Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:26, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности ответственности и выявление пробелов в бюджетном законодательстве. Достижение данной цели осуществлялось по средствам решения следующих задач:
Выявить проблему нецелевое использование бюджетных средств в системе бюджета РФ и найти пути ее решения
Изучить развитие бюджетной системы РФ
Проанализировать способы нарушения бюджетной дисциплины и найти пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Бюджет РФ………………………………………………………………4
Понятие бюджета и его структура…………………………………..4
Виды бюджетов……………………………………………………....7
Глава 2 Бюджетная дисциплина………………………………………………...9
Характеристика бюджетного законодательства……………………9
Нарушение бюджетной дисциплины. Причины нарушений…….11
Глава 3 Проблема нецелевого использования бюджетных средств и пути их решения…………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемой литературы…………………………………………...26
Выделение всех средств из федерального бюджета, носит целевой характер. Рассмотрим, в каких случаях сами органы федерального казначейства характеризуют или квалифицируют использование средств, выделенных из федерального бюджета, как нецелевое:
На практике же встречаются
различные вариации расходования средств,
которые могут попадать или не
попадать под имеющееся определение
понятия нецелевого использования. Инспекторам
Росфиннадзора при проведении контрольных
мероприятий зачастую очень сложно правильно
квалифицировать нарушение и на основе
более или менее четких критериев обоснованно
зафиксировать в акте проверки или ревизии
случаи нецелевого использования средств
федерального бюджета и государственных
внебюджетных фондов.
Изучая эту проблему,
Росфиннадзор на протяжении нескольких
лет накапливает и анализирует существующую
практику квалификации финансовых нарушений,
применяемую в центральном аппарате и
в территориальных управлениях, сопоставляет
свои наработки с разъяснениями Минфина
России.
В результате выработаны
определенные общие критерии, принципы
отнесения тех или иных случаев к нецелевому
использованию средств, сделана подборка
типовых случаев, примеров нецелевого
использования средств федерального бюджета
и государственных внебюджетных фондов.
Статьей 38 Бюджетного
кодекса закреплен принцип адресности
и целевого характера бюджетных средств,
который означает, что бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных
получателей бюджетных средств с обозначением
направления их на финансирование конкретных
целей. Действия, приводящие к нарушению
адресности предусмотренных бюджетом
средств либо к направлению их на цели,
не обозначенные в бюджете, являются нарушением
бюджетного законодательства Российской
Федерации.
Нецелевое использование,
о котором говорится в статье 289 Бюджетного
кодекса, является следствием нарушения
принципов целевого характера бюджетных
средств или принципа адресности.
Случаи нецелевого использования бюджетных средств, допущенные вследствие нарушения этого принципа, можно разделить на два основных типа.
В свою очередь практика
показала, что нарушения принципов
целевого характера бюджетных средств
являются следствием двух типов нарушений
бюджетного законодательства.
Направление и использование
бюджетных средств на цели, не соответствующие
условиям их получения, определенным утвержденным
бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением
о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов
и расходов (в том числе несанкционированное
перемещение средств федерального бюджета
по статьям экономической классификации).
Как правило, нарушения
условий получения бюджетных средств,
определенных утвержденным бюджетом,
бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных
ассигнованиях, допускается главными
распорядителями, распорядителями бюджетных
средств, финансовыми и другими уполномоченными
органами субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, то есть
на этапах распределения и доведения бюджетных
средств до их получателей.
Нарушения условий
получения бюджетных средств, определенных
сметой доходов и расходов, допускаются
иными получателями бюджетных средств:
Направление и использование
бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным
распоряжениями Президента РФ, постановлениями
и распоряжениями Правительства РФ, приказами
министерств, носящими нормативно- правовой
характер, соглашениями, контрактами,
договорами и иными документами, принятыми
или заключенными в соответствии с нормативно-правовыми
документами.
При этом, как
правило, нецелевое использование допускается
в случаях, когда бюджетные средства направляются
и используются без сметы доходов и расходов
или при их отражении в смете, но при нарушении
дополнительных условий, определенных
указанными документами.
Такие случаи
нецелевого использования средств федерального
бюджета и государственных внебюджетных
фондов наиболее часто встречаются при
использовании субсидий и субвенций в
субъектах РФ и муниципальных образованиях
и, в частности, при использовании средств,
направленных на реализацию приоритетных
национальных проектов.
В настоящее время из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ направляются субвенции и субсидии по десяткам направлений их целевого расходования. Особенно много средств направлено в рамках реализации национальных проектов. И уже сейчас видно, что имеются случаи их нецелевого использования. Перед Росфиннадзором поставлены задачи по выявлению таких случаев и принятию мер принуждения. Если по выполнению первой задачи существует ясность и определенность, то выполнение второй задачи затруднено из-за отсутствия механизма применения мер принуждения для организаций регионального и муниципального уровня, которые получают средства федерального бюджета от финансовых органов или иных органов исполнительной власти субъекта РФ. Порядок бесспорного списания субвенций и субсидий из федерального бюджета, использованных не по целевому назначению, находится в стадии разработки, а сокращение лимитов бюджетных обязательств в этих случаях неприемлемо по причине того, что средства проходят через бюджет субъекта РФ, и их получатели не имеют лимитов на средства федерального бюджета.
Отдельные направления расходования (особенно вводимые в практику впервые) имеют недостаточную регламентацию, что приводит к случаям, когда получатели средств федерального бюджета, пользуясь "белыми пятнами" в порядке расходования средств, направляют их на решение задач, которые не были предусмотрены при их выделении.
Так, из федерального бюджета по отдельному распоряжению Правительства РФ выделялись средства бюджетам субъектов РФ на подготовку объектов коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2010-2011 гг. Порядок расходования этих средств не был определен, а целевое назначение не конкретизировано. В отдельных регионах истолковали целевое назначение по-своему и направили полученные средства на погашение задолженности муниципальных образований перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, образовавшейся в результате невыполнения обязательств по финансированию расходов по предоставлению льгот ветеранам труда, предусмотренных региональными и муниципальными нормативными правовыми документами.
Финансирование льгот,
предоставляемых ветеранам
Нецелевое использование кредитных средств и бюджетных ассигнований часто происходит в результате злоупотреблений или прямой корыстной заинтересованности должностных лиц (чаще всего - региональных органов управления). Последние, распределяя централизованные льготные кредиты, раздают их не тем, кому они адресованы, а за взятки нужным людям, иногда - своим замаскированным коммерческим структурам. Такая практика имеет место, в частности, при распределении бюджетных ассигнований, выделяемых на поддержку фермерства, других приоритетных социально-экономических программ, развитие конкретных регионов, свободных экономических зон.
Бюджетные средства, выделяемые в виде льготных целевых кредитов, присваиваются чаще всего по такой схеме. С ведома, а иногда и с явной корыстной заинтересованностью должностных лиц, уполномоченных распределять эти средства, они раздаются не по назначению, не на цели, на которые были выделены, по произвольной процентной ставке, без предварительного просчета экономического состояния коммерческой структуры - получателя кредита, без контроля за целевым расходованием и своевременным погашением кредита. В итоге бюджетные средства тратятся не на развитие региона, выполнение конкретных экономических программ, а используются для обогащения коммерческих структур и покровительствующих им должностных лиц.
В качестве приоритетных направлений борьбы с нецелевым использованием бюджетных средств предлагается:
Заключение.
В заключение представляется необходимым отметить следующее:
В частности, необходимо:
Список литературы.
Нормативно-правовые акты: