Аналитическая модель Делфи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:00, доклад

Описание работы

Обычный анализ места размещения учитывает отдельно расположенные производственные мощности и основан на таких действиях, как минимизация времени транспортировки или расстояния между точками спроса и предложения, минимизация функции затрат и минимизация среднего времени реагирования. Однако позже, при развитии бизнеса, из-за изменения производственных мощностей и целей эта проблема усложняется. Кроме того, оценка некоторых факторов принятия решения основана на чем-то неуловимом, даже эмоциональном. Одним из подходов, направленных на более комплексное принятие решения о размещении,

Работа содержит 1 файл

Аналитическая модель Делфи.docx

— 33.32 Кб (Скачать)

    Прежде  всего, аналитики определяют область  предпочтительных количественных значений объектов.

    После такой проверки проводится очередной  тур. Процедуру экспертного опроса по методу "Дельфи" можно выделить в несколько этапов.

    ЭТАП 1. ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

    Задача  рабочей группы заключается в  организации процедуры экспертного  опроса.

    ЭТАП 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ.

    В соответствии с методом "Дельфи" группа экспертов должна включать 10-15 специалистов в данной области. Компетентность экспертов определяется путем анкетирования, анализом уровня реферирования (количества ссылок на работы данного специалиста), использованием листов самооценки.

    ЭТАП 3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ

    Формулировки  вопросов должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные  ответы.

    ЭТАП 4. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Метод "Дельфи" предполагает повторение нескольких шагов проведения опроса.

    ЭТАП 5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОПРОСА

    Для проведения первого тура экспертам  предлагаются вопросы. Ответы должны быть представлены в виде количественных оценок на поставленный вопрос. Ответ  должен быть обоснован экспертом.

    Аналитическая группа проводит статистическую обработку  полученной от всех экспертов информации. Для этого рассчитывается среднее  значение исследуемого параметра, средневзвешенное значение исследуемого параметра, определяется медиана как средний член общего ряда чисел, полученных от экспертов  и область доверительности. Область  доверительности целесообразнее рассчитывать через показатель квартиль. Значение квартиля равно ¼ разницы между максимальной и минимальной оценок ряда. Сама область доверительности будет равна как минимальная оценка минус значение квартиля, максимальная оценка плюс значение квартиля.

    Эксперты  должны обязательно познакомиться  с результатами и выводами аналитиков, после чего проводится второй (очередной) тур. Эксперты по результатам представленных расчетов могут увидеть, как корреспондируется  их мнение с мнением всей группы экспертов. Они могут изменить свои мнения или оставить прежними, но в  этом случае выдвинуть контраргументы в свою пользу. При этом строго соблюдается  принцип анонимности. Таким образом проводится 2-3 тура. В итоге получаем довольно точную групповую оценку.

    Пример  № 2: Проблема – оценить уровень спроса на товар А в 2003 году. Приглашены 10 экспертов. Каждый эксперт получил анкету с описанием товара и предполагаемого рынка сбыта. Экспертам предложено дать себе индивидуальную самооценку в баллах в диапазоне от 0 до 10. Уровень спроса предлагается оценить в % (процентах) в диапазоне от 0 до 100.

    Каждый  эксперт работает самостоятельно и  анонимно. После 1-го тура от экспертов  были получены следующие результаты:

номер эксперта коэффициент самооценки уровень спроса -индивидуальная оценка эксперта
1 10 90
2 8 100
3 10 75
4 7 80
5 8,8 90
6 10 100
7 6,6 80
8 8,5 80
9 7,4 60
10 9,9 80
  

  Аналитическая  группа проводит следующий расчет:  

      Среднегрупповая самооценка равна = (10+8+…+9,9) : 10 = 8,61 

      Среднее значение спроса (простая  оценка) равна ( 90+100+…+80) :10 =83,5% 

      Cредневзвешенная оценка спроса равна ( 10х90 +8х100+…+9,9х80) : (10+8+…+9,9) =84,1% 

      Медиана в данном случае при  четном числе экспертов рассчитывается  как среднеарифметическое значение  между серединными оценками и  будет равна Ме = (80+80):2=80 [замечание: оценки экспертов по уровню спроса располагаются по возрастанию] 

      Область доверительности рассчитается  следующим образом: 

      Определяется минимальная оценка  из набора экспертизы – 60%; 

      максимальная оценка -100%. 

      Квартиль будет равна (100-60):4=10%.  

      Следовательно, нижняя граница  доверительной области будет  равна 60+10=70%, 

      верхняя граница будет равна  100-10=90%.

 

                          

                          область применения

       
                 
60 70 75    80   90   100 оценка экспертов
      80          
      80          
      80          
 

    Рис. Область доверительности

    Все полученные результаты предлагаются на рассмотрение экспертам. Если эксперты считают целесообразным откорректировать свое мнение, то они передают свои коррективы аналитической группе. И аналитическая  группа рассчитывает новые результаты по тому алгоритму, который был рассмотрен выше. 

      Итоговое обобщенное мнение является  основой для прогноза по уровню  спроса на данный товар А.

    При использовании метода «Дельфи» следует учитывать следующее:

    1. Группы экспертов должны быть  стабильными и численность их  должна удерживаться в благоразумных  рамках.

    2. Время между турами опросов  должно быть не более месяца.

    3. Вопросы в анкетах должны быть  тщательно продуманы и четко  сформулированы.

    4. Число туров должно быть достаточным,  чтобы обеспечить всех участников  возможностью ознакомиться с  причиной той или иной оценки, а также и для критики этих  причин.

    5. Должен проводиться систематический  отбор экспертов.

    6. Необходимо иметь самооценку  компетенции экспертов по рассматриваемым  проблемам.

    7. Нужна формула согласованности  оценок, основанная на данных  самооценок.

    Метод Дельфи применим практически в любой ситуации, требующей прогнозирования, в том числе если для принятия решения недостаточно информации.

    Но  у него есть недостатки - например, субъективность мнений специалистов, участвующих в  опросе,  он не позволяет сталкивать в споре мнения экспертов и на него затрачивается много времени.

Заключение

    Метод Дельфи имеет несомненные преимущества по сравнению с методами, основанными на обычной статистической обработке результатов индивидуальных опросов. Он позволяет уменьшить колебания по всей совокупности индивидуальных ответов, ограничивает колебания внутри групп. При этом, как показывают проводимые эксперименты, наличие малоквалифицированных экспертов оказывает менее сильное влияние на групповую оценку, чем простое усреднение результатов ответов, поскольку ситуация помогает им исправить ответы за счет получения новой информации от своей группы.

Информация о работе Аналитическая модель Делфи