Анализ социального эффекта ГЧП – проекта в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

В условиях становления общества, основанного на знаниях, развития инновационной экономики значительно возрастает значение сферы образования для социально-экономического развития страны. Роль в современном обществе отрасли образования определяется тем, что в ней формируются компетенции, создаются и распространяются знания — ключевые ресурсы современного общества. Эффективность функционирования сферы образования все в возрастающей степени определяет успех социально-экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Гос. и бизнес контрольная.docx

— 96.85 Кб (Скачать)

Существующие механизмы  государственно-частного партнерства  в области управления имуществом образовательных учреждений можно  классифицировать по типам организационно-экономических  моделей ГЧП.

1. В контрактных механизмах ГЧП

1.1. Договоры на управление  имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление, аренда, лизинг, соглашения о разделе  продукции)

1.2. Договоры на обеспечение  операционной деятельности (поставка  продукции для государственных  нужд, контракты технической помощи, контракты на выполнение работ  и оказание общественных услуг)

1.3. Банковский кредит

2. В кооперационных механизмах ГЧП

2.1. Выпуск ценных бумаг  (акций, векселей)

2.2. Соинвестирование

3. В прочих механизмах ГЧП

3.1. Государственные гарантии

3.2. Инвестиционные налоговые  кредиты

В настоящее время среди  выделенных механизмов ГЧП в области управления имуществом учреждений профессионального образования (УПО) наиболее распространены те, что относятся к контрактным механизмам ГЧП. В условиях модернизации управления и стремительного развития технологий и потребности в новых умениях и квалификациях, актуализирующих необходимость поддержания конкурентоспособности как экономики в целом, так и отдельных отраслей и предприятий, меняется роль государства в организации и управлении профессиональным образованием. Кроме того, профессиональное образование рассматривается в контексте ценностных основ общества, основанного на знаниях. На основе опыта проведения многосекторальной политики в области знаний стала очевидной потребность в формировании новых или расширенных механизмов институциональной координации и взаимодействия.

Федеральная целевая программа  развития образования (далее — ФЦПРО) среди основных направлений достижения стратегической цели обеспечения качества образования выделяет задачи, имеющие  непосредственное отношение к роли ГЧП в управлении содержательным компонентом профессионального  образования .

1. Развитие новых форм  и механизмов оценки и контроля  качества деятельности образовательных  учреждений, в том числе с привлечением  общественности и профессиональных  объединений.

2. Внедрение моделей государственно-общественного  управления в образовательных  учреждениях, способствующих развитию  институтов общественного участия  в образовательной деятельности  как важного условия открытости  и инвестиционной привлекательности  сферы образования, что оценивается,  в частности, через увеличение  удельного веса образовательных  учреждений, имеющих попечительские, управляющие общественные советы.

3. Внедрение механизмов  взаимодействия учреждений профессионального  образования и работодателей,  обеспечивающих привлечение в  сферу образования дополнительных  материальных, интеллектуальных и  иных ресурсов.

Более того, повышение роли работодателей в подготовке профессиональных кадров недостаточно ограничивать традиционной задачей привлечения дополнительных ресурсов в сферу образования. Необходимо подчеркнуть актуальность экспертизы образовательных программ, проводимой работодателями, и значимость разработки при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений образовательных стандартов нового поколения. Участие работодателей — необходимое условие при разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения, подчеркивается в постановлении правительства РФ от 21 января 2005 г. №36 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского

профессионального образования». Повышение роли работодателей включает также развитие государственно-общественных консультаций и общественный мониторинг состояния и развития образования.

Решение этих задач предполагает выделение конкретных форм ГЧП, используемых в управлении содержательным компонентом профессионального образования и определение их роли и места в межсекторном партнерстве, выстраиваемом для развития образовательного потенциала страны и ее регионов, а также определение основных условий повышения результативности взаимодействия образовательных учреждений с организациями бизнеса. Причем если для государственных образовательных учреждений такое партнерство дает стимулы к поиску новых, конкурентоспособных и востребованных образовательных программ, улучшению материально-технической базы обучения и уровня подготовки обучающихся, то компании кроме хорошо обученных профессионалов получают поддержку и доверие власти, формируют позитивный имидж и создают условия для лоббирования собственных интересов.

Таким образом, взаимодействие компаний и образовательных учреждений должно выстраиваться как межсекторное партнерство, т. е. выступать конструктивной интеграцией акторов, представляющих различные сектора (организации бизнеса, образовательные учреждения, государственные органы власти) при решении социально значимых проблем, обеспечивающей синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов, выгодное каждой из сторон. Реализация такого партнерства может обеспечить конструктивные и позитивные изменения для общества в целом. Кроме того, межсекторное партнерство не просто стимулирует повышение активности его участников при решении проблем развития образования, но и «привлекает» для их решения внебюджетные ресурсы.

Анализ практики ГЧП показывает, что органы государственной власти, разрабатывая основные направления  образовательной политики, изначально сужают возможности партнерства, традиционно  воспринимая частные компании лишь как основного потребителя результатов  работы образовательных учреждений и возможного дополнительного источника  финансирования образовательных программ. Однако такой подход не соответствует  сегодняшним задачам и потенциальным  возможностям использования механизмов ГЧП в управлении образовательным  процессом. Так, велико значение работы представителей работодателя в наблюдательных советах вузов и колледжей, их непосредственного участия в  процессах подготовки и аттестации образовательных программ, а также  в согласовании стратегии развития образовательного учреждения и существующего  на рынке труда спроса.

Потенциальные возможности  ГЧП отражает многообразие его форм в создании и реализации содержательного компонента программ профессионального образования. Среди этих форм можно выделить следующие:

• гранты, получаемые и реализуемые на партнерских основаниях органами государственного управления и организациями предпринимательского сектора;

• ярмарки образовательных программ, проводимые с использованием механизмов ГЧП;

• учебно-методические объединения (УМО), попечительские и управляющие советы, консультационные комиссии и советы по выработке политики в сфере кадрового обеспечения экономики;

• экспертные советы и группы, дающие возможность обеспечить каналы участия работодателей в совершенствовании обучения и осуществлении научно-исследовательских разработок на уровне конкретных учебных заведений;

• прямые заказы работодателей на специальную кадровую подготовку с финансовым обеспечением, что отражает взаимодействие между учреждениями профессионального образования и работодателями по линии соответствия образовательных программ текущим и перспективным требованиям рынка труда;

• комиссии с участием работодателей, привлекаемых для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных учреждений и образования граждан, аккредитации и аттестации образовательных программ;

• ассоциации выпускников как институт обратной связи между образовательными учреждениями и практикой профессиональной деятельности.

Представленные формы  ГЧП можно сгруппировать по критериям  включенности в образовательный  процесс или оценку его результатов. Такой подход позволяет выделить два важнейших направления профессионального  образования независимо от его уровней.

Первое направление —  это совместная деятельность с бизнес-сообществом по совершенствованию учебных планов и программ в части:

• разработки учебных планов организаций ВПО с учетом потребностей работодателей;

• корректировки содержания учебных программ на основе экспертного  обсуждения с участием представителей гражданских организаций и предпринимательских  структур;

• выбора тем курсовых и  дипломных проектов с ориентацией  на конкретных заказчиков из числа  потенциальных работодателей;

• разработки программ прохождения  производственных стажировок и практики студентов учреждений ВПО;

• актуализации содержания НПО и СПО: разработка новых курсов на основе текущих и перспективных  тенденций развития рынка труда, совместной подготовки программ, учебных  и методических пособий, обучающих  учеников современным производственным системам и новым технологиям;

• совместной разработки форм обучения в учреждениях НПО и  СПО, максимально сближающих подготовку рабочих и технологов с реальной производственной и эксплуатационной практикой.

Второе направление —  это совместная деятельность государственных  органов, образовательных учреждений, предпринимательского сообщества и  ассоциаций работодателей, структур общественного  участия в управлении образованием прежде всего в разработке соответствующих стандартов и нормативов:

• разработка государственных  образовательных стандартов;

• разработка стандартов требований к уровню компетенции (квалификации) выпускника;

• формирование заказа на обучение и трудоустройство выпускников;

• аттестация обучающихся на соответствие определенному уровню профессиональной квалификации;

• проведение открытых конкурсов  профессионального мастерства;

• разработка и выполнение государственного (регионального) заказа и нормативных требований по обеспечению  работодателей кадрами по уровням  профессиональной квалификации.

Эти два содержательных (деятельностных) направления анализа программ профессионального образования позволяют достаточно конкретно показать пути возможного развития форм социального партнерства для повышения качества выпускаемых специалистов и одновременно выявить основные проблемы и риски форм и механизмов ГЧП в профессиональном образовании, определить меры, стимулирующие бизнес участвовать в межсекторном взаимодействии. Однако для использования выделенных форм партнерства на практике наряду с деятельностным необходим проектный подход, позволяющий четче представить последовательные этапы создания и реализации профессиональной образовательной программы.

На первом этапе образовательное  учреждение (или объединение учреждений), опираясь на поддержку попечительского  совета, ассоциации выпускников, других социальных партнеров, должно вызвать  интерес у конкретных бизнес-структур к участию в образовательной  программе, акцентируя профессиональную подготовку, позволяющую ее выпускникам  работать в компании, а представителям компании — знакомиться с передовыми достижениями науки. На втором этапе целесообразно создать общественный совет по образовательной программе с включением заинтересованных представителей академического сообщества и бизнеса. На следующем этапе необходимо создать компетентностную модель специалиста, соответствующую государственным образовательным стандартам и адаптированную к потребностям работодателей, а также проанализировать кадровый потенциал заинтересованных в программе образовательных учреждений для реализации создаваемой образовательной программы. Кроме того, важно выяснить востребованность выпускников проектируемой образовательной программы и ее возможную популярность среди абитуриентов.

Четвертый этап создания образовательной  программы может включать подготовку учебно-методических комплексов по дисциплинам, входящим в образовательную программу  с выделением взаимосвязанных с  моделью специалиста компетенций, а также выделение образовательных  модулей и определение кредитов за их освоение. На этом этапе важно, чтобы представители работодателей  дали оценку предполагаемых форм и  требований академической отчетности, внесли свои предложения по возможностям участия в этой работе, особенно в период аттестации выпускников. Общественный совет должен утвердить содержание и академическую отчетность проектируемой  образовательной программы.

Пятый этап обеспечивает информационное сопровождение образовательной  программы, включающее размещение программы  на интернет-сайте, представление образовательной  программы в УМО вуза и, наконец, утверждение образовательной программы  на ученом совете.

Процесс создания образовательной  программы по направлению бакалавриата или магистратуры должен опираться на обмен информацией, противопоставление различных точек зрения и согласование позиций. Поэтому его организация должна быть основана на принципах широкого общественного участия.

Предлагаемые этапы организации  интерактивной процедуры разработки образовательных программ ориентированы  на активизацию участия бизнеса  и различных организаций академического сообщества в этом процессе через  представительство в специально создаваемых структурах и использование  современных коммуникационных технологий.

Информация о работе Анализ социального эффекта ГЧП – проекта в сфере образования