, а другое лицо, которое состоит с грузоотправителем в договорных правоотношениях (чаще всего в правоотношениях купли-продажи). Причем грузополучатель не только имеет право требовать от перевозчика выдачи прибывшего груза, но и обязан принять груз, произвести окончательные расчеты за выполненную перевозку. В таких случаях договор перевозки грузов представляет собой договор в пользу третьего лица, поскольку грузополучатель, не принимавший участия в его заключении, наделяется правом требовать от перевозчика исполнения обязательства в свою пользу (п. 1 ст. 430 ГК РФ). Что касается обязанностей грузополучателя принять груз, произвести окончательные расчеты с перевозчиком и др., то он еще до заключения договора перевозки добровольно принимает их на себя, согласившись на такой способ передачи ему товаров, как отгрузка транспортом.47

    Договор обычно заключается с транспортной организацией пункта отправления груза. Если перевозка осуществляется в  пределах сферы деятельности транспортной организации, заключившей договор, она и является субъектом договора на стороне перевозчика. При прямых перевозках одним видом транспорта или прямых смешанных перевозках возникает обязательственное правоотношение с множественностью лиц-соперевозчиков. Каждый из них, принимая груз от предыдущей организации, исполняет свою обязанность по перевозке на соответствующем участке движения груза, возникшую из договора, который был заключен первой транспортной организацией. Заключая договор перевозки, транспортная организация пункта отправления выступает как от своего имени, так и от имени всех других, участвующих в исполнении обязательства перевозки лиц в качестве их представителя. Представительство в данном случае основано на указании закона (как это имеет место на железнодорожном транспорте) или на договорах между транспортными организациями. Соперевозчики становятся субъектами правоотношений по перевозке, причем отправитель даст согласие на их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалки. Наконец, в определенных случаях единственным перевозчиком является оператор комбинированной перевозки. Тогда множественности лиц на стороне перевозчика не возникает.48

    Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и  не участвующий в заключение договора перевозки, тем не менее приобретает  права и несет перед перевозчиком определенные обязанности. В таких случаях грузополучатель выступает как особый субъект обязательства по перевозке — третье лицо, в пользу которого заключен договор. Его нельзя рассматривать ни в качестве самостоятельной (третьей) стороны договора перевозки, ни в качестве одной стороны с отправителем, ни в качестве лица, принимающего исполнение за отправителя. Таким образом, договор перевозки груза — это договор в пользу третьего лица.49

    Предметом договора перевозки грузов являются услуги по территориальному перемещению грузов из пункта отправления в пункт назначения с помощью транспортных средств. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров. Так, оказание услуг по транспортировке груза, а также выполнение погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Поскольку перевозочные средства в период погрузки фактически используются в интересах клиентуры, наблюдается сходство перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию отправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования). Однако и погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его основной целью, а не сопутствующими ему моментами. Такая цель в договоре перевозки — транспортировка и доставка грузов в пункты назначения. Выполнение всех названных действий — лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности транспортной организацией. Именно она и обусловливает выделение договора перевозки в системе обязательств в качестве самостоятельного.50

    Срок  в обязательстве перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии — обычно принятыми сроками.51 При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоятельства, вызвавшие задержку в доставке грузов. Не считается, например, просрочкой в доставке задержка грузов, следовавших в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшихся в портах или на пристанях после закрытия навигации.52

    Из  выше изложенного можно сделать  вывод о том, что элементы договора перевозки грузов, представляют собой  совокупность условий, определяющих согласование важнейших аспектов данного договора.

    2.4. Содержание договора перевозки грузов

    Содержание  договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон.

    Перевозка грузов предполагает их погрузку на транспортное средство и затем выгрузку доставленных грузов в пункте назначения. Погрузочно-разгрузочные работы производятся с соблюдением требований транспортного законодательства. Их выполнение по общему правилу обеспечивается грузоотправителем (грузополучателем) как собственными силами, так и с помощью других лиц на основании договора. В необходимых случаях осуществляется крепление грузов в транспортном средстве таким образом, чтобы обеспечить их сохранность при транспортировке. Погрузка должна осуществляться с учетом технических норм погрузки, при отсутствии таких норм — до полной вместимости транспортного средства или контейнера, но не выше его грузоподъемности.53

    В целях обеспечения сохранности  груза и доказательства отсутствия доступа к нему крытые перевозочные средства, обособленные помещения, емкости (вагоны, трюмы, контейнеры и т. п.) после  загрузки, как правило, пломбируются грузоотправителем либо перевозчиком в зависимости от того, кем обеспечивалась погрузка. В отношении определенных грузов обязательно их сопровождение представителями грузоотправителей, грузополучателей (например, животных).54

      Поскольку договор перевозки является возмездным, постольку перевозчик имеет право на получение провозной платы, а также платы за оказанные им дополнительно услуги (погрузку и выгрузку, взвешивание груза, хранение груза сверх установленных сроков и т. п.) в размере, определенном по соглашению сторон.55

    Если  договор перевозки носит публичный характер, то размер платы исчисляется в соответствии с установленными тарифами. Провозная плата, как правило, вносится грузоотправителем при заключении договора перевозки. Окончательные расчеты производятся грузополучателем. В случае неуплаты обусловленных платежей перевозчик имеет право на удержание груза в целях удовлетворения своих требований за счет стоимости груза.56

    Основной  обязанностью перевозчика является своевременная доставка груза в сохранности в пункт назначения. Срок доставки зависит от расстояния между пунктами отправления и назначения, маршрута следования, который по общему правилу определяется по кратчайшему направлению. Перевозчик должен обеспечить сохранность груза с момента принятия его перевозки и до выдачи грузополучателю.

    Исполнение  договора перевозки грузов завершается выдачей груза его получателю, который, в свою очередь, обязан принять груз, а также вывезти его. Груз выдается после внесения всех причитающихся перевозчику платежей. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз в установленные сроки. При своевременном уведомлении о прибытии груз хранится перевозчиком бесплатно в течение суток после окончания срока доставки, не считая дня прибытия грузов. За хранение груза свыше этого срока взимается плата, за исключением случаев, когда задержка выдачи груза произошла по вине перевозчика.57

    В случаях, указанных законом, перевозчик обязан проверить состояние, массу и количество мест груза (например, в случае прибытия груза с признаками недостачи или повреждения (порчи) груза; на неисправном транспортном средстве). Выявленные в ходе проверки обстоятельства, которые могут быть основанием для ответственности перевозчика или освобождения от нее (факт недостачи, повреждения груза; исправность запорно-пломбировочных устройств), фиксируются в коммерческом акте или акте общей формы. Такие акты составляются перевозчиком и в том случае, если несохранность груза была обнаружена в пути его следования. Согласно пункту 4 ст. 796 ГК РФ документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т. п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора должны оцениваться судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.58

    Грузополучатель может отказаться от принятия груза в случаях, когда качество груза вследствие порчи, повреждения или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность полного или частичного использования груза по назначению (ст. 36 УЖТ РФ, ст. 79 КВВТ РФ, ст. 111 ВК РФ).59

    Если  в течение установленных сроков груз не принят и не вывезен грузополучателем, то он считается невостребованным. Перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, который должен определить судьбу груза. При отсутствии распоряжений с его стороны перевозчик по общему правилу может реализовать невостребованный груз по договору купли-продажи, исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате их стоимости или соответствующим договором, либо исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Из суммы, полученной от реализации грузов, перевозчик удерживает причитающиеся ему платежи (плату за хранение и др.) и расходы на реализацию грузов. Оставшаяся сумма подлежит перечислению либо грузополучателю — в случае оплаты им стоимости грузов, либо грузоотправителю — в остальных случаях. Однако может оказаться, что вырученной суммы недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов на реализацию грузов, в этом случае перевозчик вправе взыскать недополученную сумму с грузоотправителя (ст. 82, 85 КВВТ РФ, ст. 34, 48, 49 УЖТ РФ).60

    В случае неисполнения либо ненадлежащего  исполнения обязательств по перевозке  стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

    При этом ГК РФ в интересах клиентов устанавливает пределы регулирования  соглашением сторон ответственности  перевозчика: по общему правилу она  может быть только повышена по сравнению  с законом. Соглашения об ограничении или устранении ответственности перевозчика являются недействительными, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставам и кодексами. Кроме того, транспортным законодательством не допускаются также соглашения, имеющие целью ограничить или устранить ответственность грузоотправителей или грузополучателей (ст. 114 УЖТ РФ, ст. 122 КВВТ РФ).61

    Ответственности по договору перевозки присущи значительные особенности. Во-первых, в качестве исключения из принципа безвиновной ответственности предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК РФ) в большинстве случаев предусмотрено правило об ответственности участников перевозки при наличии вины. Во-вторых, она носит ограниченный характер: а) по общему правилу возмещению подлежит реальный ущерб в установленном законом размере, упущенная выгода не взыскивается; б) установленные за- коном неустойки носят, как правило, исключительный характер; в) ограничивается размер пени, взыскиваемой за длящееся правонарушение.62

Информация о работе Анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование