Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:40, шпаргалка

Описание работы

1.Основные направления развития теории государственного долга.
2.Роль государственного долга в стимулировании экономического роста в теории Дж. Кейнса.
3. Сущность госкредита, его значение и роль в финансировании бюджетного дефицита.
4. Характеристика госкредита как финансово-кредитной категории.
5. Функции государственного кредита.
6. Государственный долг как финансовая категория, его основные формы.
7. Социально-экономическое значение государственного долга.
8. Государственный долг и инвестиционные процессы.
9. Классификация и виды госдолга, капитальный, текущий, внешний и внутренний государственный долг.
10. Государственный долг как фактор экономической безопасности страны.
11.Характеристика основных форм государственного кредита.
12. Классификация и виды государственных займов.
13.Общие требования к условиям выпуска и обращения государственных займов.
14. Общая характеристика функционирующих государственных займов.
15.Универсальные федеральные займы, их перечень и характеристика.
16.Специальные федеральные займы распространяемые среди предприятий и организаций.
17. Специальные федеральные займы распространяемые среди населения
18.Факторы, обеспечивающие привлекательность государственных ценных бумаг.
19. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО):
условия выпуска, доходность, участники рынка, погашения.
20. Проблемы общероссийского рынка ГКО.
21. Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК): условия выпуска и обращения, определение доходности,
22. Золотые сертификаты, условия их выпуска, порядок реализации и выплаты дохода.
23. Основные итоги функционирования золотых сертификатов.
24. Государственный сберегательный заем (ОГСЗ), его задачи.
25.Внутренний государственный валютный облигационный заем, его
назначение.
26. Назначение государственных казначейских обязательств и векселей.
Причины свертывания их выпуска.
27. Гарантированные займы, их социально-экономические последствия.
28. Назначение и перспективы использования казначейских ссуд.
29. Развитие системы бюджетного кредитования в свете бюджетного кодекса.
30. Состояние и проблемы развития займов субъектов федерации и муниципальных займов.
31. Ограничители местных заимствований в свете бюджетного кодекса.
32. Перспективы развития внутреннего государственного долга.
33. Проблемы использования казначейской эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, ее социально-экономические последствия.
34. Характеристика международных долговых отношений РФ со странами с развитой рыночной экономикой.
35.Понятие внешних государственных заимствований, их формы.
36.Кредиты правительств иностранных государств: несвязанные, целевые, связанные, нефинансовые.
37.Международные ценные бумаги(Еврооблигации).
38.Понятие и предельные объемы государственных кредитов.
39.Зарубежные финансовые активы РФ.
40.Долговые активы со странами СНГ, проблемы их урегулирования.
41. Проблема повышения эффективности долговых отношений РФ с развивающимися странами.
42. Проблемы взаимоотношений России с международными финансовыми организациями.
43.РФ как учредитель, член и заемщик МВФ.
44. Группа международного банка, ее роль и значение в кредитовании РФ.
45.Назначение Международной ассоциации развития.
46.Международная финансовая корпорация, ее деятельность.
47.Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.
48.ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), его назначение и роль в содействии перехода к рынку постсоциалистических государств.
49.Управление госдолгом, его цели и эффективность.
50.Основные способы управления госдолгом.

Работа содержит 1 файл

Государственный долг шпоргалки.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

1 Основные направления  развития теории  государственного  долга.

Теория  государственного  долга является важнейшей составной частью теории, которая достаточно давно разрабатывается экономической наукой.  Анализируя историю становления теории государственного долга, можно выделить старую и новую школы. Характеризуя оптимистическое направление, которое заложило основы капиталотворческой теории кредита, следует отметить, что   государственный кредит рассматривается им как новая сила, которая вооружит государственные финансы. Его представители считали, что кредит обладает возможностями создавать капитал и богатство, способен привести в движение все неиспользованные производственные возможности экономики. Aдольф Вагнер, основываясь на открытом им “законе возрастающей государственной активности”, сформулировал в конце XIX столетия основные принципы кредитного финансирования государственных расходов, взятые позднее на вооружение правительствами многих европейских стран и оказавшие значительное влияние на развитие современной теории государственного долга.В целом  экономисты немецкой исторической школы конца XIX — начала XX века признавали государственную деятельность как преимущественно продуктивную, а финансирование государственных расходов за счет займов не только одобрялось, но и рекомендовалось, поскольку посредством кредитного финансирования можно было достигнуть оптимального распределения (во времени) инвестиционной нагрузки для государства и избежать повышения налогов для обеспечения государственной деятельности в чрезвычайных ситуациях.  К представителям натуралистической теории относится Адам Смит, который в своем знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1792 г.) отдельный раздел посвятил государственным долгам. Среди теоретиков государственного долга были отдельные исследователи, пытавшиеся примирить оба названные направления.Описанный Давидом Рикардо механизм, делающий государственный долг препятствием накоплению капитала, известен в экономической теории как “иллюзия Рикардо” или “гипотеза отличительного эффекта потребления”. Увеличение потребительских расходов, основанное на иллюзии роста фактически располагаемого капитала вследствие уменьшения налогового бремени, ведет к снижению инвестиций и, по сравнению с налоговым финансированием государственных нужд, к уменьшению основного капитала. Практика государственного долга провоцирует, таким образом, иррациональное поведение, которое делает нас менее экономными и вводит в заблуждение по поводу нашего фактического положения. 

2. Роль государственного долга в стимулировании экономического роста в теории Дж. Кейнса.

По мнению Д. Кейнса,1 денежно-кредитная политика, направленная на изменение ставки процента (ввиду ограниченной возможности этой ставкой манипулировать), является неподходящей для увеличения склонности к инвестициям, а, следовательно, и для решения проблемы занятости. Эффективней, на его взгляд, было бы использование инструментов бюджетно-налоговой политики, т.е. воздействие государственного бюджета на центральную детерминанту склонности к инвестициям — ожидаемые уровни прибыли при использовании вложенного капитала. Бюджетно-налоговая политика стабилизирует ожидаемую прибыль посредством сохранения (увеличения) совокупного спроса в будущем, происходящего за счет снижения налогов при неизменном уровне расходов, т. е. за счет кредитного финансирования. Предлагая эту форму государственного вмешательства Д. Кейнс  придавал центральное значение государственной задолженности как монетарному и финансово-техническому элементу политики занятости. Таким образом, кейнсианская экономическая теория отвергла догмат сбалансированного бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики, а государственный долг стал неотъемлемой частью конъюнктурной государственной политики.Взгляды Дж. Кейнса в последующем были развиты  представителями неокейнсианской школы: П.А. Самуэльсоном, Дж. Гэлбрейтом, Л. Лернером , С. Харрисом, и др. авторами.   Неокейнсианцы положительно оценивали и значение предоставляемых кредитов развивающимся странам.  Они считали, что внешние займы способствовали расширению экспорта товаров и услуг из стран-кредиторов, что стимулировало развитие стран-реципиентов, способствовало становлению новых рынков и т.п.     Неокейнсианские взгляды на роль государственного долга и внешних займов  имели широкое распространение до 70-х гг. XX в., когда  начала нарастать внешняя задолженность развивающихся стран, а также все острее проявился рост бюджетных дефицитов и обозначился кризис государственного регулирования в развитых странах Запада.   

3. Сущность госкредита, его значение и  роль в финансировании  бюджетного  дефицита.

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом. Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, как правило, не приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. 

4. Характеристика госкредита  как финансово-кредитной  категории.

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования государственных  финансов наряду с бюджетами и  внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.Государственный кредит – это особая, во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.Существование государственного кредита вполне закономерно, так как кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.

5. Функции государственного  кредита.

Государственный кредит выполняет три основные функции  — распределительную, регулирующую и контрольную. В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии с общими потребностями экономики и для осуществления тех или иных социально-экомических процессов. Ресурсы перераспределяются между: - различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональными бюджетами, региональным бюджетом и бюджетами муниципальныхобразований); - международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом;  
- иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; - федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами. С помощью распределительной функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Контрольная функция государственного кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Уполномоченные органы на федеральном уровне, проводя соответствующие контрольные действия, используют следующие формы контроля: - мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;- проверка соблюдения условий кредитных соглашений; - контроль над целевым использованием заемщиком полученных средств;
 
 

6. Государственный  долг как финансовая  категория,  его  основные формы.

Функционирование  государственного кредита ведёт  к образованию государственного долга.Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Основным (или капитальным) государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа. Различают внутренний и внешний государственный долг. Остановимся более подробно на их сущности.Внутренний государственный долг- это долг своему населению. В соответствии со статьей 98 Бюджетного Кодекса РФ в состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства РФ по обязательствам третьих лиц;переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются, прежде всего, с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. Государственные ценные бумаги, т.е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств  третьими лицами. Переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ -  еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная в Бюджетном Кодексе РФ. Примером такого переоформления является перевод долговых обязательств Российской Империи, долг бывшего СССР и других лиц в государственный долг Российской Федерации. Правительством Российской Империи. Перевод внешнего долга СССР во внешний долг РФ осуществлен в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании в отношении задолженности СССР и его правопреемников иностранным кредиторам (Москва, 28 октября 1991г.).  

7. Социально-экономическое  значение государственного  долга.

Финансовые  отношения по формированию и обслуживанию государственного долга оказывают влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и многие другие элементы социально-экономической жизни общества.Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы.В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов власти различного уровня. Это вытекает из того, что формирование дополнительных финансовых ресурсов в рамках правительственных структур с помощью государственных заимствований не влечет увеличения совокупного спроса, а только меняет его структуру. Покупка физическими и юридическими лицами государственных ценных бумаг означает перенос спроса от этих субъектов к исполнительным органам государственной власти.Правительственные структуры посредством предоставления государственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны. Государственные экспортные гарантии и кредиты способствуют внешнеэкономической экспансии субъектов национальной экономики. Расширение экспорта товаров и услуг стимулирует подъем национального производства, увеличение занятости, рост доходов организаций и населения, увеличение налоговых поступлений в бюджет государства.Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов.Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными долговыми инструментами, поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты - высоколиквидные активы, приносящие доход. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.Развитой рынок государственного долга - непременное условие невосприимчивости национального финансового рынка к неблагоприятным воздействиям внешних валютно-финансовых факторов, условие прочности национальной валюты, денежного обращения и финансово-кредитной системы страны.При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны.  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Государственный долг и кредит"