Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:40, шпаргалка

Описание работы

1.Основные направления развития теории государственного долга.
2.Роль государственного долга в стимулировании экономического роста в теории Дж. Кейнса.
3. Сущность госкредита, его значение и роль в финансировании бюджетного дефицита.
4. Характеристика госкредита как финансово-кредитной категории.
5. Функции государственного кредита.
6. Государственный долг как финансовая категория, его основные формы.
7. Социально-экономическое значение государственного долга.
8. Государственный долг и инвестиционные процессы.
9. Классификация и виды госдолга, капитальный, текущий, внешний и внутренний государственный долг.
10. Государственный долг как фактор экономической безопасности страны.
11.Характеристика основных форм государственного кредита.
12. Классификация и виды государственных займов.
13.Общие требования к условиям выпуска и обращения государственных займов.
14. Общая характеристика функционирующих государственных займов.
15.Универсальные федеральные займы, их перечень и характеристика.
16.Специальные федеральные займы распространяемые среди предприятий и организаций.
17. Специальные федеральные займы распространяемые среди населения
18.Факторы, обеспечивающие привлекательность государственных ценных бумаг.
19. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО):
условия выпуска, доходность, участники рынка, погашения.
20. Проблемы общероссийского рынка ГКО.
21. Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК): условия выпуска и обращения, определение доходности,
22. Золотые сертификаты, условия их выпуска, порядок реализации и выплаты дохода.
23. Основные итоги функционирования золотых сертификатов.
24. Государственный сберегательный заем (ОГСЗ), его задачи.
25.Внутренний государственный валютный облигационный заем, его
назначение.
26. Назначение государственных казначейских обязательств и векселей.
Причины свертывания их выпуска.
27. Гарантированные займы, их социально-экономические последствия.
28. Назначение и перспективы использования казначейских ссуд.
29. Развитие системы бюджетного кредитования в свете бюджетного кодекса.
30. Состояние и проблемы развития займов субъектов федерации и муниципальных займов.
31. Ограничители местных заимствований в свете бюджетного кодекса.
32. Перспективы развития внутреннего государственного долга.
33. Проблемы использования казначейской эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, ее социально-экономические последствия.
34. Характеристика международных долговых отношений РФ со странами с развитой рыночной экономикой.
35.Понятие внешних государственных заимствований, их формы.
36.Кредиты правительств иностранных государств: несвязанные, целевые, связанные, нефинансовые.
37.Международные ценные бумаги(Еврооблигации).
38.Понятие и предельные объемы государственных кредитов.
39.Зарубежные финансовые активы РФ.
40.Долговые активы со странами СНГ, проблемы их урегулирования.
41. Проблема повышения эффективности долговых отношений РФ с развивающимися странами.
42. Проблемы взаимоотношений России с международными финансовыми организациями.
43.РФ как учредитель, член и заемщик МВФ.
44. Группа международного банка, ее роль и значение в кредитовании РФ.
45.Назначение Международной ассоциации развития.
46.Международная финансовая корпорация, ее деятельность.
47.Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
48.ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), его назначение и роль в содействии перехода к рынку постсоциалистических государств.
49.Управление госдолгом, его цели и эффективность.
50.Основные способы управления госдолгом.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг шпоргалки.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

1. В зависимости  от субъекта, реализующего право  эмиссии долговых обязательств, государственные займы подразделяются  на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с государственными займами существуют муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления. 2. По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц. Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг. 3. В зависимости от источника заимствований или места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые операции делятся на внутренние и внешние. 4. По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. 5. В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на ·    процентные,·   выигрышные·    процентно-выигрышные,·    беспроцентные (целевые),·    беспроигрышные,·    дисконтные,·    процентно-дисконтные,

 твердодоходные. 

17. Специальные федеральные  займы распространяемые  среди населения.

Государственные займы классифицируются по нескольким признакам.

1. В зависимости  от субъекта, реализующего право  эмиссии долговых обязательств, государственные займы подразделяются  на федеральные и региональные (субфедеральные) займы. Наряду с  государственными займами существуют  муниципальные займы, которые эмитируются органами местного самоуправления. 2. По признаку держателей государственных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди физических, так и юридических лиц. Специальные займы реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей государственных бумаг. 3. В зависимости от источника заимствований или места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок) государственные долговые операции делятся на внутренние и внешние. 4. По отношению ко вторичному рынку займы делятся на рыночные и нерыночные. 5. В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на ·    процентные,·    выигрышные·    процентно-выигрышные,·    беспроцентные (целевые),·    беспроигрышные,·    дисконтные,·    процентно-дисконтные,

 твердодоходные. 
 
 
 
 
 

18.Факторы,  обеспечивающие привлекательность  государственных ценных бумаг. 

19. Государственные  краткосрочные бескупонные  облигации (ГКО):

условия выпуска, доходность, участники рынка, погашения.

           Государственные краткосрочные бескупонные облигации были выпущены в соответствии с постановлением Правительства РФ № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1993г.

  Эмитентом ГКО является Минфин РФ. По срокам обращения – это краткосрочные долговые обязательства Российской Федерации. Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года. Номинальная стоимость первоначально была определена 100 000 рублей, но впоследствии составила 1 000 000 рублей. Погашение производилось в безналичной форме путем перечисления номинальной стоимости государственных краткосрочных бескупонных облигаций их владельцам на момент погашения. Доходом по ГКО была разница между ценой реализации и ценой покупки. ГКО существуют на безбумажной основе, каждый их выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Владельцами ГКО являются юридические и физические лица. 

20. Проблемы общероссийского  рынка ГКО.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) — государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступало Министерство финансов Российской Федерации. ГКО выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Гарантом погашения выступал Центральный банк Российской Федерации. На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году составила 12,8 трлн рублей. В 1997 году — 32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено на покрытие бюджетного дефицита. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял 272 612 млрд р. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета.  Правительство России через дочерние структуры Центробанка создавало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка. Это обеспечивало уверенность иностранных инвесторов в надёжности инструмента ГКО и пополнение золотовалютных резервов России валютой, которую иностранцы обменивали на рубли для покупки ГКО. В период с мая 1993 по сентябрь 1994 года номинал одной облигации составлял 100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь 1997 года — 1 млн рублей, с января 1998 года — 1 тыс. деноминированных рублей. С 1 апреля 1998 года функции депозитария по ГКО выполнял «Национальный депозитарный центр». 17 августа 1998 года был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. После экономического кризиса 1998 года вложения в ГКО обесценились в три раза, к тому же государство заморозило все выплаты по своим казначейским обязательствам. 

21. Облигации федеральных  займов с переменным  купонным доходом  (ОФЗ-ПК): условия  выпуска и обращения,  определение доходности.

ОФЗ —  Облигации Федерального Займа —  облигации, выпускаемые Министерством  финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, т. е. по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. По некоторым  выпускам ОФЗ в определенные даты предусматривается частичное погашение номинала (амортизация долга). Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций. Все ОФЗ — среднесрочные. Место торговли — ММВБ. Вид дохода — фиксированная или переменная купонная ставка. Они бывают следующих видов: Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) – среднесрочная ценная бумага. Выпуск ОФЗ-ПК регламентируется постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Банк России является генеральным агентом эмитента. Через его учреждения или уполномоченные им организации осуществляются все операции по размещению и обращению облигаций на рынке ценных бумаг, включая выплату купонного дохода, погашение за счет средств эмитента и учет прав на облигации. Выпуск, обращение и погашение ОФЗ-ПК осуществляется на ММВБ и подключенных к ней региональных площадках по схеме, аналогичной схеме ГКО. Первый аукцион по размещению ОФЗ-ПК состоялся 14 июня 1995 г. С выходом в свет ОФЗ-ПК государство получило новый финансовый инструмент покрытия бюджетного дефицита и возможность удлинения среднего срока государственного долга, а инвесторы – условия для диверсификации срочности своих вложений путем включения в инвестиционный портфель среднесрочных государственных бумаг.Система ОФЗ-ПК базируется на следующих принципах:·     применение безбумажной (электронной) технологии;·     именной характер бумаги;·     среднесрочный период обращения;·     проведение эмиссии в форме отдельных выпусков;

·     переменный купонный доход. Последнее обстоятельство как раз и определяет наиболее существенные особенности в обращении и обслуживании ОФЗ-ПК. Определение размера купона по ОФЗ-ПК осуществляется следующим образом. Размер купона объявляется за семь дней до начала соответствующего купонного периода. В день объявления купона осуществляется следующий расчет: ·   находятся все выпуски ГКО, которые погашаются в интервале ±30 дней от даты выплаты купона и которые обращались в течение четырех торговых сессий, непосредственно предшествовавших дню объявления купона; ·   по этим выпускам рассчитывается доходность по каждой из четырех торговых сессий, непосредственно предшествовавших дню объявления купона (в качестве цены используется средневзвешенная цена выпуска ГКО на соответствующих вторичных торгах); ·   на основе рассчитанных доходностей определяется средневзвешенная доходность (веса – обороты по соответствующим выпускам ГКО в рублях); ·   данная доходность (в процентах годовых) соотносится с купонным периодом. Полученное таким образом значение объявляется в качестве размера купона в %.Общая формула доходности облигаций рассчитывается по принципу сложных процентов. 
 

22. Золотые сертификаты, условия их выпуска, порядок реализации и выплаты дохода.

Золотые сертификаты.

  Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов. В соответствии с «Основными условиями продажи золота» золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Министерством финансов. Номинал сертификата составил 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателя представлял собой разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могли быть юридические и физические лица. Для осуществления операций по купле-продаже золотых сертификатов коммерческие банки обязаны были получить специальную лицензию Центрального банка России. Срок действия сертификата - один год. Доход по сертификатам гарантировался Министерством финансов РФ. Процентный доход по сертификатам исчислялся и выплачивался ежеквартально. Золотые сертификаты являлись государственной ценной бумагой с плавающей процентной ставкой. Рынок золотых сертификатов был самым вялотекущим сектором  рынка государственных ценных бумаг. К моменту своего погашения Минфину удалось разместить лишь около 10 % общей суммы эмиссии.Среди причин неудачного функционирования можно назвать следующие: во-первых, возможность погашения облигаций золотом превратилось в проблему, т.к. для операций с ним нужна специальная лицензия, а она была не у всех банков; во-вторых, непригодность для широкого инвестора в связи с большим номиналом; в-третьих, слабая нормативная база его функционирования (золотой сертификат в целом, т.е. 10 кг золота, был признан государственной ценной бумагой, а его доля в размере 100 гр. - такого статуса не имела). Наконец, не проявили интереса к сертификатам иностранные инвесторы, в связи с величиной золотого запаса страны на тот момент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23. Основные итоги  функционирования  золотых сертификатов.

Для привлечения  денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов. В соответствии с «Основными условиями продажи золота» золотой сертификат является государственной ценной бумагой, выпускаемой Министерством финансов. Номинал сертификата составил 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателя представлял собой разницу между ценой покупки и ценой погашения. Держателями могли быть юридические и физические лица. Для осуществления операций по купле-продаже золотых сертификатов коммерческие банки обязаны были получить специальную лицензию Центрального банка России. Срок действия сертификата - один год. Доход по сертификатам гарантировался Министерством финансов РФ. Процентный доход по сертификатам исчислялся и выплачивался ежеквартально. Золотые сертификаты являлись государственной ценной бумагой с плавающей процентной ставкой. Рынок золотых сертификатов был самым вялотекущим сектором  рынка государственных ценных бумаг. К моменту своего погашения Минфину удалось разместить лишь около 10 % общей суммы эмиссии.Среди причин неудачного функционирования можно назвать следующие: во-первых, возможность погашения облигаций золотом превратилось в проблему, т.к. для операций с ним нужна специальная лицензия, а она была не у всех банков; во-вторых, непригодность для широкого инвестора в связи с большим номиналом; в-третьих, слабая нормативная база его функционирования (золотой сертификат в целом, т.е. 10 кг золота, был признан государственной ценной бумагой, а его доля в размере 100 гр. - такого статуса не имела). Наконец, не проявили интереса к сертификатам иностранные инвесторы, в связи с величиной золотого запаса страны на тот момент. 

24. Государственный  сберегательный заем (ОГСЗ), его задачи.

Облигации государственного сберегательного  займа Российской Федерации (ОГСЗ). Для активного привлечения средств населения с целью покрытия бюджетного дефицита и обеспечения сохранности сбережений населения было принято постановление правительства о выпуске в обращение государственного сберегательного займа РФ. Их выпуск состоялся в соответствии с Указом Президента РФ от 9 августа 1995 г. и постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812 « О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации».

 Облигации  государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ)  выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными  бумагами на предъявителя, предоставляют их владельцам право на получение в соответствии с условиями выпуска каждой серии процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Владельцами ОГСЗ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями выпуска отдельных серий займа.     В течение 1995-1998 гг. ОГСЗ предполагалось выпустить и разместить в объеме до 10 трлн. рублей десятью сериями по 1 трлн. рублей каждая. Номинал ОГСЗ был установлен в размере 100 и 500 тыс. рублей. Эмитентом выступило Министерство финансов. Каждая серия выпускалась сроком на 1 год.Первоначально облигации этого займа, предназначенного, главным образом, для размещения среди населения, выпускались в документарной (бумажной) форме. Их владельцами могли быть кроме  физических лиц (включая нерезидентов), банки и другие юридические лица. По мере организации электронных биржевых торгов ОГСЗ превратились в безналичную ценную бумагу.

Обслуживание  этого займа Министерство финансов поручило банкам, которые были уполномочены для реализации облигаций. Поскольку требовалась сложная работа с населением, нужны были достаточно крупные банки с большим штатом работников и развитой филиальной сетью. Для размещения ОГСЗ проводились специальные тендеры (закрытые конкурсы). Победителем этих тендеров стал Сбербанк с его 742 отделениями в стране, Оргбанк и несколько десятков других московских банков и финансовых компаний. Особенное положение Сбербанка заключалось в том, что он стал не только основным банком-дилером, осуществлявшим куплю-продажу облигаций, но и платежным агентом Минфина по выплате держателем облигаций процентного дохода по купону. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"