Бизнес-план как элемент стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель бизнес-плана – убедительно показать, каким образом деньги или иные ресурсы инвестора превратятся в еще большие деньги для того же инвестора. Иными словами, инвестор должен увидеть прибыль не после, а до того, как истратит деньги на предлагаемый объект. В наших условиях у бизнес-плана появилась еще ода дополнительная функция: это понятный иностранному инвестору формализованный язык, на котором излагается замысел «глухонемого» российского коллеги.

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту 15.11.docx

— 36.96 Кб (Скачать)

     Введение

     В свое время классики менеджмента  обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной  переменой ориентации, что является причиной плохо состояния дел  или краха. Т.о. планирование является важнейшей частью любого бизнеса. Важность его выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается  в том, что фирма, которая не умеет  или не считает нужным планировать  свою деятельность, сама оказывается  объектом планирования, средством для  достижения чужих целей. Планирование – это всемогущий инструмент, способный  открыть любую дверь. И серьезный  подход к планированию создает основу для устойчивого и эффективного бизнеса.

     В подавляющем большинстве случаев  российские компании вынуждены составлять бизнес – планы для того, чтобы  привлечь внешние (иностранные) или  отечественные инвестиции. Однако очень  часто такие попытки оказываются  безуспешными.

     В консалтинговой фирме «Диалог Америка-Россия» (ДАР) говорят, что обычно клиенты  приходят к ним со словами: «Нам нужны  деньги, а не бизнес-план». И это  – правда об отношении отечественного предпринимателя к бизнес-плану, отношении, взращенном на почве, с одной стороны, отрицания старого, директивного планирования, а с другой – прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так иностранный инвестор.

     Понятно, что инвестор думает как раз наоборот: во-первых, он никому и ничего не должен, а во-вторых, он отчетливо понимает. Что если ты не можешь сделать нормальный бизнес-план, то уж тем долее не сможешь  его реализовать.

     Итак, цель бизнес-плана – убедительно  показать, каким образом деньги или  иные ресурсы инвестора превратятся  в еще большие деньги для того же инвестора. Иными словами, инвестор должен увидеть прибыль не после, а до того, как истратит деньги на предлагаемый объект. В наших условиях у бизнес-плана появилась еще  ода дополнительная функция: это  понятный иностранному инвестору формализованный язык, на котором излагается замысел «глухонемого» российского коллеги.

     Возникает вопрос: в чем же проблема? Проблема в том, что бизнес-планы  составляются, а инвестиции не идут. Достаточно взглянуть  на незавидные доходы тех консалтинговых фирм, которые в виде платы за услуги берут процент с профинансированного  бизнеса. Конечно, предлагаются различные  решения. Так, по мнению некоторых специалистов, для успеха проекта недостаточно одной консалтинговой фирмы, лучше, если их будет две: одна – западная, которой доверяет инвестор, а другая – российская, которая работает непосредственно с заказчикам и в контакте с западными странами.  Бизнес-план – это продукт внутренней управленческой деятельности, хотя потребителем его являются чаще всего внешние контрагенты: инвесторы, кредиторы, деловые партнеры.

     Если  под бизнес-план будут получены кредиты, то средний российский руководитель может потратить их на уплату задолженности, скажем, по электроэнергии. На самом  деле его должна интересовать проблема реализации бизнес-плана или бизнес-план в системе управления компанией.

     В западных компаниях бизнес-план тоже пережил эволюцию: лишь в последние 10-15 лет он используется не только как  инструмент для привлечения инвестиций, но и как основа корпоративного планирования.

     Приведем  другой пример, все чаще встречающийся  на практике. Чтобы организовать венчур, нужно разработать для него бизнес план. Человек, который является носителем этой идеи, не только представляет ее, но и составляет на нее бюджет. Компания должна решить, пойдет ли она на это или нет, для чего проводит экспертизу. Соответственно с определенной периодичностью можно принимать решение: надо ли этот венчур закрыть, ибо нужно продлить сроки его вставания на ноги, либо решать кадровый вопрос.

     Менеджмент  – это второй (после финансов) по степени важности вопрос, решение  которого заложено в механизме бизнес-плана. Фактически бизнес-план – это инструмент делегирования ответственности, позволяющий  руководству компании долее точно определять вклад менеджеров в достижение целей компании.

     Для того  чтобы написать бизнес-план необходимо собрать обширную достоверную  информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно  увеличивается по мере вхождения  в бизнес и (или) цели его развития. Поэтому целесообразно иметь  два вида одного бизнес-плана.

     Первый  вид бизнес-плана – официальный, является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он предназначен для  перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы для  того, чтобы они могли представить  общую цель бизнеса. В нем обычно содержится три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и  реальный (оптимальный).

     Второй  вид бизнес-плана представляет собой  повседневный рабочий документ для  первого лица предприятия, команды  разработчиков и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Он носит название рабочего бизнес-плана. Рабочий бизнес-план –  это широкое пространство или  деловое поле вашей игры, в ходе которой разрабатываются правила  тщательно продуманного официального бизнес-плана.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Понятие и структура бизнес-плана

     Существует  множество определений бизнес-плана. Более полно отражаются его назначение и цели в следующей формулировке: бизнес-план – это основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или расширения действующего производства (услуги).

     Данное  определение четко отражает главную  цель бизнес-плана, состоящую в том, чтобы дать целостную системную  оценку перспективности проекта, выработанного  стратегического решения.

     Другие  цели разработки бизнес-плана могут  быть различными: привлечение инвесторов, привлечение партнеров, определение  степени достижения намеченных результатов, убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставлены целей. 

     Бизнес  план предусматривает решение стратегических и тактических задач, а именно:

      -Обоснование экономической целесообразности инвестиционного решения в рамках выработанной стратегии предприятия;

      -Оценка финансовых, материальных, трудовых производственных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия;

      - Определение источника и форм финансирования реализации выбранного стратегического решения;

      -Подбор работников, способных реализовать данный план;

      -Организация работ по реализации разработанного бизнес-плана.

     Назначение  бизнес-плана:

    1. служит обоснованием для предлагаемого бизнеса и оценки возможных результатов;
    2. неотъемлемый элемент стратегического планирования;
    3. выступает как средство для получения инвестиций;
    4. инструмент внутрифирменного планирования;
    5. реклама для предлагаемого  бизнеса;

     С позиции стратегического менеджмента, особый интерес представляет вопрос организации процесса планирования.

     Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий от момента возникновения  идеи до момента реализации. Наиболее полной можно считать схему процесса  бизнес-планирования, предложенную И.Б. Бринк и Н.А. Савельевой, которая включает в себя основные стадии: подготовительную, разработки бизнес-плана, продвижения бизнес-плана и реализации бизнес-плана.

     Ключевым  моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной идеи, оценка ее целесообразности и создание группы разработчиков бизнес-плана.

     На  этапе разработки бизнес-плана осуществляется формирование целей, сбор необходимых  данных, проведение необходимых расчетов и утверждение бизнес-плана.

     Стадия  реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая при этом этап разработки плана реализации, осуществление  программы работ; контроль, коррективу бизнес-плана.

     По  своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную  систему данных о намерениях и  перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении  программы реализации намеченных мероприятий, а  также выполнять функции  рекламы. К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно отнести специфику вида деятельности, размеры предприятия, цель составления плана, общую стратегию предприятия, перспективы роста создаваемого предприятия, размер предполагаемого рынка сбыта, наличие конкурентов.

     Имеются различные классификации бизнес-плана. С позиции стратегического планирования наибольший интерес представляет классификация  по объектам бизнеса.

     

       

     Бизнес-план в данном случае может разрабатываться  по бизнес- линиям, по предприятию, подразделению. 

     Структура бизнес-плана не регламентируется законодательно, но отдельные организации разрабатывают  свои рекомендации и требования (банки, инвестиционные фонды и т.д.).

     Бизнес-план может иметь любое число разделов. Однако число разделов не должно быть слишком большим, иначе документ будет перегружен. В то же время  если нет необходимого числа разделов, то это создает впечатление недостаточной проработанности проекта. Обычно количество разделов составляет 10-12.

     Наиболее  оптимальной является следующая  структура бизнес-плана инвестиционного  проекта.

      1.Резюме (краткая аннотация проекта, обзорный раздел).

      2.Описание предприятия и отрасли.

      3.Описание предлагаемой продукции (слуг).

      4.План маркетинга.

      5.Производственный план.

      6.Организационный план.

      7.Инвестиционный план (план капитальных вложений)

      8.Оценка риска.

      9.Финансовый план.

      10.Оценка эффективности инвестиционного проекта.

      11.Другие разделы, отражающие специфические особенности описываемого производства, а также пожелания инвесторов и разработчиков.

     Бизнес-план может иметь и следующие статьи: страхование рисков, план исследований и разработок, юридический план, экологические аспекты, руководство  и собственность, источники и  направления финансирования, местонахождение  фирмы, финансовая стратегия, операции (система поставок, поставщики, преимущества производственной системы), организация  внешнеэкономической деятельности, конкуренция и конкурентное преимущество, прогнозирование продаж, стратегия  финансирования.

     Каждый  раздел содержит экономическую оценку предлагаемых мероприятий, что обосновывает объективность показателей финансового  плана.

     Резюме. Этот раздел представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта и является наиболее важным из разделов. Это связано с тем, что банкиры и другие финансисты, очень занятые люди и предпочитают тратить на знакомство с планом не более 10-15 минут, причем большинство из них зачастую ограничиваются прочтением только титульного лист резюме. Итак, резюме должно быть кратким (1-2,3 страницы), лаконичным и содержать описание ключевых моментов, которые позволят лицам, принимающим решения, сформулировать свое отношение к предлагаемому проекту. Пишется резюме в последнюю очередь. В целом раздел должен вызывать интерес у инвесторов и других пользователей. 

     Описание  предприятия и  отрасли. В этом разделе необходимо сформировать у инвесторов представление о предприятии как объекте инвестирования, о его назначении, положении, состоянии.

     Описание  и анализ отрасли позволяют решить две задачи:

      1)Изучение состояния и тенденций развития отрасли как объекта инвестирования;

Информация о работе Бизнес-план как элемент стратегического планирования