Анализ социального эффекта ГЧП – проекта в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

В условиях становления общества, основанного на знаниях, развития инновационной экономики значительно возрастает значение сферы образования для социально-экономического развития страны. Роль в современном обществе отрасли образования определяется тем, что в ней формируются компетенции, создаются и распространяются знания — ключевые ресурсы современного общества. Эффективность функционирования сферы образования все в возрастающей степени определяет успех социально-экономического развития.

Работа содержит 1 файл

Гос. и бизнес контрольная.docx

— 96.85 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 «Государство  и бизнес: механизмы взаимодействия»

 

Тема: Анализ социального эффекта ГЧП – проекта

в сфере образования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург 2012

В условиях становления общества, основанного на знаниях, развития инновационной  экономики значительно возрастает значение сферы образования для  социально-экономического развития страны. Роль в современном обществе отрасли  образования определяется тем, что  в ней формируются компетенции, создаются и распространяются знания — ключевые ресурсы современного общества. Эффективность функционирования сферы образования все в возрастающей степени определяет успех социально-экономического развития.

В качестве стратегического  направления, способного оказать позитивное влияние на качество экономического роста, в Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается развитие сектора социальных услуг  на принципах государственно-частного партнерства. Мировая практика показывает, что наиболее активно государственно-частные  партнерства развиваются в инфраструктурных отраслях, в том числе в отраслях социальной инфраструктуры, к которым  относится образование.

Как правило, ключевыми достоинствами  такого партнерского сотрудничества являются, с одной стороны, привлечение  дополнительных финансовых средств  и других ресурсов, повышение гибкости и эффективности управления, а  с другой — уменьшение суммарных  рисков, получение дополнительных гарантий.

В литературе существует множество  определений государственно-частного партнерства (ГЧП). Однако дать единое всеобъемлющее определение государственно-частному партнерству представляется проблематичным. Характер государственно-частных партнерств зависит от множества факторов, таких  как степень развития рыночных отношений, национальные особенности, отраслевая специфика и других. Для раскрытия  сущности государственно-частного партнерства  важно выявить его ключевые характеристики или признаки, позволяющие разграничить ГЧП с другими типами взаимодействий государства и бизнеса. Так, Комитет  Организации экономического сотрудничества и развития по научной и технологической  политике в качестве основных признаков  государственно-частного партнерства  выделил следующие :

• участниками партнерства являются как государственные, так и частные организации;

• взаимоотношения сторон носят партнерский, равноправный характер;

• отношения сторон партнерства зафиксированы в официальных документах (контрактах, договорах и т. п.);

• партнеры имеют общие цели, для достижения которых они объединяют свои вклады;

• получение и использование совместных результатов основано на распределении между партнерами соответствующих расходов и рисков.

Таким образом, важной отличительной  чертой ГЧП является то, что при  этом типе взаимодействий государство  в лице своих уполномоченных органов  не реализует властные отношения, а  выступает в роли партнера при  достижении совместно с представителями бизнеса общественно значимых целей.

Форма государственно-частного партнерства в значительной степени  определяется тем, что является объектом управления, на который направлены инициативы (усилия, действия) партнерства. Поэтому в качестве основных форм ГЧП в образовании можно выделить институциональную форму, когда объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, является организация или отдельное ее структурное подразделение, и программно-проектную форму, при которой объектом управления является программа или проект (табл. 1).

Таблица 1

Классификация форм и механизмов ГЧП в образовании

 

Механизмы ГЧП в образовании

 

Форма ГЧП

 

Институциональная (объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, является организация, структурное подразделение)

Программно-проектная (объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, являются программа, проект)

Финансовые

Эндаумент-фонд (ФЦК)

Образовательный кредит

Концессия

Государственные и муниципальные гарантии

Аренда

Гаранты

Лизинг

Займы

Налоговые кредиты

Стипендиальные программы

Образовательный ваучер

 

Выпуск акций, векселей

 

Организационно-

административные

Институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы)

Ярмарки проектов (образовательных и др.)

Технопарки

Совместные программы (в том числе грантовые)

ОЭЗ технико-внедренческого типа

Аккредитация программ и другая

независимая оценка качества

Центры трансфера технологий

Научно-производственная практика

Ресурсные центры

Стажировка преподавателей на предприятиях

Ассоциации выпускников

Разработка стандартов и нормативов (на программы)

Аккредитация образовательных организаций

 

Рейтинги

 

Правовые

Договоры на управление имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление)

Инвестиционный контракт


 

Важную роль в решении  социально-экономических задач, стоящих  перед сферой образования, играет эффективное  развитие организационно-административных механизмов ГЧП, к которым отнесены институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы), различные  технопарковые структуры, создаваемые при вузах (центры трансфера технологий, инкубаторы и технопарки), другие институты инновационной инфраструктуры, ассоциации выпускников. В рамках программно-проектной формы ГЧП в образовании активно развиваются такие организационно-административные механизмы, как аккредитация образовательных программ и другие виды независимой оценки качества образовательных услуг, совместные программы, научно-производственная практика и др.

Государственно-частное  партнерство имеет широкий спектр различных механизмов, которые позволяют  создавать, использовать в хозяйственных  целях государственное и муниципальное  имущество и управлять им. Частный  инвестор, как правило, сам обеспечивает финансирование проекта по критериям  экономической целесообразности. По многим типам проектов он уже имеет  значительный опыт оптимальной организации  работ, что позволяет точнее оценить  риски, вести работы экономически более  рационально. Предполагается, что каждый из партнеров использует свои сильные  стороны в максимальной степени. Наиболее распространенные финансовые механизмы ГЧП, применяемые для  развития институциональной формы  ГЧП в сфере образования аренда и концессия.

Согласно действующему российскому  законодательству, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества по договору, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).

Особенность арендных отношений  между государством и частным  бизнесом состоит в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Договоры аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений. При этом правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и  не передается частному партнеру.

Объектом аренды может быть любое имущество (вещи), которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств: земельные участки, природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т. п.

Особого внимания заслуживает  отдельный вид договорных арендных обязательств  - договор лизинга.

Согласно ст. 665 ГК РФ договор  финансовой аренды (договор лизина) — гражданско-правовой договор, в  соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и пре- доставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.

Рассматривая аренду в  сфере образования в рамках ГЧП, стоит отметить, что, как правило, аренда представляет собой наем имущества, соответствующее состояние которого должен поддерживать арендодатель. Однако же арендным договором можно предусмотреть  обязанности арендатора по приумножению и обновлению арендованного имущества.

Концессия (концессионное  соглашение) — наиболее развитый в западных странах и в то же самое время сложный (с точки зрения распределения рисков и отношений между партнерами) механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).

Концессия предполагает, что инвестору (концессионеру) предоставляются права на хозяйственное использование государственной или муниципальной собственности при условии уплаты государству или муниципальному образованию концессионной платы, определенной договором. Одно из обязательных условий соглашения — осуществление концессионером инвестиций в целях улучшения передаваемого или создания нового имущества с последующей его передачей в государственную или муниципальную собственность. Достоинством данного механизма ГЧП является то, что государству не приходится тратить деньги налогоплательщиков на создание объектов государственной и муниципальной инфраструктуры — строительство ведется за счет концессионера.

Особенностью правового  регулирования концессионных соглашений в РФ является жесткая заданность условий таких соглашений и одновременно недостаточная регламентация действий государственных органов исполнительной власти в процессе отбора концессионеров, заключения и исполнения соглашения.

В мире насчитывается около  десятка различных типов (моделей) концессий. В международной практике наиболее часто встречаются следующие.

♦ BOT (“Build — Operate — Transfer” или «Строительство — эксплуатация — передача»). В соответствии с контрактом объект строится и эксплуатируется концессионером и в установленный срок переходит в собственность концедента.

♦ BOOT (“Build-Own-Operate-Transfer” или «Строительство — владение — эксплуатация — передача»). Согласно контракту объект строится и эксплуатируется концессионером и переходит в собственность концедента после окончания контракта.

♦ BTO (“Build-Transfer-Operate” или «Строительство — передача — эксплуатация»).

В соответствии с контрактом объект строится концессионером, принимается концедентом в собственность по завершении строительства, эксплуатируется концессионером.

♦ BOO (“Build-Own-Operate” или «Строительство-Владение-Эксплуатация»).

Объект строится и эксплуатируется концессионером. При этом он остается в собственности

концессионера, который связан с концедентом обязательством, эксплуатируя объект, оказывать определенный комплекс услуг в соответствии с установленными стандартами.

♦ DBO (“Design-Build-Operate” или «Проектирование — строительство — эксплуатация») .

Основное отличие перечисленных выше моделей друг от друга заключается в факте и времени перехода объекта концессионного соглашения в собственность концедента.

Реализация проектов ГЧП  путем заключения концессионных  соглашений дает государству новые  возможности для решения системных  проблем. При этом частный сектор получает механизм привлечения долгосрочных инвестиций, подкрепленный серьезными гарантиями.

Представляется, что современный  опыт ГЧП подтверждает реальность перспектив и экономическую эффективность  осуществления проектов в сфере образования на основе концессий.

Так, например, в Германии в 2005 г. одно из подразделений строительной компании Hochtief подписало контракт, по которому оно будет финансировать, реставрировать Центр профессионально-технического обучения в г. Леверкузене и затем управлять им. Центр включает в себя три комплекса зданий и причислен к разряду исторических памятников. Стоимость контракта оценивается примерно в 70 млн евро. Компания будет управлять школами почти 30 лет, включая период строительства.

При сравнении концессии  и аренды можно отметить явные  преимущества концессии с точки  зрения мотивации участников. Так, скажем, если компания принимает на себя риск инвестиций, то она будет заинтересована экономить воду и снижать утечки для сокращения не только эксплуатационных затрат, но и капитальных расходов (путем оптимизации мощностей).

Если же речь идет об аренде, то иногда бывает сложно стимулировать  контрагента содержать основные фонды в надлежащем состоянии. При отсутствии закрепления в контракте требований к возвращаемым в конце срока контракта основным производственным фондам предприятие не будет иметь стимулов к их бережной эксплуатации. Если же такие требования прописаны в контракте, то это приводит к дополнительным затратам времени и усилий. Управление имуществом образовательных учреждений при реализации различных механизмов ГЧП направлено в первую очередь на формирование эффективного инструментария воздействия на финансовые и нефинансовые активы учреждений профессионального образования. Участие учреждений профессионального образования в механизмах государственно-частного партнерства часто требует кардинального изменения системы управления УПО, прорыва в концептуальном плане. Прежде всего, учреждения профессионального образования сталкиваются с необходимостью использования рыночных механизмов в управлении имуществом учреждений, применения актуальных технологий стратегического, финансового, инвестиционного управления. Вместе с тем инструментарий управления имуществом УПО должен учитывать социальную направленность деятельности учреждений профессионального образования.

Информация о работе Анализ социального эффекта ГЧП – проекта в сфере образования