Агентский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Широкое развитие предпринимательства привело к возрастанию роли представителя-профессионала, для которого замещение собой другого само становилось особым видом предпринимательской деятельности, направленной, в свою очередь, на удовлетворение потребностей главным образом предпринимателей.
Целью данной курсовой работы является понятие и сфера применения агентского договора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие агентского договора……………………………………………..5
2. Сфера применения агентского договора………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

       В англо-американском праве также по общему правилу не требуется соблюдения обязательной письменной формы для агентского договора. Исключение составляют случаи заключения агентом договоров «за печатью», когда требуется, чтобы и полномочия агента были оформлены также документом «за печатью». Во многих штатах США агентские отношения с агентами по недвижимости должны оформляться письменным договором под страхом невыплаты агенту вознаграждения.

       Как по англо-американскому, так и по российскому гражданскому праву  агент может выступать либо от собственного имени, либо от имени принципала, но обязательно за счет последнего. Общим для деятельности агента является то, что он действует в интересах своего принципала.

       В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По англо-американскому праву, как правило, даже в случае заключения агентом сделки от своего имени (конструкция «нераскрытого» принципала), принципал имеет право «установить прямые договорные отношения с третьим лицом по своему усмотрению или инициативе, и тем самым между ними могут быть установлены отношения на основе одного договора»5.

       В случае заключения сделки агентом от имени принципала права и обязанности  по ней возникают непосредственно  у принципала. Это правило является общим и для российского, и  для англо-американского права. Однако в последнем оно носит диспозитивный характер: ничто не мешает агенту и принципалу нести солидарную ответственность и иметь право требовать принудительного исполнения договора, если таково было намерение сторон.

       Права и обязанности сторон по агентскому договору в российском и англо-американском гражданском праве во многом являются тождественными, однако имеются и определенные различия, обусловленные спецификой правового регулирования общественных отношений в той или иной правовой системе (российская правовая система относится к континентальной (романо-германской) семье правовых систем).

       Главной обязанностью агента в англо-американском праве является его обязанность  быть «лояльным» по отношению к своему принципалу, поскольку их взаимоотношения (в отличие от российских «аналогов») носят фидуциарный характер. Это означает, что агент должен честно представлять интересы принципала: добросовестно следовать всем указаниям принципала, проявлять необходимую заботливость при выполнении своих обязанностей и не получать тайных прибылей. Агенту «не разрешается ставить себя в такое положение, чтобы его личные интересы приходили в противоречие с его обязанностями по отношению к принципалу»6.

       Несмотря  на отсутствие «личного» элемента в агентских отношениях в России, нормами ГК РФ также предусмотрена обязанность агента следовать указаниям принципала (это вытекает из норм, регулирующих договоры поручения и комиссии). Кроме того, поскольку агент действует в интересах принципала и за его счет, практика признает недопустимым включение в агентский договор условий, противоречащих существу агентского договора (например, условия о праве агента на взыскание с принципала неустойки за неисполнение обязательств перед третьим лицом).

       Поскольку в России агент обычно является профессиональным предпринимателем, на наш взгляд, отсутствие фидуциарного характера агентского договора отражает прогрессивный взгляд российского законодателя на агентские отношения и служит цели устойчивости гражданского оборота.

       Лично-доверительный  характер агентских отношений в англо-американском праве проявляется в безвозмездности агентского договора: по общему правилу при отсутствии прямо выраженного или подразумеваемого соглашения о вознаграждении агент не имеет права на получение какого-либо вознаграждения (исключение составляют случаи, когда деятельность агента является его профессией). Деятельность агента в России всегда возмездна: согласно ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре. Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, обычно взимаемом при сравнимых обстоятельствах за аналогичные услуги. Вместе с тем на практике имеют место случаи отказа судом агенту в удовлетворении требования о взыскании агентского вознаграждения по причине недоказанности им размера вознаграждения, обычно взимаемого за аналогичные услуги7. Принципал также обязан возместить агенту понесенные им расходы при исполнении поручения принципала (согласно соответствующим нормам, регулирующим договоры поручения и комиссии).

       Агент имеет право удержания находящегося в его владении имущества принципала в обеспечение любого из его требований к принципалу, возникающих из агентских отношений. Это право агента является единым для российского и англо-американского гражданского права. В России право агента, выступающего от собственного имени в отношениях с третьими лицами, на удержание имущества принципала вытекает из ст. 996 - 997 ГК РФ, предусматривающих такое право комиссионера. Что касается агента, выступающего от имени принципала, то здесь необходимо отметить следующее. Фактически арбитражная практика признает обоснованным удержание агентом, выступающим от имени принципала, причитающейся ему суммы вознаграждения из полученных для принципала сумм, если имеются основания для зачета встречных однородных требований: требования агента о выплате вознаграждения и требования принципала о передаче полученных от третьего лица денежных сумм. При этом обязательства сторон по агентскому договору прекращаются в соответствии со ст. 410 ГК РФ8. Кроме того, на наш взгляд, отсутствуют какие-либо препятствия к применению к отношениям агента и принципала, являющихся предпринимателями, п. 3 ст. 972 (гл. 49 ГК РФ). В частности, данным пунктом ст. 972 предусмотрено право поверенного, действующего в качестве коммерческого представителя, удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения.

       Следует признать, что положения англо-американского  гражданского права, позволяющие агенту удерживать у себя имущество принципала в обеспечение исполнения последним  своих обязательств перед агентом  независимо от того, от чьего имени выступает агент, являются, на наш взгляд, более справедливыми и отвечающими условиям развитого товарооборота.

       Общей для российского и англо-американского  гражданского права является обязанность  агента представлять принципалу отчеты о ходе исполнения агентского договора с приложением доказательств расходов, произведенных за счет принципала. Поскольку в России законом, иным нормативным правовым актом не установлена унифицированная форма отчета агента, арбитражная практика исходит из того, что доказательствами выполнения агентом своих обязательств являются любые письменные документы, позволяющие с достоверностью установить факт совершения агентом юридических и фактических действий в интересах принципала. Такими доказательствами могут быть, например, акты сверки, подписанные обеими сторонами; договоры агента с третьими лицами, по которым последними уже произведено исполнение, и т.п.

       Агент обязан сохранять в тайне ставшую  ему известной вследствие выполнения им функций агента конфиденциальную информацию. В России требование о сохранении служебной и коммерческой тайны является общим для всех трудовых и гражданско-правовых договоров и предусмотрено ст. 139 ГК РФ. Кроме того, думается, что к агентам, являющимся предпринимателями и заключающим сделки от имени принципала в сфере предпринимательской деятельности, по аналогии с коммерческими представителями должен применяться абз. 2 п. 3 ст. 184 ГК РФ, предусматривающий обязанность коммерческого представителя сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения.

       Особым  образом в российском и англо-американском гражданском праве рассматривается  обязанность агента лично исполнить  поручение принципала. Следует отметить, что если по российскому гражданскому праву право агента в свободном  заключении субагентских договоров презюмируется (иное должно быть предусмотрено агентским договором (ст. 1009 ГК РФ)), то по англо-американскому праву возможность передачи агентом своих полномочий субагенту является скорее исключением, чем правилом (поскольку агентские отношения основаны на личном доверии). Данное право агента должно быть предусмотрено соглашением сторон либо вытекать из торгового обыкновения или характера деятельности агента. Кроме того, по российскому гражданскому праву агент всегда остается ответственным перед принципалом за действия субагента, в то время как по англо-американскому праву разрешение принципала (прямое или косвенное) на передачу полномочий субагенту или одобрение уже состоявшейся передачи освобождает агента от ответственности перед принципалом.

       Что касается обязанностей принципала, то они корреспондируют правам агента по отношению к принципалу.

       Таким образом, регулирование прав и обязанностей сторон по агентскому договору в российском и англо-американском гражданском  праве во многом имеет свои специфические особенности, несмотря на кажущуюся близость содержания.

       Добавим, что и по российскому гражданскому праву, и по англо-американскому  агентский договор может быть заключен на определенный срок либо без  указания срока, с условием об ограничении  действий агента и (или) принципала определенной территорией либо без такого условия.

       Таким образом, агентский договор и  в российском, и в англо-американском гражданском праве является консенсуальным и двусторонним. В соответствии с  Гражданским кодексом РФ он всегда возмездный. В англо-американском гражданском праве агентский договор носит фидуциарный характер, что предполагает его безвозмездным, хотя он может быть и возмездным.

       Терминологическое совпадение не означает идентичности понятий, используемых при обозначении агентских отношений. Несмотря на то что по многим аспектам правовое регулирование рассмотренных выше отношений действительно близко в российском и англо-американском гражданском праве, по отдельным вопросам имеются значительные различия. На практике при заключении агентских договоров с зарубежными партнерами необходимо учитывать действие императивных норм, небрежное обращение с которыми может обернуться неблагоприятными экономическими последствиями для любой из сторон. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сфера применения агентского договора
 

       Обосновывается, что действующее гражданское право России допускает значительную свободу договора для субъектов гражданского оборота (ст.ст. 1, 421 ГК РФ). Граждане и организации вправе заключать договоры по самым различным схемам, содержащие элементы различных типов договоров, при том условии, чтобы положения таких договоров не находились в прямом противоречии с требованиями закона9. По этим причинам понятие агентирования отнюдь не ограничивается упомянутыми выше двумя схемами, оно значительно шире и диспозитивнее, чем простая совокупность приемов действий по схеме комиссии и схеме поручения. По оценкам некоторых специалистов, без скрытого или минимального агентирования вообще не обходится заключение ни одной современной более-менее крупной сделки.

       Договор агентирования рассчитан на участие  в нем особой категории предпринимателей - агентов.

       Агентский договор в системе договоров, предусмотренных гражданским законодательством России, представляет собой сложное переплетение норм о договорах комиссии и поручения и регулируется данными нормами с теми особенностями, которые вытекают из существа договора агентирования.

       Если  агентский договор является долгосрочным и сложным по своему составу, то он может иметь организационный характер. Это можно использовать при осуществлении предпринимательской деятельности. Организационный характер договора проявляется в том, что в нем могут быть прописаны лишь самые общие вопросы сотрудничества сторон, а детали могут определяться в специальных поручениях принципала. Как уже отмечалось, такие договоры близки по своей правовой природе к предварительным договорам.

       Рассмотрим  случаи применения договора агентирования в отношениях с участием предпринимателей.

       К таким случаям относится договор  морского агентирования, урегулированный исключительно диспозитивными нормами в главе XIII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

       По  договору морского агентирования морской  агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории. Как видно, морское агентирование осуществляется на определенной территории. Морской агент может совершать юридические и иные действия с согласия судовладельца также в пользу другой стороны, уполномочившей его на такие действия.

       Договор агентирования распространен и  в туристической деятельности. Здесь регулирования отношений между туроператорами и турагентами использовались различные правовые конструкции, сочетающие в себе элементы договоров по оказанию услуг, поручения, комиссии, договора о совместной деятельности.

       Агентский договор по своей юридической  природе является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Он может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Стандартный агентский договор в сфере туризма включает в себя следующие разделы:

       предмет договора, который можно сформулировать разными способами: указать один из видов тура; описать всевозможные виды туров; применить самые общие формулировки и в то же время описать те виды туризма, которые могут иметь льготное налогообложение или дающие получение каких-либо скидок. Как правило, большинство агентских соглашений содержат следующую формулировку: «Осуществлять юридические и фактические действия по продвижению и реализации туристского продукта или реализовывать комплекс туристских услуг, входящих в состав туристского продукта, включая рекламу туристского продукта и поиск клиентов»10;

Информация о работе Агентский договор