Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование стратегии развития ОАО «Синарский трубный завод».
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования на предприятии;
- провести стратегический анализ ОАО «Синарский трубный завод»;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы стратегического планирования на предприятии
1.1 Стратегия и стратегическое планирование: сущность и содержание
1.2 Процесс стратегического планирования
1.3 Методологические основы стратегического анализа
2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды ОАО «Синарский трубный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней среды предприятия
2.3 Анализ внутренней среды предприятия
3 Разработка стратегии развития предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 478.00 Кб (Скачать)

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб.

12915923

16792637

30,0

Трубы стальные

т

596911

617016

3,4

Лента товарная

т

1625

1798

10,6

Среднесписочная численность персонала

чел.

 

11647

10651

-8,6

Среднемесячная заработная плата 1 работника списочного состава

руб.

13189

15985

21,2

Затраты на 1 рубль отгруженной    продукции

коп.

74,7

77,9

4,3

Рентабельность продаж

%

25,3

22,1

-12,7

Чистая прибыль отчетного периода

тыс. руб.

3223151

3424328

6,2

 

На основании результатов выполнения технико-экономических показателей ОАО за 2008г. можно сделать следующие выводы: рост выпуска стальных труб по сравнению с 2007г. составил 3,4 %. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг превысила уровень 2007 года на 21,1% и достигла 23518074 тыс.руб. Рентабельность продаж за 2008 год составила 22,1%, соответственно затраты на 1 руб. отгруженной продукции составили 77,9 коп.

 

Таблица 3 - Основные технико-экономические показатели деятельности в 2008 – 2009 гг.

Наименование

Ед. изм.

2008 год

2009 год

Отклонение, %

1

2

3

4

5

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб.

23518074

14910459

-36,6

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб.

16792637

12628063

-24,8

Трубы стальные

т

617016

333806

-45,9

Лента товарная

т

1798

1199

-33,3

Среднесписочная численность персонала

чел.

 

10651

6316

-40,7

Среднемесячная заработная плата 1 работника списочного состава

руб.

15985

9457

-40,8

Затраты на 1 рубль отгруженной    продукции

коп.

77,9

88,7

13,9

Рентабельность продаж

%

22,1

11,3

-48,9

Чистая прибыль отчетного периода

тыс. руб.

3424328

843851

-75,4

 

На основании результатов выполнения технико-экономических показателей ОАО за 2009г. можно сделать следующие выводы: произошло снижение объема выпуска стальных труб по сравнению с 2008г. на 45,9%, ленты товарной – на 33,3%. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг сократилась по сравнению с 2008г. на 36,6% и составила 14910459 тыс. руб. Рентабельность продаж за 2009г. составила 11,3%.

Чистая прибыль за 2009г. составила 843851 тыс. руб., что ниже соответствующего показателя за 2008г. на 75,4%.

Снижение среднесписочной численности в 2009г. по сравнению с 2008г. составило 40,7%. Сокращение основных технико-экономических показателей связано с тем, что из-за финансового кризиса предприятие уменьшает объемы производства.

 

2.2 Анализ внешней среды предприятия

 

Анализ внешней среды - достаточно трудоемкий и обширный по объему предоставляемой информации процесс. Кроме того, следует помнить, что все факторы внешней среды, находятся во взаимодействии друг с другом и по-разному влияют на деятельность предприятия. Степень влияния каждого отдельного фактора зависит от специфики отрасли, территориального расположения, размеров предприятия и т.д.

Анализ макроэкономического окружения применяется для определения возможностей и угроз для предприятия, скрывающегося в его внешнем окружении, а также является важнейшим процессом стратегического планирования и управления.

Самый распространенный инструментарий для анализа макроокружения – метод STEEP-анализа (таблица 4).

 

 

 

Таблица 4 – SТЕЕР – анализ внешних факторов – макросреда ОАО «СинТЗ»

Факторы

Характеристика

S – социальный фактор

1.       Улучшение демографической ситуации

2.       Увеличение производства, где используется продукция предприятия

Т – технологический фактор

1.       НТП обуславливает появление нового оборудования, повышающего качество производства

2.       Появляются новые требования ГОСТ

Е – экономический фактор

1.       Экономическая ситуация в России

2.       Уровень инфляции

3.       Налоги

Е – экологический фактор

Доступность сырья, полученного в результате экологически безопасного производства.

Р – политический фактор

1.       Политическая ситуация в стране

2.       Изменения законодательства в отношении промышленности

 

Социальный фактор. Для исследования данного фактора необходимо анализировать демографическую ситуацию, уровень жизни населения.

В настоящее время в Российской Федерации демографическая ситуация незначительно улучшилась в связи с увеличением рождаемости в 2000 – 2008 гг. В целом особого влияния это не оказывает на рынок сбыта трубной продукции.

Технологический фактор. В настоящее время руководство предприятия постоянно совершенствует технологии производства. Предприятием приобретается  новое современное оборудование, которое позволяет изготавливать более качественную продукцию, при этом сокращая ее себестоимость.

Экономический фактор. Для исследования этого фактора необходимо анализировать ситуацию в стране, уровень инфляции.

В данное время в России экономическая ситуация находится под контролем Правительства РФ, принимаются все меры для сокращения спада производства.

Инфляция, что негативно сказывается на ценах на сырье.

Одним из неблагоприятных моментов является то, что, благодаря существующему законодательству, оказывается существенное налоговое давление на предприятие, а выплаты в этой сфере несоизмеримы с возможностями предприятия.

Экологический фактор. ОАО «СинТЗ» использует в производстве экологически чистое сырье, которое закупается предприятием непосредственно у производителя.

Политическая обстановка в Российской Федерации не может не влиять на положение дел предприятия, при чём она оказывает как косвенное, так и непосредственное влияние. Косвенное влияние заключается в том, что через ухудшение экономической ситуации в стране ухудшилось состояние потребителя – снизилась производство, где используется продукция ОАО «СинТЗ». Прямое выражается в появившейся нестабильности и неопределённости. Нестабильность обменного курса национальной валюты вызывает потери при продаже товара.

Проанализируем внешнюю среду ОАО «Синарский трубный завод».

Необходимо проанализировать  непосредственное окружение организации – партнеров, конкурентов, потребителей, которые оказывают значительное влияние на деятельность организации.

Подход к анализу конкурентной ситуации может быть описан в виде предложенной М. Портером схемы «алмаза» конкуренции, иллюстрирующей взаимодействие всех пяти сил конкурентной борьбы.

Первая сила, которая может влиять на деятельность ОАО «СинТЗ», - конкуренты. Основным направлением деятельности ОАО «СинТЗ» является производство труб для добычи нефти, то проведем анализ внешней среды именно с данной позиции.

Доля российских предприятий в общем объеме отгрузки в 2008г. представлена на рисунке 4.

 

 

 

Рисунок 4 - Доля российских предприятий в общем объеме отгрузки в 2008г.

 

Доля рынка производства труб для добычи нефти, приходящаяся на ОАО «СинТЗ», составляет 8%.

Основными конкурентами на рынке производства труб для добычи нефти являются:

- ОАО «Волжский трубный завод»;

- ОАО «Выксунский металлургический завод»;

- ОАО «Челябинский трубопрокатный завод».

Кроме названных предприятий трубной промышленности, серьезными конкурентами на рынке производства труб для добычи нефти для ОАО «СинТЗ» являются:

- ОАО «Первоуральский новотрубный завод»;

- ОАО «ТагМет».

Вторая рыночная сила, согласно модели М. Портера, -  это покупатели.

Для того чтобы увеличить сбыт выпускаемой продукции, предприятия трубной промышленности ищут своих покупателей.

Большая часть производимой предприятием продукции 60 - 65% приобретается компаниями нефтегазового комплекса. Потребителями труб производства ОАО «Синарский трубный завод» являются такие компании как Сургутнефтегаз, Лукойл, Сибнефть, Башнефть, Татнефть, Подольский машиностроительный завод, Белэнергомаш, Сибэнергомаш, АвтоВАЗагрегат, Ижмаш-авто и т.д.

Третья рыночная сила, согласно модели М. Портера, -  это поставщики.

С поставщиками ОАО «СинТЗ» работает длительное время.

Четвертая сила — новые конкуренты, рыночные новички.

В настоящее время новых конкурентов у предприятий трубной отрасли нет. Это связано с тем, что в последние годы предприятия данного направления не создавались.

Пятая сила — товары-заменители или товары-субституты.

Товаров-заменителей у труб также нет.

На рисунке 5 представлена Модель М. Портера «Пять сил Портера»

 

Рисунок 5 - Модель М. Портера «Пять сил Портера»

 

2.2 Анализ внутренней среды

 

Анализ внутренней среды фирмы направлен на выявление стратегических возможностей, сильных и слабых сторон по отношению к главным конкурентам. Он должен включать:

      оценку действующих стратегий;

      оценку потенциала фирмы;

      анализ хозяйственного портфеля фирмы;

      выявление сильных и слабых сторон фирмы и преодоление опасностей и угроз внешней среды.

Информация о работе Стратегическое планирование