Разработка информационной системы управления учебным процессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта - разработка информационной системы управления учебным процессом филиала РГГУ в г. Всеволожск.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
 рассмотреть теоретические основы проектирования системы;
 провести проектирование информационной системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
.1 Анализ источников и литературы
.2 Исследование современных технологий и средств разработки
.3 Анализ аналогов-ресурсов. Анализ рынка
.4 Описание задач, функций и структуры филиала РГГУ в г.Всеволожске
.5 Организация взаимодействия структурных подразделений филиала
.6 Структура филиала
.7 Обоснование выбора и системный анализ с применением CASE-средств
.8 Выявление и оценка информационных потоков и структуры информации
.9 Структуризация и обоснование требований (заказчика) к автоматизации, постановка задачи
Выводы
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ФИЛЛИАЛА РГГУ Г. ВСЕВОЛОЖСК
.1 Выбор необходимой информации для информационной системы
.2 Проектирование и анализ структуры информационной системы
.3 Проектирование и анализ системы навигации
.4 UML моделирование
.5 Проектирование базы данных
.5.1 Выбор модели данных
Выводы
ГЛАВА 3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОФРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ
.1 Выбор инструментальных средств
.2 Выбор СУБД
.3 Создание физической модели данных
.4 Физическая реализация информационной системы
.5 Тестирование информационной системы
.6 Установка информационной системы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

ис учебного процесса.docx

— 4.89 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА  ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА  РГГУ г.ВСЕВОЛОЖСКА)

 

 

ПЛАН:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

.1 Анализ источников и литературы

.2 Исследование современных технологий  и средств разработки

.3 Анализ аналогов-ресурсов. Анализ  рынка

.4 Описание задач, функций и  структуры филиала РГГУ в г.Всеволожске

.5 Организация взаимодействия структурных  подразделений филиала

.6 Структура филиала

.7 Обоснование выбора и системный  анализ с применением CASE-средств

.8 Выявление и оценка информационных  потоков и структуры информации

.9 Структуризация и обоснование  требований (заказчика) к автоматизации,  постановка задачи

Выводы

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ  ФИЛЛИАЛА РГГУ Г. ВСЕВОЛОЖСК

.1 Выбор необходимой информации  для информационной системы

.2 Проектирование и анализ структуры  информационной системы

.3 Проектирование и анализ системы  навигации

.4 UML моделирование

.5 Проектирование базы данных

.5.1 Выбор модели данных

Выводы

ГЛАВА 3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОФРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

.1 Выбор инструментальных средств

.2 Выбор СУБД

.3 Создание физической модели  данных

.4 Физическая реализация информационной  системы

.5 Тестирование информационной системы

.6 Установка информационной системы

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление  учебным заведением представляет собой  сложный процесс, включающий выбор  и реализацию определенного набора управленческих воздействий на текущих временных отрезках с целью решения стратегической задачи обеспечения его устойчивого развития.

Информационные  технологии в значительной мере расширяют  возможности эффективного управления, так как предоставляют в распоряжение сотрудников учебного заведения новейшие методы обработки и анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Деятельность  филиала РГГУ в г. Всеволожске  в настоящий момент направлена на широкое применение в сфере своей  деятельности информационных технологий.

Важным  направлением развития системы управления филиала РГГУ в г. Всеволожске  является внедрение информационной системы управления учебным процессом.

Информационная  система управления учебным процессом  представляет собой описание процедур управления учебным процессом и поддерживающую их информационную систему.

Эффективная организация работы с документами  обеспечивает оптимальные условия  для всех видов работ с документами  с момента их создания или получения  до уничтожения или передачи на архивное хранение[4].

На любом  предприятии при помощи информации осуществляется вся управленческая деятельность. От ее скорости и точности обработки зависит эффективность  работы самой организации. Таким  образом, процесс управления это  оценка и анализ необходимой информации с принятием решений.

При наличии  в организации информационной системы, отдел управления способен получать актуальную и достоверную информацию обо всех срезах деятельности организации, без временных задержек.

Информационная  система управления учебным процессом обеспечивает полный цикл управления вузом, начиная от приема абитуриентов до выпуска студентов с выдачей им надлежащих документов - дипломов, академических справок, а также отчетности, требуемой от филиала РГГУ головным вузом.

Актуальность  темы дипломного проекта работы обусловлена  необходимостью разработки информационной системы управления учебным процессом  как одного из факторов совершенствования  системы управления филиала РГГУ в г. Всеволожске и повышением эффективности ее работы.

Практическая  значимость дипломного проекта заключается  в том, что за счет качественной и  быстрой обработки информации будет  сокращено время на принятие решений  связанных с управлением учебным  процессом.

Цель  проекта - разработка информационной системы управления учебным процессом филиала РГГУ в г. Всеволожск.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические основы проектирования системы;

- провести проектирование информационной системы;

- выполнить программную реализацию информационной системы управления учебным процессом.

Предмет исследования - система управления учебным процессом филиала РГГУ г Всеволожске.

Объект  исследования: филиал РГГУ в г Всеволожске.

В первой главе выполнен анализ предметной области, рассмотрены основы проектирования информационных систем. Произведен анализ источников и литературы, связанный с разработкой информационных систем, рассмотрен рынок информационных систем аналогов управления учебным процессом, проведен анализ функций и задач управления. Выбраны и проанализированы функции и задачи, подлежащие автоматизации, выявлены информационные потоки и структура информации, поступающая в филиал, структурированы и обоснованы требования к автоматизации, поставлена задача на разработку информационной системы управления учебным процессом.

Во второй главе выполнено проектирование информационной системы управления учебным процессом филиала РГГУ в г. Всеволожске. Обоснован выбор  модели данных предметной области и  разработана логическая, концептуальная модель объекта автоматизации. Выбрано средство разработки информационной системы. С помощью CASE-средств выполнено проектирование логики работы, приложения, разработана документация к техническому проектированию, в соответствии с ГОСТ.

В третьей  главе обоснован выбор среды разработки информационной системы, разработана физическая структура, реализована логика работы приложения в программной среде. Частично наполнена база программного продукта реальной информацией. Проведено тестирование продукта, написана документация по использованию информационной системы управления учебным процессом.

В работе 2 приложения, 55 изображений и 11 таблиц.

В заключение работы подведен итог проведенного исследования, изложены полученные выводы и сформулированы цели и задачи дальнейшей разработки темы.

В работе над проектом использовались ГОСТ 34.601-90, 34.320.96, стандарт ISO/IEC 12207 и работы российских и иностранных ученых.

Изучение CASE-средств поддержки и проектирования информационных систем было рассмотрено  в работе В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. Подробно рассмотрены основные методы функционального и объектно-ориентированного анализа деятельности предприятий, приведены примеры анализа с использованием доступных на данный момент программных продуктов, рассмотрены основные особенности моделирования бизнес-процессов в середе BPwin [7].

В учебнике под редакцией А.А. Козырева подробно рассмотрены все требования к  стандартизации и документации корпоративных  систем. В работе рассмотрены компьютерные и экономические аспекты повышения эффективности информационных технологий, а также технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений [19].

Г.А. Титоренко  в своей работе рассмотрел общие  вопросы информатизации управленческих процессов, место информационных систем и технологий в экономике, раскрыл методические подходы к созданию систем и технологий [20]

Для решения  поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ документов филиала  РГГУ в г. Всеволожске, систематизация, классификация, моделирование, синтез, системный подход), методы эмпирического исследования (обобщение опыта, наблюдение, анкетирование, тестирование), экспертные методы и методы математической статистики.

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

1.1 Анализ источников и литературы

 

«Под  информационной системой понимают совокупность объектов, компонентов или элементов  произвольной природы, образующих некоторую  целостность»[21] - такое определение  информационной системы дается в  книге Федоровой Г.Н. В книге  раскрыты главные направления развития информационных технологий и информационных ресурсов. Рассмотрены основные методологии и принципы в построении современных информационных систем. В работе Федоровой Г.Н. рассмотрены методы оценки эффективности автоматизированных ИС и проведен детальный анализ построения корпоративных систем. В книге дается определение жизненного цикла и особенности сопровождения информационной системы.

Будучи  достаточно сложным процессом, автоматизация  любой деятельности человека при  решении практических задач должна иметь научное - прежде всего методологическое - обеспечение. Автоматизация профессиональной деятельности определяется как процесс создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, освобождающих человека от непосредственного участия в получении, преобразовании и передаче энергии, материалов и (или) информации в профессиональной деятельности. [25]

Более подробное  внимание интегрированным системам предприятия, их особенностям, свойствам  и значимостью уделяется в учебном пособии Л.А. Вдовенко - «Информационная система предприятия». В книге более полно раскрывается архитектура систем, в особенности это логическая структура и бизнес-логика. Основное место отводится профессиональным пакетам программ моделирования, описаны технические особенности программной структуры и архитектуры корпоративных систем. Описаны технические особенности программной структуры и архитектуры корпоративных информационных систем. В программной структуре основное место отводится профессиональным пакетам прикладных программ, реализующим концепцию ERP-систем.

Изучение CASE-средств поддержки и проектирования информационных систем было рассмотрено  В. Грекулом в книге «Проектирование  информационных систем». В ней был  собран материал рассматривающий основные особенности специалистов по проектированию информационных систем, а именно:

- разработка требований к системе;

- анализ объекта автоматизации;

- выбор и адаптация программного продукта.

Даны  этапы проектирования ИС с применением  унифицированного языка визуального моделирования.

В книге  подробно рассмотрены главные методы функционального и объектно-ориентированного анализа деятельности предприятий. Так же в ней приводятся примеры  анализа с использованием доступных  на данный момент программных продуктов.

А.А. Козырев  в своем учебнике «Информационные  технологии в экономике и управлении»  подробно рассмотрел все требования к стандартизации и документации корпоративных систем, компьютерные, экономические аспекты повышения  эффективности информационных технологий и технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.

В учебнике Г.А. Титоренко были рассмотрены  информационные процессы в экономике  и обоснована вся необходимость  в их автоматизации. Так же в нем  рассмотрены основные особенности форм документооборота.

1.2  
Исследование современных технологий и средств разработки

 

Основная  идея и принципы информационных систем возникли еще задолго до появления  персональных компьютеров. Изначально они представлял собой библиотеки, архивы, телефонные и информационные справочники, но только с приходом компьютеризации информационные системы обрели свой настоящий облик, увеличили свою эффективность и расширили сферу своего применения.

В 50х  годах XX века, в послевоенное время, возникла потребность в росте производительности в сфере обработки информации. Это было время, когда экономические механизмы регулирования и организационные структуры уже не справлялись с ростом трудностей в управлении экономикой. Именно тогда появились первые автоматизированные системы по обработки информации. Изначально они предназначались для выписки счетов, составления ведомостей, накладных, расчета зарплаты и прочих бухгалтерских операций. Реализация расчетов происходила на счетных машинах. В целом же это привело к сокращению времени на подготовку бумажных документов.

В 60х  годах с появлением новых ОС, языков программирования и дисковых подсистем  информационные системы получают новый  виток в развитии. Теперь с их помощью готовят отчетную документацию. Создаются новые системы для подготовки отчетов для управленцев принимающих важные решения.

е годы развития баз данных и технологий обработки  данных. Создаются хорошие предпосылки  для появления систем поддержки  принятия решений (СППР).

В 70-80е  годы с развитием телекоммуникаций расширилась область применения ИС. Они начинают применяться с в качестве управленческого контроля, поддерживают и ускоряют процесс принятия решений.

Путь  развития информационных систем в России и на Западе проходил по-разному. Это  связано с историческими событиями и отличиями в экономике. Плановая экономика жестко распределяла материальные, финансовые, экономические и человеческие ресурсы, таким образом, внедрение информационных систем было направлено только на бухгалтерские операции и кадровые подразделения. В капиталистическом обществе, где роль экономии и управления ресурсами играла важную роль, применение ИС начиналось с задач управления.

Информация о работе Разработка информационной системы управления учебным процессом