Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование стратегии развития ОАО «Синарский трубный завод».
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;
- провести стратегический анализ ОАО «Синарский трубный завод»;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
1.1 Стратегия и стратегическое планирование: сущность и содержание
1.2 Процесс стратегического планирования
1.3 Методологические основы стратегического анализа
2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «Синарский трубный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней среды предприятия
2.3 Анализ внутренней среды предприятия
3 Разработка стратегии развития предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 478.00 Кб (Скачать)

Основной целью SWOT-анализ является оценка стратегического положения предприятия организации.  Используя SWOT-матрицу, проведем анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей ОАО «Синарский трубный завод» (Рисунок 6).

 

Возможности

1.Расширение внутреннего рынка.

2. Повышение качества продукции до мировых стандартов.

3. Выход на новые зарубежные рынки.

4. Рост инвестиционной активности.

5. Способность к разработке собственных технологий.

6. Снижение издержек за счет внедрения новой техники и технологий.

Угрозы

1. Усиление конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных производителей труб для добычи нефти.

2. Повышение цен на энергоресурсы.

3. Рост затрат на топливо.

4. Несовершенство законодательства.

5. Ухудшение финансового положения предприятия.

Сильные стороны

1. Возможность расширения мощностей, техническое перевооружение.

2. Высокое качество выпускаемой продукции.

3. Богатый опыт работы в сфере производства прокатных валков.

4. Многоступенчатый контроль качества продукции.

5. Внедрение системы менеджмента качества, обеспечивающей высокий уровень корпоративного управления.

Пути дальнейшего развития

1. Техническое перевооружение  позволят снизить затраты и увеличить объемы выпуска продукции.

2. Высокое качество продукции будет способствовать увеличению объемов реализации продукции и дальнейшему повышению конкурентоспособности предприятия.

3. Рост инвестиционной активности даст возможность расширения внутреннего рынка и выхода предприятия на новые рынки.

4. Повышение качества корпоративного управления.

5. Освоение новых сегментов рынка.

Пути предотвращения угроз

1. Благодаря высокому качеству продукцию и длительному опыту пребывания на рынке возможно увеличение конкурентоспособности продукции.

2. Высокое качество менеджмента позволят снизить негативный эффект повышения цен на энергоресурсы.

3. Реализация инновационной стратегии и инвестиционный рост позволят преодолеть проблемы финансовой устойчивости предприятия.

Слабые стороны

1. Недостаток высококвалифицированного рабочего персонала.

2. Недостаток финансовых ресурсов.

3. Отставание в области исследований и разработок.

4. Отсутствие четкой стратегии продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия).

5. Отсутствие четкой системы стратегического планирования.

6. Износ производственных мощностей.

Уменьшение влияния слабых сторон

1. Рост инвестиционной активности позволит решить проблему недостатка финансовых ресурсов.

2. Техническое перевооружение и готовность к собственных разработкам даст возможность обновить производственные мощности предприятия.

3. Повышение уровня инновационной активности позволит преодолеть проблему отставания  в области исследований  и разработок.

4.Появление необходимости разработки стратегии развития с целью функционирования в соответствии с основными положениями системы менеджмента качества.

Антикризисные стратегии

1.Поиск источников финансирования.

2.Рост инновационной активности предприятия.

3.Подготовка высококвалифицированного рабочего персонала.

4.Подготовка персонала для отдела стратегического планирования с целью реализации инвестиционных и инновационных  проектов.

5. Стремление к снижению издержек.

 

Рисунок 6  – SWOT-анализ ОАО «Синарский трубный завод»

 

Используя метод анализа силовых полей, оценим общее влияние сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз на развитие ОАО «Синарский трубный завод». Каждому из факторов присвоим оценку влияния на предприятия металлургического комплекса по шкале: 3 – сильное, 2 – умеренное, 1 – слабое влияние (Таблица 5).

Таблица  5 - Анализ силовых полей ОАО «СинТЗ»

Факторы, определяющие сильные и слабые стороны предприятия, его возможности и угрозы

Варианты оценок

-3

-2

-1

+1

+2

+3

1

2

3

4

5

6

7

Сильные стороны:

 

1. Возможность расширения мощностей, техническое перевооружение.

 

 

 

 

 

*

2. Высокое качество выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

*

3. Богатый опыт работы в данной сфере.

 

 

 

*

 

 

4. Многоступенчатый контроль качества продукции.

 

 

 

 

*

 

5. Повышение качества корпоративного управления.

 

 

 

 

*

 

Общее влияние сильных сторон на развитие предприятия

+11

Слабые стороны:

 

 

 

 

 

 

1.Недостаток высококвалифицированного рабочего персонала.

 

*

 

 

 

 

2. Недостаток финансовых ресурсов.

*

 

 

 

 

 

3. Отставание в области исследований и разработок.

 

*

 

 

 

 

4. Отсутствие четкой системы стратегического планирования.

 

*

 

 

 

 

5. Износ производственных мощностей.

 

*

 

 

 

 

Общее влияние слабых сторон на развитие предприятия

-9

Возможности:

 

 

 

 

 

 

1.Расширение внутреннего рынка и выход на новые зарубежные рынки.

 

 

 

 

*

 

2. Повышение качества продукции до мировых стандартов.

 

 

 

 

*

 

3. Рост инвестиционной активности.

 

 

 

 

 

*

4. Способность к разработке собственных технологий.

 

 

 

 

*

 

5. Расширение сортамента продукции

 

 

 

*

 

 

Общее влияние возможностей на развитие предприятия

+10

Угрозы:

 

 

 

 

 

 

1.Усиление конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных производителей прокатных валков.

 

 

*

 

 

 

2. Рост затрат на топливо.

 

 

*

 

 

 

3. Повышение цен на энергоресурсы.

 

*

 

 

 

 

4. Несовершенство российского законодательства.

 

 

*

 

 

 

5.Ухудшение финансового положения предприятия.

 

*

 

 

 

 

Общее влияние угроз на развитие предприятия

-7

Суммарное влияние всех факторов на развитие предприятия

+3


 

Суммарное влияние всех факторов развития ОАО «Синарский трубный завод» равно 3, что свидетельствует стабильном положении предприятия трубной промышленности.

 


3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Никакое предприятие не может успешно выживать в конкурентной среде, если оно не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.

В первую очередь целевое начало в деятельности предприятия возникает потому, что предприятие – это объединение людей, преследующих определенные цели.

Люди создают предприятия для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала предприятие имеет определенную целевую ориентацию. Далее, люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.), преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, так же, как и те, кто являются учредителями предприятия или работают в нем, придают его существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в ее деятельности.

При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии предприятия состоит в том, что оно как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают предприятие извне. Более того, миссия позволяет сконцентрировать или даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к предприятию людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует предприятие, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

В широком понимании миссия – это философия и предназначение, смысл существования предприятия.

В узком понимании миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Миссия ОАО «Синарский трубный завод»:

«Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, мы любим точность, мы ценим время».

Мы строим одно из лучших в России предприятий, успех которого основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья его сотрудников.

Наша миссия подчеркивает важнейшую роль предприятия в экономике Уральского региона и нашу особую социальную роль в обществе - поддержание в нем уверенности, надежности и стабильности.

Миссия ОАО «СинТЗ» однозначно определяет, что наши покупатели, их потребности есть основа всей нашей деятельности как предприятия.

Миссия устанавливает амбициозную цель наших устремлений - мы хотим стать одним из лучших предприятий России. Она также подчеркивает, насколько важны для ОАО «СинТЗ» его сотрудники и насколько реализация его целей невозможна без реализации личных и профессиональных целей людей, работающих в нем.

Высокие цели достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей. Наши ценности определяют тот набор правил, критериев и требований, которые мы будем предъявлять к каждому человеку, который является или хочет стать членом команды предприятия. Наши ценности - это свод принципов, исходя из которых руководители ОАО «СинТЗ» будут ставить цели и определять, достигнуты ли они. На основе этих ценностей будут создаваться и поддерживаться взаимоотношения между сотрудниками, строиться системы управления внутри предприятия, а также взаимоотношения предприятия с покупателями и поставщиками, обществом, акционерами и инвесторами.

Ценности ОАО «СинТЗ»

- порядочность;

- стремление к совершенству;

- уважение к традициям;

- доверие и ответственность;

- взвешенность и профессионализм;

- инициативность и креативность;

- командность и результативность;

- открытость и доброжелательность;

- здоровый образ жизни (тело, дух и разум).

Мы убеждены, что, следуя нашей философии и действуя на основе системы наших ценностей, предприятие достигнет поставленных целей и станет качественно новой организацией. Как мы узнаем, что нам это удалось? Основной критерий для нас - это отношение к предприятию со стороны наших сотрудников, клиентов, акционеров и общества.

Приоритетные направления ОАО «СинТЗ».

Основными видами труб, производимыми предприятием, являются трубы для добычи нефти (НКТ, обсадные, бурильные). Данные трубы ввиду высокой степени передела обладают большей добавленной стоимостью, являются приоритетными для производства. Это связано со стабильным ростом на мировом рынке спроса на углеводородное сырьё, что ведет к увеличению спроса на трубы нефтяного сортамента со стороны российских нефтегазодобывающих компаний. Доля труб нефтяного сортамента в общем объеме отгрузки за 2008 год составила 64 %, увеличение по сравнению с 2007 годом составило 4,2%. Работая в этом направлении, перед предприятием стоит задача освоения выпуска бурильных, насосно-компрессорных и обсадных труб повышенных групп прочности по российским и международным стандартам, освоения выпуска нарезных труб с высокогерметичными резьбовыми соединениями собственной разработки. Работая в достаточно жестких конкурентных условиях, ОАО «СинТЗ» одной из главных задач в своей деятельности рассматривает не только увеличение объема реализации металлопродукции, но и увеличение своей доли на рынке через проведение модернизации производства. Именно через проведение модернизации основных средств предприятие рассчитывает увеличить сортамент при одновременном уменьшении себестоимости выпускаемой продукции.

Важным направлением является развитие инвестиционной деятельности в сложных экономических условиях.

Инвестиционная деятельность ОАО «СинТЗ» направлена на достижение стратегических целей предприятия, в частности: повышение долгосрочной эффективности операционной деятельности, минимизация отрицательного воздействия производства на окружающую среду, завоевание новых рынков сбыта и защита существующих, минимизация рисков остановки производства.

В таблице 6 представлены направления развития инвестиционной деятельности ОАО «СинТЗ» на период 2010 – 2011 гг.

 

Таблица 6 – Направления инвестиционной деятельности ОАО «СинТЗ» на период 2010 – 2012 гг.

Показатель

2010г.

2011г.

Темп роста, %

2012г.

Темп роста, %

Капитальные затраты, направленные на повышение экономической эффективности производства, в т.ч.

 

66231

619215

934,9

173845

28,1

направленные на повышение производительности труда

 

8881

8607

96,9

5064

58,8

направленные на снижение расходов материальных, энергетических и др. ресурсов

 

36140

62774

173,7

17569

28,0

направленные на увеличение объемов реализации

 

21210

547834

2582,9

151212

27,6

Капитальные затраты, направленные на поддержание предприятия в работоспособном состоянии

 

27399

64185

234,3

65947

102,7

Охрана труда, ТБ, выполнение предписаний гос. служб и т.п.

 

7921

9294

117,3

12704

136,7

Социальная сфера

0

0

-

9526

100,0

Информационные технологии

0

0

-

2980

100,0

Всего

93630

683400

729,9

239792

35,1

Информация о работе Стратегическое планирование