Шпаргалка по "Бюджетному финансрованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:05, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалка содержит ответы на 48 экзаменационных вопросов по предмету. 1.Бюджетные права представительных и исполнительных органов власти в России... 48.Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ.

Работа содержит 1 файл

Бюджетное финансирование.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

16.Расходы  бюджетной системы, их классификация. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на органы власти. Состав расходов зависит от ряда факторов: 1)от функций государства. 2)от уровня социально-экономического развития страны. 3)от сложившейся системы взаимосвязей между бюджетом и экономической и социальной сферой. 4)от административно-территориального устройства. 5)от форм предоставления бюджетных средств. Состав расходов может быть классифицирован по нескольким признакам: 1.По экономическому назначению. В зависимости от возможного воздействия на экономику страны все расходы делятся на: а)текущие; б)капитальные. 2.По функциональному назначению расходы классифицируются в соответствии с направлениями использования средств. 3.По ведомствам (получателям средств). Состав расходов по отдельным распорядителям.

17.Межбюджетные  отношения в РФ. Входя в бюджетную систему страны все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах: 1.распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; 2.распределения и закрепления доходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; 3.равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; 4.выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; 5. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ. В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты. Так же, исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм, основу которого составляет разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ. Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. В 1999-2001гг. была реализована концепция реформирования межбюджетных отношений. В ходе ее реализации было положено начало упорядочения разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; наметились позитивные тенденции состояния региональных финансов. Однако в сфере межбюджетных отношений осталось много проблем: 1.субъекты РФ перегружены обязательствами, для которых нет источников финансирования. 2.существует высокая зависимость региональных бюджетов от ежегодно принимаемых пропорций. Это уничтожает стимулы к структурным изменениям на местах. 3.несмотря на распределение финансовой помощи, значительная ее часть распределяется без четких критериев. Для решения этих проблем необходимо: 1.четкое разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ. 2.четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней. 3.формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки регионов. 4.повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровнях. В настоящее время реализуется концепция бюджетного федерализма на период до 2005 года. Целью Программы является формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.

18.Характеристика  расходных полномочий  бюджетов различных уровней. В РФ расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональный и местных органов власти. В настоящее время существует 2 вида таких полномочий: 1) исключительные – возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. 2) совместные – исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу. Из федерального бюджета исключительно финансируются следующие виды расходов: 1.обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания, Правительства и других федеральных органов. 2.функционирование федеральной судебной системы, национальной обороны, обеспечение безопасности государства. 3.фундаментальные научные исследования. 4.господдержка ж/д, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики. 5. осуществление международной деятельности. 6.исследование и использование космического пространства. 7.обслуживание и погашение госдолга РФ. 8.финансирование государственных внебюджетных фондов. 9.межбюджетные трансферты. 10.прочие расходы, связанные с деятельностью федеральных органов власти. Из регионального бюджета исключительно финансируются расходы: 1.обеспечение органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. 2.обслуживание и погашение госдолга субъекта РФ. 3.формирование и обслуживание госсобственности субъекта РФ. 4.прочие расходы, связанные с деятельностью региональных органов власти. Из местных бюджетов исключительно финансируются расходы: 1.на содержание органов муниципального управления. 2.на содержание и развитие организаций образования, здравоохранения, культуры и других учреждений, находящихся в муниципальной собственности. 3.содержание муниципального ЖКХ. 4.обеспечение противопожарной безопасности. 5.обслуживание и погашение муниципального долга. 6.прочие расходы местного значения. Значительная часть расходов финансируется совместно из бюджетов различных уровней: 1. господдержка промышленности, строительства, с/х, авто- и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства. 2.обеспечение правоохранительной деятельности. 3.расходы на НИОКР. 4.соцзащита населения. 5.охрана и воспроизводство природных ресурсов. 6.предупреждение и ликвидация ЧС. 7.прочие расходы.

19.Порядок  составления проекта  федерального бюджета. Это первая стадия бюджетного процесса. Составление проекта федерального бюджета идет в несколько этапов: 1)прогнозирование социально-экономического развития РФ и подготовка сводных финансовых балансов (этот этап осуществляется МинЭкономРазвития и торговли, которое составляет прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год и в этом прогнозе устанавливает необходимые параметры для составления бюджета: объем ВВП в следующем году, темпы его роста, уровень инфляции, средний курс доллара к рублю и т.д.). Одновременно с этим составляется сводный финансовый баланс, в котором отражаются сводные расходы и доходы РФ по бюджетам и организациям. Он составляется на 3 года по укрупненным показателям бюджетной классификации. 2)составление непосредственно проекта бюджета, он составляется на основе постановления Правительства РФ, в котором указываются сроки, порядок составления федерального бюджета, порядок предоставления МинФину необходимых документов от федеральных ведомств. Составляет проект МинФин; составление начинается в феврале-марте предшествующего года; в начале составляется предварительный проект в соответствии с классификацией доходов и функциональной классификацией расходов. Этот проект предоставляется федеральным ведомствам для ознакомления. И затем он передается Правительству РФ на рассмотрение и утверждение.

20.Порядок  исполнения федерального бюджета. Это третья стадия бюджетного процесса. Исполнение бюджета имеет следующие основные цели: а)сбор и получение предусмотренных законом «О бюджете» доходов в целом и по каждому источнику. б)полное финансирование расходов бюджета в соответствии со сроками и целями, установленными в законе «О бюджете». в)контроль за сбором доходов, финансированием расходов со стороны государства. В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. По исполнении бюджета наступает четвертая стадия бюджетного процесса – составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Вся работа по составлению отчетов возложена на МинФин и его финансовые органы. Отчет о федеральном бюджете докладывается Федеральному Собранию, которое его утверждает. Для осуществления контроля за исполнение федерального бюджета существует Счетная Палата.

21.Бюджетное  планирование, его  содержание и значение. Бюджетное планирование – это централизованное распределение ВВП между хозяйствующими субъектами в пользу государства в процессе составления и исполнения бюджетов разных уровней. Целями бюджетного планирования являются: 1.определение общего объема расходов бюджета, отдельных направлений использования средств в соответствии с классификациями расходов. 2. определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста налоговых и иных видов доходов. 3.определение бюджетного результата (дефицит, профицит). 4.установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений. 5.определение параметров обслуживания госдолга и установления предельной величины общего госдолга (внутреннего, внешнего). 6. контроль за деятельностью госорганов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета. Методы бюджетного планирования: 1.метод экстраполяции – это расчет планируемых показателей на основе динамики показателей за предшествующий период. 2.метод экспертных оценок.

22.Государственный  долг, его состав. Управление государственным долгом. Структура госдолга РФ: 1)МВФ (займы крупные под низкие % + он разработал для РФ ряд программ (реформ) для выхода из кризиса). 2)Парижский клуб – организация отдельных государств (краткосрочные кредиты под высокий %), их требования жесткие. 3)Лондонский клуб - организация отдельных крупных коммерческих банков – самый неблагоприятный кредитор для РФ, % высокий, требования жесткие – признать долги СССР. 4)отдельные государства (Ельцин – Коль, Путин – Шредер). Управление госдолгом – это совокупность финансовых мероприятий, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, формирование политики в отношении госдолга, выпуском и погашением займа и организации выплат доходов по ним. Методы управления госдолгом: 1)рефинансирование – выпуск новых обязательств для погашения ранее выпущенных. 2)реструктуризация – основанная на соглашении замена одних обязательств другими с другими условиями погашения и обслуживания. Общая сумма долга РФ снижается, РФ не самый большой должник, США – 1-ое место; нам должны больше, чем мы (140 млрд.руб.), но это те страны, которые нам ничего не вернут.

23.Федеральный  бюджет, его содержание и значение. Федеральный бюджет - бюджет Правительства РФ, принимается ежегодно, направлен на осуществление основных функций государства. Федеральный бюджет на 2005 год утвержден по расходам в сумме 3 047 929, 3 млн.руб. и по доходам в сумме 3 326 041,1 млн.руб. Превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2005 году предусматривается в размере 278 111,8 млн.руб. Профицит направляется в стабилизационный фонд, средства которого сверх начисленной суммы в 500 млрд.руб. могут быть использованы на: 1.покрытие бюджетного дефицита РФ в ходе его исполнения. 2.на погашение государственного внешнего долга РФ в сумме 168 млрд.руб. Все налоги составляют более 90% доходов федерального бюджета. В 2005 году в составе доходов наибольшую долю составляли: налоги на товары, реализованные на территории РФ – НДС, акцизы (24%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и др. (14,5%) и налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – НДС, акцизы (12,4%). В составе расходов преобладают межбюджетные трансферты (31%), расходы на национальную оборону (17,4%), новый раздел – общегосударственные вопросы – функционирование Президента РФ, законодательных органов, судебной системы и др. (16%).

24.Принципы  бюджетной системы  РФ. Бюджетная система функционирует на основе принципов, установленных в бюджетном кодексе. Таких принципов 11: 1. Принцип единства бюджетной системы. Это единство правовой базы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а так же единый порядок ведения бухучета средств бюджетов всех уровней бюджетной системы. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней. Означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. 3. Принцип самостоятельности всех бюджетов. Включает в себя: а)право законодательных органов власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б)наличие источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы; в)право органов власти самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов; г)право органов власти самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов бюджетной системы. 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Предполагает, что все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. 5. Принцип сбалансированность бюджетов. Означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован. 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов, органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетных объема средств. 7. Принцип общего покрытия расходов. Предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов, а также из источников финансирования его дефицита. 8. Принцип гласности. Означает широкое обсуждение бюджетов и обязательное опубликование в печати. 9. Принцип достоверность бюджета. Связана с обеспечением надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичностью расчета доходов и расходов бюджета. 10. Принцип адресность и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетный средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 11. Принцип равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, установления и использования расходных обязательств, формирование налоговых и не налоговых доходов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и правилами.

25.Характеристика  налоговой системы  РФ. Налоговая система – совокупность налогов и сборов, действующих в стране, методы, формы и принципы их взимания, а также совокупность налоговых органов. Систему налогов можно классифицировать по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию. По объектам обложения: 1.прямые. 2.косвенные. Прямые – налоги, взимаемые государством, непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество, ЕСН). Прямые налоги характеризуются сложной системой исчисления и взимания, т.е. необходимо определить общий доход и расход, который можно вычесть. Также нестабильность поступления, высокая зависимость от конъюнктуры рынка, невысокая собираемость. Косвенные налоги - взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализаций товаров, работ, услуг (НДС, акцизы). Косвенные налоги характеризуются простотой исчисления и взимания, стабильным доходом в федеральный бюджет, высокая собираемость. Налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные. Федеральные – это НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, ЕСН, водный налог, налог на наследование, госпошлины, сбор за пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов. Региональные – это налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные – это земельный налог, налог на имущество физических лиц.

26.Бюджетный  процесс и его  содержание. Бюджетный процесс – совокупность мероприятий, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансовый бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным. Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии: 1. составление проектов бюджета. 2. рассмотрение и утверждение бюджета. 3.исполнение бюджета. 4.составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. 1.-Составление проекта федерального бюджета идет в несколько этапов: 1) прогнозирование социально-экономического развития РФ и подготовка сводных финансовых балансов (этот этап осуществляется МинЭкономРазвития и торговли, которое составляет прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год и в этом прогнозе устанавливает необходимые параметры для составления бюджета: объем ВВП в следующем году, темпы его роста, уровень инфляции, средний курс доллара к рублю и т.д.). Одновременно с этим составляется сводный финансовый баланс, в котором отражаются сводные расходы и доходы РФ по бюджетам и организациям. Он составляется на 3 года по укрупненным показателям бюджетной классификации. 2)составление непосредственно проекта бюджета, он составляется на основе постановления Правительства РФ, в котором указываются сроки, порядок составления федерального бюджета, порядок предоставления МинФину необходимых документов от федеральных ведомств. Составляет проект МинФин; составление начинается в феврале-марте предшествующего года; в начале составляется предварительный проект в соответствии с классификацией доходов и функциональной классификацией расходов. Этот проект предоставляется федеральным ведомствам для ознакомления. 2.- Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета: проект бюджета вместе с дополнительными документами предоставляется Правительству РФ не позднее 15 июля текущего года. Правительство рассматривает этот проект и после корректировок передает его в Госдуму не позднее 15 августа текущего года. Этот проект предоставляется также в Счетную Палату, Совет Федерации и Президенту РФ. Предварительно он проходит экспертизу в комитетах Госдумы и в Счетной Палате, после одобрения которой Госдума рассматривает проект в 4 чтениях. В первом чтении, которое должно состояться в течение 30 дней после предоставления в Госдуму проекта бюджета, рассматривается концепция бюджета, его доходы по разделам бюджетной классификации, общий объем расходов федерального бюджета, бюджетный результат. После утверждения бюджета в первом чтении Госдума не имеет права увеличивать расходы и бюджетный дефицит без положительного заключения Правительства РФ. В течение 15 дней после принятия бюджета в первом чтении проект бюджета рассматривается во втором чтении: Госдума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации, размер фонда финансовой поддержки регионов. В третьем чтении, которое должно состояться в течение 25 дней после принятия во втором чтении, рассматривается распределение средств бюджета по главным распорядителям (по ведомственной классификации расходов), распределение средств ФФПР по субъектам РФ и ряд программ, которые утверждаются в составе бюджета. В четвертом чтении проект рассматривается в целом, подвергается редакционной правке, внесение каких-либо поправок в расходы и доходы здесь не допускаются. Проект должен быть рассмотрен не позднее 15 дней после его рассмотрения в третьем чтении. После принятия бюджета в четвертом чтении он считается принятым полностью Госдумой. В течение 5-ти дней он должен быть передан для рассмотрения в Совет Федерации, который в обязательном порядке рассматривает этот проект на пленарном заседании не позднее, чем в течение 14 дней со дня его получения из Госдумы. Совет Федерации не имеет права изменять показатели бюджета, утвержденные Госдумой. Проект рассматривается только на предмет его полного одобрения. Одобренный Советом Федерации проект бюджета в течение 5-ти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. После публикации в печати («Российская газета») закон вступает в действие, но не ранее 1 января года, на который он составлен. На каждом этапе рассмотрения бюджета, он может быть не утвержден или не одобрен. Тогда он направляется либо в согласовательную комиссию, либо возвращается Правительству, либо Госдумой может быть поставлен вопрос «О доверии к Правительству» и передача составления бюджета Новому Правительству. 3.-Исполнение бюджета имеет следующие основные цели: а)сбор и получение предусмотренных законом «О бюджете» доходов в целом и по каждому источнику. б)полное финансирование расходов бюджета в соответствии со сроками и целями, установленными в законе «О бюджете». в)контроль за сбором доходов, финансированием расходов со стороны государства. В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. 4.–Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Вся работа по составлению отчетов возложена на МинФин и его финансовые органы. Отчет о федеральном бюджете докладывается Федеральному Собранию, которое его утверждает. Для осуществления контроля за исполнение федерального бюджета существует Счетная Палата.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетному финансрованию"