Социальные проблемы

Автор: m**********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 09:16, реферат

Описание работы

Как известно, никто не застрахован от сумы, болезни, других невзгод человеческого бытия, того, что в науке принято называть «социальными рисками». Эта банальная истина предопределяет значимость и актуальность, особенно в сегодняшних условиях, решения проблемы социальной ответственности работодателей, общества и государства за обеспечение права каждого индивидуума на «достойное существование» как в сфере производства, так и за его пределами.

Работа содержит 1 файл

соцпробл.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Журнал Fast Company Magazine каждый год публикует список 45 лучших социальных предпринимателей года, которыми журнал называет организации, «использующие  дисциплину мира корпораций для решения  сложных социальных проблем» [9].

[править] 

Мнение эксперта 25 января 2011

Автор: Наталия  Зверева, Директор Фонда региональных социальных программ "Наше будущее"

Социальное предпринимательство: взгляд в будущее  

Последние несколько  лет стали временем становления  в России качественно нового явления на стыке социальной и экономической систем страны. Феномен социального предпринимательства, ранее широко известный лишь за рубежом, получил распространение и в отечественной бизнес-практике. Накопленный опыт реализации проектов в сфере социального предпринимательства требует осмысления и оценки проблем и перспектив развития этого явления в условиях современной России. 

Система координат  социального предпринимательства 

Понятие социального  предпринимательства многогранно  и отражает широкий спектр задач и особенностей, присущих ему. Уже само название указывает на то, что приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Определяющее значение приобретают позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов. Социальный предприниматель ставит перед собой задачу внесения положительных изменений в инфраструктуру общественной системы, имеющих долгосрочный эффект. 

Социальные предприятия  строятся на принципах самоокупаемости, финансовой устойчивости и инновационности используемых подходов. Применение новых, уникальных инструментов, способность решать проблемы до тех пор, пока это необходимо, и за счет собственных доходов формируют ключевые преимущества социального предпринимательства. Если благотворительность ограничена в объеме ресурсов, времени и пространстве, то социальное предпринимательство изначально предполагает масштабируемость и тиражируемость. Целью становится не локальное решение единичного вопроса, а достижение качественно нового уровня в преодолении социально значимых проблем. 

Сильной стороной социального предпринимательства  являются и встроенные механизмы  контроля эффективности. Решение общественно  значимых вопросов непосредственно включено в бизнес-процесс компании, что существенно снижает вероятность нерационального расходования ресурсов. Именно социальное предпринимательство обладает наиболее высоким уровнем отдачи на единицу вложенных средств. 

Наконец, социальный предприниматель, как и любой другой бизнесмен, руководствуется определенной бизнес-стратегией, основанной на знании сильных и слабых сторон продукта, поиске новых рыночных возможностей и определении угроз. Использование предпринимательского подхода позволяет в итоге резко повысить вклад в достижение долгосрочного социального эффекта. 

Социальное предпринимательство  в контексте модернизации страны 

Социальное предпринимательство  – это механизм, который может  и должен стать социальным измерением модернизации России. Тиражируемость опыта, изначально заложенная в его концепции, позволяет быстро и эффективно расширять число предприятий, переносить подходы и идеи. Это сопровождается повышением компетентности социальных предпринимателей, их профессиональным ростом и вносит вклад в развитие человеческого капитала страны. В большинстве своем те, кто решается посвятить себя этой сложной области бизнеса, – новаторы. Они способны сплотить вокруг себя единомышленников, изыскать необходимые ресурсы для решения социальных проблем, объединить собственные знания с самыми современными технологиями. Социальные предприниматели создают точки роста, вокруг которых формируются не только новые предприятия, но и особые общественные отношения. 

Крайне ценен  опыт взаимодействия россиян с социальными компаниями. Сегодня, согласно опросу Левада-Центра, 60% жителей России позитивно оценивают вклад малого и среднего бизнеса в развитие страны. Вместе с тем все еще достаточно высок уровень недоверия к представителям бизнес-сообщества и их усилиям в социальной сфере. 

Справедливость  этих оценок подтверждают сами предприниматели: исследование ВЦИОМа (2009 год) показало, что более половины бизнесменов  считают уровень социальной ответственности  российского бизнеса низким. Налицо проблема, которую можно охарактеризовать как кризис доверия. С одной стороны, бизнес в целом воспринимается позитивно, с другой – в нем не видят активного агента социальных изменений.  

С расширением  сети социальных предприятий неизбежно  произойдет изменение отношения  к социально ориентированному бизнесу. Встречным движением станет рост социальной ответственности традиционного бизнеса, который будет стремиться интегрироваться в новую парадигму взаимодействия общества и предпринимателей. 

Отдельно необходимо упомянуть функцию реинтеграции целого ряда социальных групп в общество. В первую очередь, речь идет об инвалидах, зачастую исключенных из повседневной жизни. Создание возможностей для их трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия – одна из ключевых задач социального предпринимательства. 

Взаимодействие  с государственными и муниципальными органами власти в сфере социального  предпринимательства не ограничивается фискальной сферой. Достаточно широкое  распространение получили специальные  фонды развития – партнерские организации, которые создаются с целью социально-экономического развития территорий муниципалитетами, бизнесом и некоммерческими организациями. Такие трехсторонние коалиции позволяют эффективно решать проблемы местного уровня. Более того, реализация трехсторонних соглашений формирует устойчивые партнерские связи и выстраивает коммуникационные сети, составляющие фундамент дальнейшего сотрудничества. 

Упрочение взаимоотношений  государства, бизнеса и общества в рамках парадигмы социального  предпринимательства даст новый импульс к формированию институтов гражданского общества в России. Ориентация на комплексное решение острых социальных проблем, сетевой принцип распространения, способность к активной интеграции в существующие проекты делают социальное предпринимательство мощным источником гражданских инициатив. 

Позитивно то, что  все без исключения начинания  в рамках данного подхода преследуют исключительно конструктивные цели. Процесс социального предпринимательства, если рассмотреть его детально, предполагает прохождение пяти основных этапов:

 

 Поиск возможностей:

- социальные  проблемы;

- неудовлетворенные  потребности.

 Определение  концепции развития:

- определение  социальных выгод;

- определение  новых продуктов или рынка.

 Определение  и приобретение необходимых ресурсов:

- финансовые  ресурсы;

- человеческие  ресурсы;

- знания, опыт, навыки, компетенции.

 Запуск и  рост предприятия:

- измерение результата;

- расширение  компании.

 Достижение  цели:

- слияние с  другими компаниями;

- расширение  компании и изменение миссии;

- выполнение  миссии и закрытие компании. 

Весь бизнес-процесс  компании, работающей в сфере социального  предпринимательства, структурируется  двумя доминирующими векторами. В первую очередь это решение  общественно значимой проблемы, во вторую – получение прибыли. Баланс этих векторов определяет сущность социального предпринимательства. Оно становится источником стабилизации и упрочения общественных связей, двигателем устойчивого и поступательного развития. 

Приоритетные  задачи развития социального предпринимательства 

Для достижения заметного прогресса в распространении  социального предпринимательства  в России необходимо решить две комплексные  задачи. 

Во-первых, это  создание соответствующей нормативной  базы и законодательное закрепление  понятия «социальное предпринимательство», а также включение государства в процесс финансирования проектов на начальном этапе. 

Существующие  нормативные акты не в полной мере отражают то особое положение, которое  социальные предприятия занимают в  ряду традиционных бизнес-структур. Необходимо четко отграничить эту сферу деятельности, придать ей определенный статус, что позволит более активно продвигать модель социального предпринимательства в регионах. Следует также дать зеленый свет механизмам государственной поддержки этой области. Социальное предприятие в большинстве случаев требует минимальных вложений на начальном этапе. Государственная поддержка данного вида деятельности даст очевидный мультипликативный эффект: одновременно с решением определенной социальной задачи создается и новый источник налоговых поступлений. 

Второй важной задачей является активное информационное сопровождение, проведение просветительской кампании. Модель социального предпринимательства  позволяет освещать идеи и результаты проектов как в традиционных, так и в новых медиа. В этом заключается радикальное отличие от благотворительности, в случае с которой публичность не всегда уместна.

Информационная  кампания должна быть ориентирована  на три ключевые аудитории: широкую  общественность, представителей региональных органов власти и потенциальных социальных предпринимателей. 

Привлечение внимания широкой общественности должно изменить отношение людей к самому феномену социального предпринимательства, продемонстрировать его жизнеспособность и всеобщую значимость. Согласно исследованию, проведенному Исследовательской группой ЦИРКОН в декабре 2008 года, лишь 26% респондентов имели представление о социальном предпринимательстве, 73% ранее не сталкивались с этим явлением и не могли ничего о нем сказать.

Одновременно более половины респондентов утвердительно ответили на вопрос о перспективах распространения социального предпринимательства, почти 60% респондентов выразили уверенность, что необходимо внедрять новые, современные подходы в решение социальных проблем. Вместе с тем чуть более 60% считают государство ответственным за решение социальных проблем, а 73% не готовы верить в социальную ориентацию бизнеса. 

Таким образом, в массовом сознании россиян понятие  «социальное предпринимательство» практически отсутствует, но предпосылки для его формирования имеются. Общество готово к инновациям в социальной сфере, к позитивному восприятию бизнес-структур, которые работают над решением социальных проблем. В данном случае эффективность информационной кампании определяют примеры успешного применения механизмов социального предпринимательства, решающих понятные россиянам насущные проблемы. 

Расширение сети социальных предприятий должно, прежде всего, идти в регионах России, что  предполагает конструктивное отношение  к ним со стороны местных органов власти. В данном случае невозможно ограничиться лишь демонстрацией успешных примеров социального бизнеса. Вопрос признания социального предпринимательства особым видом деятельности вновь выходит на первый план. Твердая позиция федеральных органов власти, поддерживающих инициативы в этой области, существенно облегчит развитие социальных предприятий в регионах. 

Активная информационная кампания в поддержку социального  предпринимательства имеет и  еще одну, исключительно значимую цель – поиск проектов в данной области и мотивирование людей, готовых заняться таким бизнесом. Эффективность данного процесса определяется тем, насколько доступны информационные ресурсы, финансовые средства и бизнес-инфраструктура для начинающего предпринимателя. Государственная поддержка также способна стать катализатором процесса вовлечения новых участников в процесс распространения социального бизнеса. 

Реализация обрисованной выше комплексной информационной стратегии  развития социального предпринимательства  окажет влияние и на традиционный бизнес. Рост осведомленности населения и властных органов о специфике и возможностях социального бизнеса, расширение сети предприятий неизбежно изменит восприятие социальной ответственности и политики в глазах прочих предпринимателей. Это будет своеобразная «цепная реакция», охватывающая коммерческие компании из самых разных отраслей экономики. В идеальном случае итогом данного процесса станут кардинальное изменение восприятия социальной ответственности в бизнес-сообществе, формирование широкой поддержки социального предпринимательства среди населения и органов государственной власти. 

Социальное предпринимательство  в современной России 

Социальное предпринимательство  на территории Российской Федерации  сегодня на постоянной основе поддерживается достаточно ограниченным числом некоммерческих организаций и фондов. Наиболее существенный вклад в развитие этого инновационного для России направления бизнеса вносит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Он обеспечивает финансирование программ социального предпринимательства в течение последних трех лет. Комплексная поддержка Фондом начинающих социальных предпринимателей включает:

Информация о работе Социальные проблемы