Шпаргалка по "Бюджетному финансрованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:05, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка содержит ответы на 48 экзаменационных вопросов по предмету. 1.Бюджетные права представительных и исполнительных органов власти в России... 48.Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ.

Работа содержит 1 файл

Бюджетное финансирование.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

27.Распределение  доходов и расходов  между бюджетами  разных уровней. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ установлены 3 основные группы доходов: 1.налоговые доходы. 2.неналоговые доходы. 3.безвозмездные и безвозвратные перечисления. Налоговые доходы. В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налог, налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Например, налог на прибыль организаций, будучи федеральным налогом, взимается по разным ставкам в федеральный, региональный и местные бюджеты. По сути, налог на прибыль предприятий, зачисляемый в федеральный бюджет и налог на прибыль предприятий, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, – это разные налоги, эксплуатирующие одну и ту же налоговую базу. Подоходный налог с физических лиц также является федеральным, но доля поступлений от него, приходящаяся на федеральный, региональные и местные бюджеты, может варьироваться. В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов: 1.налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов; 2.налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов; 3.транспортного налога - по нормативу 100 процентов. Доходы неналоговые. Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым к ним относятся: 1.доходы от использования, продажи, аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2.доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; 3.доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов); 4.доходы от продажи земли и нематериальных активов; 5.поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; 6.иные неналоговые доходы. В доходах федерального бюджета помимо перечисленных выше также учитываются: 1.прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами; 2.доходы от внешнеэкономической деятельности. В РФ расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональный и местных органов власти. В настоящее время существует 2 вида таких полномочий: 1) исключительные – возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. 2) совместные – исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу. Из федерального бюджета исключительно финансируются следующие виды расходов: 1.обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания, Правительства и других федеральных органов. 2.функционирование федеральной судебной системы, национальной обороны, обеспечение безопасности государства. 3.фундаментальные научные исследования. 4.господдержка ж/д, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики. 5. осуществление международной деятельности. 6.исследование и использование космического пространства. 7.обслуживание и погашение госдолга РФ. 8.финансирование государственных внебюджетных фондов. 9.межбюджетные трансферты. 10.прочие расходы, связанные с деятельностью федеральных органов власти. Из регионального бюджета исключительно финансируются расходы: 1.обеспечение органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. 2.обслуживание и погашение госдолга субъекта РФ. 3.формирование и обслуживание госсобственности субъекта РФ. 4.прочие расходы, связанные с деятельностью региональных органов власти. Из местных бюджетов исключительно финансируются расходы: 1.на содержание органов муниципального управления. 2.на содержание и развитие организаций образования, здравоохранения, культуры и других учреждений, находящихся в муниципальной собственности. 3.содуржание муниципального ЖКХ. 4.обеспечение противопожарной безопасности. 5.обслеживание и погашение муниципального долга. 6.прочие расходы местного значения. Значительная часть расходов финансируется совместно из бюджетов различных уровней: 1. господдержка промышленности, строительства, с/х, авто- и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства. 2.обеспечение правоохранительной деятельности. 3.расходы на НИОКР. 4.соцзащита населения. 5.охрана и воспроизводство природных ресурсов. 6.предупреждение и ликвидация ЧС. 7.прочие расходы.

28.Порядок  рассмотрения и  утверждения проекта федерального бюджета. Это вторая стадия бюджетного процесса. Проект бюджета вместе с дополнительными документами предоставляется Правительству РФ не позднее 15 июля текущего года. Правительство рассматривает этот проект и после корректировок передает его в Госдуму не позднее 15 августа текущего года. Этот проект предоставляется также в Счетную Палату, Совет Федерации и Президенту РФ. Предварительно он проходит экспертизу в комитетах Госдумы и в Счетной Палате, после одобрения которой Госдума рассматривает проект в 4 чтениях. В первом чтении, которое должно состояться в течение 30 дней после предоставления в Госдуму проекта бюджета, рассматривается концепция бюджета, его доходы по разделам бюджетной классификации, общий объем расходов федерального бюджета, бюджетный результат. После утверждения бюджета в первом чтении Госдума не имеет права увеличивать расходы и бюджетный дефицит без положительного заключения Правительства РФ. В течение 15 дней после принятия бюджета в первом чтении проект бюджета рассматривается во втором чтении: Госдума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации, размер фонда финансовой поддержки регионов. В третьем чтении, которое должно состояться в течение 25 дней после принятия во втором чтении, рассматривается распределение средств бюджета по главным распорядителям (по ведомственной классификации расходов), распределение средств ФФПР по субъектам РФ и ряд программ, которые утверждаются в составе бюджета. В четвертом чтении проект рассматривается в целом, подвергается редакционной правке, внесение каких-либо поправок в расходы и доходы здесь не допускаются. Проект должен быть рассмотрен не позднее 15 дней после его рассмотрения в третьем чтении. После принятия бюджета в четвертом чтении он считается принятым полностью Госдумой. В течение 5-ти дней он должен быть передан для рассмотрения в Совет Федерации, который в обязательном порядке рассматривает этот проект на пленарном заседании не позднее, чем в течение 14 дней со дня его получения из Госдумы. Совет Федерации не имеет права изменять показатели бюджета, утвержденные Госдумой. Проект рассматривается только на предмет его полного одобрения. Одобренный Советом Федерации проект бюджета в течение 5-ти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. После публикации в печати («Российская газета») закон вступает в действие, но не ранее 1 января года, на который он составлен. На каждом этапе рассмотрения бюджета, он может быть не утвержден или не одобрен. Тогда он направляется либо в согласовательную комиссию, либо возвращается Правительству, либо Госдумой может быть поставлен вопрос «О доверии к Правительству» и передача составления бюджета Новому Правительству.

29.Роль  региональных и  местных бюджетов  в экономическом  и социальном развитии страны. Бюджет субъекта РФ или региональный бюджет это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. В современных условиях увеличивается значение региональных бюджетов в экономическом и социальном развитии страны. Так, в настоящее время, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, с/х, охрану окружающей среды, соц.сферы. при этом круг финансируемых предприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровня экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и иных условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Местный бюджет это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Местные бюджеты имеют важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач. В первую очередь, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Так, за местными бюджетами закреплены в основном расходы на ЖКХ и соц.политику. Однако, осуществление всех расходных полномочий, возложенных на местные бюджеты требует значительных финансовых ресурсов, которыми местные бюджеты в настоящее время не обладают.

30.Бюджетное  финансирование отдельных  отраслей экономики. 1.Расходы государства на социальную сферу (т.е. образование, культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру, спорт, средства массовой информации и социальную политику). В большинстве организаций этих отраслей применяется система «брутто-бюджет», финансирование осуществляется на основе сметы доходов и расходов. В доходах в основном отражаются бюджетные средства, а также внебюджетные средства от оказания платных работ, услуг и т.д. Расходы определяются исходя из контингента обслуживания. Например, в школах - количество учащихся и классов, в поликлиниках - количество посещений. По этим показателям устанавливаются нормы расходования средств по отдельным видам расходов. В соответствии с бюджетным кодексом, начиная с 2006 года предполагается перейти на новую систему финансирования, основанную на минимальных государственных и муниципальных социальных стандартах. Для этого должны быть утверждены эти государственные и муниципальные социальные стандарты по всем видам социальных услуг. Эти стандарты определяют виды государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов на минимально доступном уровне на всей территории РФ. Далее должна быть определена минимальная бюджетная обеспеченность этих социальных стандартов. Она должна рассчитываться как стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчете на душу населения. Эта стоимость должна определяться исходя из нормативов финансовых затрат. Нормативы финансовых затрат должны определяться исходя из плановых расходов на оказание услуг. В социальной сфере есть также организации, которые финансируются по системе «Нетто-бюджет». У них покрываются из бюджета только убытки. Это учреждения культуры, средства массовой информации, ЖКХ и т.д. Структура ЖКХ включает в себя более 30 видов деятельности: жилищное хозяйство, электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, канализирование сточных вод, благоустройство территорий и т.д. Особенностью ЖКХ является то, что до начала 90-х гг. все эти виды деятельности полностью финансировались государством. В настоящее время их основная доля финансируется региональными и местными бюджетами, а т.к. они, как правило, дефицитны, то эти виды деятельности не финансируются в полном объеме. Реформа ЖКХ, которая предполагает изменить систему финансирования ЖКХ, т.е. бюджетное финансирование необходимо заменить полной оплатой ЖКХ услуг населению и организациям путем перераспределения бремени затрат на высоко-доходные части населения и сохранение льгот для низкодоходных слоев населения, в настоящее время приостановлена. Цели реформирования ЖКХ: 1. обеспечение всего населения нормальными условиями проживания. 2.снижение издержек производителей коммунальных услуг. 3.смягчение для населения процесса реформирования ЖКХ в сфере оплаты жилья. В настоящее время ЖКХ финансируется за счет: бюджетных средств, средств населения, средств организаций. Образование: в настоящее время реализуется концепция модернизации российского образования, которая предполагает следующие основные организационно-экономические механизмы: 1.введение нормативного бюджетного финансирования. 2.необходимо довести з/п учителей до средней з/п по промышленности. 3.регулирование привлечения внебюджетных средств в образовательные учреждения. 4.создание системы гос. именных финансовых обязательств (ГИФО) и гос. образовательного кредитования для получения проф. знаний. Система ГИФО предусматривает распределение денежных средств в соответствии с результатами ЕГЭ, вводиться несколько категорий баллов, которые соответствуют системе ГИФО. Финансирование образования осуществляется за счет: бюджетных средств, внебюджетных фондов (население, организация), системы ГИФО и образовательного кредитования. Расходы на соц. нужды. Структура расходов бюджета на соц.политику включает: 1.содержание учреждений соц. обеспечения. 2.соц.помощь. 3.пенсии и пособия в правоохранительные органы. Соц. политика государства – это реализация функций государства по оказанию соц.помощи тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются. Расходы на соц.политику осуществляются за счет: бюджетных средств, внебюджетных средств (средства гос. ВБФ). Расходы на здравоохранение. Основные источники финансирования здравоохранения: бюджетные средства, средства ВБФ (ФОМС и его территориальные подразделения), население, организации. Расходы на содержание силовых структур. В первую очередь это расходы на национальную оборону. Они финансируются из федерального бюджета. Расходы на содержание вооруженных сил это: 1.Расходы на выплату заработной платы военнослужащим. 2.Хозяйственные, коммунальные расходы. 3.Расходы на боевую и спортивную подготовку. 4.Расходы на закупку вооружений, военной техники, продовольствия, вещевого имущества, ГСМ и пр.5.расходы на НИОКР. 6.и другие. Все эти расходы отражаются в смете министерства обороны РФ. Планирование расходов министерства обороны осуществляется следующим образом. На первом этапе определяются общие объемы расходов всего министерства и расходы по отдельным статьям сметы также всего министерства в целом. Фактически составляется общая смета министерства обороны. На втором этапе составляются сметы военных округов, а затем сметы отдельных воинских частей. Важным видом расходов являются расходы на государственное и муниципальное управление. Они включают в себя расходы на содержание органов государственной и местной власти, судов, прокуратуры и на проведение выборов и референдумов. Планирование этих расходов осуществляется в сметном порядке, и составляется смета по каждому виду управленческого учреждения или по каждому мероприятию. Расходы на государственное управление в федеральном бюджете включают: 1. функционирование главы государства. 2. функционирование законодательных и исполнительных органов государственной власти. 3.финансирование финансовых, таможенных, налоговых органов. Финансирование государственной власти в РФ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную власти.

31.Состав (и порядок финансирования) расходов на просвещение. Образование: в настоящее время реализуется концепция модернизации российского образования, которая предполагает следующие основные организационно-экономические механизмы: 1.введение нормативного бюджетного финансирования. 2.необходимо довести з/п учителей до средней з/п по промышленности. 3.регулирование привлечения внебюджетных средств в образовательные учреждения. 4.создание системы гос. именных финансовых обязательств (ГИФО) и гос. образовательного кредитования для получения проф. знаний. Система ГИФО предусматривает распределение денежных средств в соответствии с результатами ЕГЭ, вводиться несколько категорий баллов, которые соответствуют системе ГИФО. финансирование образования осуществляется за счет: бюджетных средств, внебюджетных фондов (население, организация), системы ГИФО и образовательного кредитования. Расходы на образование включают в себя: 1. Заработная плата педагогического персонала. 2.Заработная плата административно-обслуживающего и учебно-вспомагательного персонала. 3.Начисления на заработную плату. 4.Хозяйственные и командировочные расходы. 5.Учебные и прочие расходы. 6.Расходы на ГПД. 7.Финансирование мероприятий по организации оздоровительной кампании среди детей и подростков. 8.Расходы на капитальный ремонт зданий учебных заведений. 9.Учреждение и мероприятия по внешкольной работе с детьми и т.д. Ежегодно составляется свод расходов на образование.

32.Бюджетный  профицит и механизм его распределения. С 1998 года Правительство РФ концентрирует свои усилия на реализации концепции «профицитного федерального бюджета». Изначальная цель такой политики – обеспечить обслуживание накопленного госдолга, унаследованного от советского периода, а также приобретенного за годы экономических реформ. Вначале была поставленная задача – снижения дефицита федерального бюджета. В 2000 году федеральный бюджет был сформирован с нулевым дефицитом. Уже в 2002 году Правительство одобрило первый профицитный федеральный бюджет, доходы превысили расходы на 178,3 млрд. руб., что составило 1,6% от ВВП. Профицит федерального бюджета сформировался: 1.под влиянием благоприятной внешне-экономической конъюнктуры (рост цен на нефть). 2.за счет искусственного снижения расходов государства. 3.путем перевода доходного потенциала из региональных бюджетов в федеральный бюджет. С помощью профицита Правительство сформировало резервы, которые позволили выплатить % по внешнему госдолгу. С 2004 года профицит федерального бюджета направляется в стабилизационный фонд РФ (СФ РФ). СФ РФ – это часть средств федерального бюджета, образовавшаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая абсолютному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Использование средств СФ РФ. Средства могут использоваться для: 1. финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой; 2.покрытия ПФ в ходе его исполнения; 3.выплат государственных внешних займов.

33.Расходы  бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения. На социальную сферу расходы финансируются из всех уровней бюджетной системы и из территориальных ВБФ. Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанная с формированием расходов не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Вся система внебюджетных фондов подразделена на: социальные и экономические. Большая часть сконцентрирована в социальных фондах, на которые возложены функции осуществления большей части денежных выплат, а также крупные социальные расходы. К таким фондам относятся: Пенсионный фонд – осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Средства ПФ формируются за счет: страховых взносов работодателей, ассигнований из бюджета РФ. Фонд социального страхования – создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств. Фонд образовался за счет страховых взносов предприятий, учреждений, организаций, а также иных хоз-ных субъектов независимо от форм собственности (выплаты по временной нетрудоспособности, по беременности, на погребение, и т.д.). Фонд обязательного медицинского страхования – предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. На долю этих фондов приходится 15% ВВП. Формируются они за счет специальных целевых отчислений (налогов). В большинстве субъектов РФ формируются фонды социальной защиты населения, из которых оказывается помощь малообеспеченным гражданам. Особенностью этих фондов является то, что для их формирования могут применяться только неналоговые доходы (арендная плата).

34.Стабилизационный  фонд: порядок его формирования и использования. С 1 января 2004 г. вступила в действие глава 13.1 Бюджетного кодекса РФ «Стабилизационный фонд РФ». Согласно вышеуказанной статье в стабилизационный фонд направляются часть доходов от нефтяных экспортных пошлин и НДПИ (на нефть), полученных в случае превышения базовой цены на нефть. А если цена на нефть опускается ниже базовой, средства стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета. В случае превышения объема средств фонда 500 млрд. рублей эти средства могут быть использованы на другие цели. Объем стабилизационного фонда, по расчетам Минфина, на начало 2005 года должен составить 417 млрд. рублей, а в 2005 г. превысить объем в 500 млрд. руб., и средства фонда будут использованы, например, для поддержки Пенсионного фонда РФ и для решения других социальных задач и инфраструктурных проектов. Также средства стабилизационного фонда могут быть направлены на выплату государственных внешних займов.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетному финансрованию"