Разработка информационной системы управления учебным процессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта - разработка информационной системы управления учебным процессом филиала РГГУ в г. Всеволожск.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
 рассмотреть теоретические основы проектирования системы;
 провести проектирование информационной системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
.1 Анализ источников и литературы
.2 Исследование современных технологий и средств разработки
.3 Анализ аналогов-ресурсов. Анализ рынка
.4 Описание задач, функций и структуры филиала РГГУ в г.Всеволожске
.5 Организация взаимодействия структурных подразделений филиала
.6 Структура филиала
.7 Обоснование выбора и системный анализ с применением CASE-средств
.8 Выявление и оценка информационных потоков и структуры информации
.9 Структуризация и обоснование требований (заказчика) к автоматизации, постановка задачи
Выводы
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ФИЛЛИАЛА РГГУ Г. ВСЕВОЛОЖСК
.1 Выбор необходимой информации для информационной системы
.2 Проектирование и анализ структуры информационной системы
.3 Проектирование и анализ системы навигации
.4 UML моделирование
.5 Проектирование базы данных
.5.1 Выбор модели данных
Выводы
ГЛАВА 3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОФРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ
.1 Выбор инструментальных средств
.2 Выбор СУБД
.3 Создание физической модели данных
.4 Физическая реализация информационной системы
.5 Тестирование информационной системы
.6 Установка информационной системы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

ис учебного процесса.docx

— 4.89 Мб (Скачать)

С самого начала в основе западных ИС лежали идеи оптимизации использования  финансовых и материальных средств. Это отразилось в таких ИС как IC - управление запасами, MPR - планирование в потребностях материалами, MPRII - планирование производственных ресурсов. Задачи учета ресурсов тесно связывались с задачами управления.

1.3 Анализ аналогов-ресурсов. Анализ рынка

 

В настоящий момент на рынке информационных систем управления учебным процессом имеются:

«Tandem University» - разработана российской компанией  и представляет собой комплексное  решение по автоматизации государственных  и коммерческих вузов. Система основана на клиент-серверной архитектуре. Серверная часть написана на Java c использованием Spring Framework, что позволяет ей быть кроссплатформенной и легко масштабируемой. Внедрение системы происходит на модульной основе, что в свою очередь позволяет производить ее внедрение поэтапно. База данных хранится на сервере, и находятся под управлением СУБД (MySQL, Oracle, PostrgreSQL, Interbase). Tandem University поставляется с открытыми исходными кодами с правом на доработку при условии не распространения третьим лицам.

Базовые модули:

- организационная структура;

- справочники;

- система прав доступа;

- контингент студентов;

- кадровый реестр;

- администрирование.

Система Tandem University позволяет объединить управление всеми аспектами учебного процесса. В её основе лежит единая информационная база, оснащенная большим количеством средств для проведения анализа и составления полной картины деятельности университета. Внедрение Tandem University позволяет создавать дополнительные сервисы и помогает обеспечивать контроль, прозрачность всех ключевых процессов протекающих в вузе.

«Naumen University <http://www.naumen.ru/go/solutions/naumen_university>» - поставляется с открытыми исходными кодами и правом на доработку решения при условии не распространения третьим лицам. Расширяется при помощи модулей, что позволяет производить внедрение поэтапно. Отличается быстрым развертыванием и простотой обновления без участия конечных пользователей. Не требует дополнительного ПО. Информационная система построена на клиент-серверной архитектуре, разработка велась с использованием J2EE платформы. Реализовано грамотное решение по достижению максимальной безопасности системы и её данных. Стоимость внедрения оговаривается после утверждения технического задания и выбранных заказчиком модулей. Базовая конфигурация включает в себя систему прав доступа, модуль справочников, модуль "Кадры", модуль "Контингент студентов". Средняя цена системы от 600 000 рублей.

Основной  концепцией решения Naumen University <http://www.naumen.ru/go/solutions/naumen_university> является представление учебного процесса как единого процесса состоящего из ряда подпроцессов отражающих в себе отдельные физические блоки. Например, в модуле приемной компании таким блоком будет блок «Абитуриент». Каждый блок обменивается информацией с информационной системой и другими блоками посредством доступных ему процессов. Таким образом, это позволяет постепенно наращивать систему и сконцентрироваться на определенных процессах и бизнес-процессах.

«Галактика  Управление Вузом» - построена на базе системы Галактика ERP. Данное решение - эффективный инструмент для управления учебным процессом и всей финансово-хозяйственной деятельностью вуза.

Открытость  решения Галактика Управление Вузом позволяет легко интегрировать его с системами, которые уже используются учебным заведением: с системами электронного документооборота, программами бухгалтерского учета, управления библиотечным фондом, системами казначейства и отраслевых ведомств, информационным порталом вуза, со специализированным отраслевым программным обеспечением. Это дает возможность построения единого информационного пространства и сохранения учебным заведением ранее сделанных инвестиций в ИТ.

Основные  модули:

- автоматизация учебного процесса;

- приемная кампания;

- контингент обучающихся;

- штатное расписание и кадры;

- гос. контракты и договоры;

- планирование и учет финансов;

- безопасность и администрирование.

Компонентная  структура решения позволяет  учебному заведению выбрать собственную конфигурацию решения, а открытость позволяет легко интегрировать его с программами и системами, которые уже используются вузом, что дает возможность создания единого информационного пространства.

1.4  
Описание задач, функций и структуры филиала РГГУ в г.Всеволожске

 

Главная задача филиала РГГУ в г.Всеволожске  заключается в развитии и реализации вместе с другими филиалами университета современной модели гуманитарного  образования в Северо - Западном регионе Российской Федерации.

Реализуя  модель специализированного гуманитарного вуза, филиал РГГУ в г.Всеволожске концентрирует свою учебно-научную деятельность на следующих основных направлениях:

- Подготовка специалистов, обладающих фундаментальными гуманитарными знаниями в сочетании с профессиональной компетентностью, умением и навыками практической работы по избранной специальности;

- проведение прикладных научно - исследовательских работ в единстве с учебным процессом; разработка стратегий перевода современного фундаментального знания в различные образовательные практики;

- осуществление и развитие инновационных учебно-образовательных практик через привлечение ведущих преподавателей вузов, специалистов научных учреждений г. Санкт - Петербурга, работников органов власти и управления региона.

Важнейшими средствами для реализации вышеназванных направлений деятельности филиала являются:

- использование новых подходов к образованию;

- внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий;

- формирование универсальной и гибкой образовательной среды;

- развитие принципов демократического управления филиалом;

- формирование системы контроля качества образования;

- подготовка выпускников, обладающих необходимыми профессиональными и социально-практическими знаниями, навыками и умениями, способствующими успешной адаптации к динамичным условиям развития социально-экономической и информационно-культурной среды;

- доработка учебных планов по реализуемым в филиале образовательным программам в соответствии с требованиями ГОС ВПО;

- совершенствование структуры управления учебным процессом, созданными кафедрами, подбор высококвалифицированного ППС.

По состоянию  на 02.02.2011 г. в филиале РГГУ в г. Всеволожске обучается 869 студентов.

Управление  филиалом осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Уставом РГГУ и Положением о филиале РГГУ в г. Всеволожске на принципах единоначалия и коллегиальности. При этом, принцип единоначалия реализуется посредством персональной ответственности директора за деятельность филиала, в том числе, за качество подготовки выпускников, надлежащее состояние финансовой и договорной дисциплины, учета и отчетности, сохранности имущества и других материальных ценностей, находящихся в собственности или арендованных филиалом, обязательности приказов и распоряжений директора для его работников и студентов. Принцип коллегиальности реализуется путем выборов заведующих кафедрами филиала на Ученом совете университета, конкурсного отбора преподавательского состава филиала на Ученом совете по представлению директора и педагогического коллектива штатных преподавателей кафедр, открытости заседаний Ученого совета для преподавателей, сотрудников, представителей студентов филиала, участия в научных конференциях университета, регулярного предоставления работникам и обучающимся студентам информации о деятельности руководства филиала и принимаемых им решениях на совещаниях руководителей подразделений филиала у директора, общих собраниях студентов, сотрудников, заседаниях кафедр.

Университет:

- утверждает Положение о филиале;

- анализирует содержание учебного процесса, его эффективность и качество, научно-методический и педагогический уровень проведения занятий, научную деятельность филиала, его работу по подбору и расстановке кадров преподавателей, повышению их научно-методического и педагогического мастерства и вносит соответствующие рекомендации;

- организует разработку, утверждение и издание учебных планов и программ, учебно-методической литературы, документации и обеспечение ими филиала;

- осуществляет контроль за организацией в филиале вступительных испытаний, текущих и итоговых аттестаций, проводит заседания ГАК;

- осуществляет экспертизу разработанных филиалом учебно-методических материалов и дает по ним заключения;

- осуществляет анализ эффективности использования учебно-материальной базы филиала, работу по ее развитию;

- назначает и освобождает от занимаемой должности директора, начальника отдела бухгалтерского учета и финансового контроля;

- утверждает правила и план приема студентов;

- определяет объем полномочий филиала по реализации образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования;

- привлекает преподавателей филиала к работе соответствующих кафедр, деятельности научных подразделений университета;

- представляет в Федеральный орган управления образованием преподавателей филиала к присвоению ученых званий;

- оказывает помощь в организации научной работы, разработке локальных актов филиала;

- выдает студентам и слушателям филиала, завершившим обучение и прошедшим итоговую аттестацию, дипломы государственного образца;

- утверждает смету доходов и расходов, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью филиала;

- оказывает помощь в разработке, апробации и внедрении в учебный процесс и научную работу филиала современных образовательных технологий, методов и процедур научно-исследовательской работы;

- оказывает инструктивную, научно-методическую, учебную и организационно-техническую помощь в подготовке и проведении лицензирования и аттестации филиала.

Непосредственное  управление деятельностью филиала  осуществляет 
директор, который назначается и освобождается от должности приказом ректора университета и действует на основании и в рамках выданной на его имя доверенности. Директор филиала в своей деятельности непосредственно подотчетен начальнику Управления регионального развития и централизованного экстерната Университета.

Директор  филиала:

- Представляет интересы университета и филиала в учреждениях, предприятиях, организациях, органах государственной власти и управления, муниципальных органах г. Всеволожска и Ленинградской области;

- осуществляет регистрацию (согласование на размещение) филиала в установленном законодательством порядке;

- открывает текущие (лицевые) счета филиала в банковских учреждениях (органах федерального казначейства) г.Всеволожска и распоряжается ими в соответствии с утвержденными сметами и графиками платежей;

- осуществляет прием и увольнение работников (кроме начальника отдела бухгалтерского учета и финансового контроля) и заключает с ними трудовые договоры в соответствии со штатным расписанием, утвержденным ректором (уполномоченным проректором) университета;

- заключает от имени университета договоры на обучение студентов;

- заключает и расторгает гражданско-правовые договоры с физическими и юридическими лицами (в том числе договоры аренды) в рамках деятельности филиала;

- утверждает правила внутреннего распорядка и должностные инструкции работников филиала, другие локальные акты;

- издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками филиала;

- представляет интересы университета в суде в качестве истца или ответчика по спорам, связанным с деятельностью филиала.

Директор  филиала персонально отвечает за организацию учебного процесса, за расходование денежных средств в соответствии со сметой, за учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, за полное и своевременное представление финансовой и бухгалтерской отчетности, перечисление налогов и платежей, обеспечение сохранности учебных, финансовых, кадровых и иных документов, связанных с деятельностью филиала.

1.5 Организация взаимодействия структурных подразделений филиала

 

Филиал  имеет все необходимые документы, регламентирующие его управленческую деятельность и обеспечивающие эффективное взаимодействие и координацию всех функциональных служб и работников. К их числу следует, прежде всего, отнести Положения о подразделениях, в которых устанавливаются их назначение и место, структура, основные задачи и функции управления, права, ответственность и связи с другими структурными единицами и сторонними учреждениями.

В документах официально закреплено рациональное распределение  функций управления между учебными и административными подразделениями  филиала; конкретизированы их права  в части принятия решений и использования имеющихся ресурсов; определены функциональные взаимосвязи между подразделениями по каждому комплексу задач управления; установлена ответственность сотрудников за качественное решение возложенных на подразделения функций управления.

Информация о работе Разработка информационной системы управления учебным процессом