Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:26, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности ответственности и выявление пробелов в бюджетном законодательстве. Достижение данной цели осуществлялось по средствам решения следующих задач:
Выявить проблему нецелевое использование бюджетных средств в системе бюджета РФ и найти пути ее решения
Изучить развитие бюджетной системы РФ
Проанализировать способы нарушения бюджетной дисциплины и найти пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Бюджет РФ………………………………………………………………4
Понятие бюджета и его структура…………………………………..4
Виды бюджетов……………………………………………………....7
Глава 2 Бюджетная дисциплина………………………………………………...9
Характеристика бюджетного законодательства……………………9
Нарушение бюджетной дисциплины. Причины нарушений…….11
Глава 3 Проблема нецелевого использования бюджетных средств и пути их решения…………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемой литературы…………………………………………...26
Структура бюджетного законодательства, определенная ст. 2 Бюджетного кодекса, дана в широком понимании слова "законодательство", поскольку сюда включены правовые акты местного самоуправления, которые в узком смысле слова, конечно, законами не являются.
На федеральном уровне действуют бюджетно-правовые нормы федерального уровня, на уровне субъекта Федерации - многие нормы федерального уровня, а также нормы субъекта РФ (региональные), на уровне местного самоуправления действуют бюджетно-правовые нормы федерального уровня, многие нормы субъекта Российской Федерации, а также бюджетно-правовые нормы местного уровня.
Многие финансовые отношения, в том числе и бюджетные, регулируются соглашениями, заключенными между Российской Федерацией и ее субъектами (их около 50). Такие соглашения впервые появились в Российской Федерации в переходный период. Они имели большое значение при осуществлении бюджетно-налоговой политики. В настоящее время заметна тенденция к снижению роли таких соглашений, и постепенно при реальном осуществлении принципа равенства субъектов, целостности России, провозглашенных Конституцией их, возможно, заменят конкретные договоры об инвестициях, займах и т. д.
2.2 Нарушения бюджетной дисциплины. Причины нарушений.
Бюджетная дисциплина - обязательный для всех участников бюджетного процесса порядок выполнения возложенных на них полномочий по надлежащему исполнению установленных бюджетным законодательством правил составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
В Бюджетном кодексе РФ разграничены права и обязанности участников бюджетного процесса. Несоблюдение бюджетной дисциплины означает совершение бюджетных правонарушений. Например, при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Нарушением бюджетного законодательства в соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного данным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что не все нарушения норм бюджетного законодательства формируют собой состав бюджетного правонарушения – некоторые такие нарушения не обеспечены возможностью применения финансово-правовой ответственности. Исполнение предписаний бюджетного законодательства, не подкрепленных мерами юридической ответственности, государство обеспечивает другими методами (например, мерами государственного принуждения, не являющимися мерами юридической ответственности).
Бюджетное правонарушение
(как разновидность
Каждое бюджетное
Элементами бюджетного правонарушения являются:
В более конкретном виде
(то есть применительно к конкретным
видам бюджетных
Субъективная сторона
бюджетного правонарушения – это
психическое отношение
Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).
Каждый элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.
Ответственность за финансовые правонарушения в бюджетной сфере предусмотрена бюджетным кодексом Российской Федерации. Принятие бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления правовых основ правопорядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства на определенном этапе сыграло важную роль. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации отражена в четвертой части (ст. 281-306) бюджетного кодекса.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает и основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Кодекс устанавливает ответственность за отдельные финансовые правонарушения. В некоторых случаях Бюджетный кодекс содержит конкретные санкции, а в ряде случаев - отсылочные нормы к административному и уголовному законодательству.
Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками:
Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:
При привлечении бюджетного правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели.
В рамках финансовой ответственности
ответственность за нарушения бюджетного
законодательства формирует особый
вид ответственности –
Бюджетно-правовая ответственность – это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю бюджетного законодательства мер юридической ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений имущественного характера..
Рассмотрение вопросов финансовой ответственности за бюджетные правонарушения в последнее десятилетие находится в поле внимания отечественной аналитической юриспруденции. Отметим, что в советской юридической науке обращалось внимание на меры ответственности, которые носили финансовый характер. В частности Р.О. Халфина указывала на наличие специфических санкций в области финансового права . Более того, предпринималась попытка дать общую характеристику финансово-правовых санкций и их особенностей . Вместе с тем указанная проблема пока не нашла исчерпывающего исследования. Более того, выделение финансово-правовой ответственности, как самостоятельного вида ответственности, сопровождалось целым рядом досадных недоразумений и "неопределенностей, которые и сейчас имеют место". Так, в связи с изменением экономической и политической модели развития нашего общества, и сопряженным с указанными процессами бурным развитием налогового права, возникла объективная необходимость переосмысления места и роли финансового права в правовой системе, а как отмечается отдельными исследователями - и его структуры . Как отмечается, это, среди прочего, породило теории об отсутствии рассматриваемого вида юридической ответственности и "о существовании лишь административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства". Так, Д.Н. Бахрах пишет, что ответственность за административные правонарушения предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права, и, в частности, финансового права . Как известно, неплодотворность такого подхода в настоящее время показана в финансово-правовой литературе.
Кроме того, нельзя не согласиться с М.В. Карасевой, когда она отмечает, что выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности как раз и связанно с бурным развитием финансового законодательства. Ю.А. Крохина отмечает, что финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - "снизу вверх", поскольку, например, более детальную разработку получает налоговая ответственность и существенные перспективы развития имеет ответственность за нарушения бюджетного законодательства .
Глава 3 Проблема нецелевого использование бюджетных средств и пути их решения.
Выявление фактов нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, привлечение нарушителей к ответственности имеют наиболее существенное значение. Этот вид нарушения бюджетного законодательства выделен особо, не только в бюджетном кодексе, но и в кодексе об административных правонарушениях, уголовном кодексе.
Бюджетный кодекс (ст. 289)
предусматривает наложение
В соответствии
со статьями 285.1, 285.2 Уголовного кодекса
РФ расходование бюджетных средств и средств
государственных внебюджетных фондов
должностным лицом получателя на цели,
не соответствующие условиям их получения,
совершенное в крупном размере (более
1 500 000 рублей), наказывается:
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (свыше 7 500 000 рублей), наказывается:
Наложение штрафов на
нарушителей бюджетного законодательства
осуществляется непосредственно сотрудниками
Росфиннадзора, бесспорное взыскание
или, в настоящее время сокращение лимитов
бюджетных обязательств применяется Росфиннадзором
через Минфин России. Материалы проверок,
в которых зафиксированы признаки уголовно
наказуемых деяний, направляются в правоохранительные
органы.
В распоряжении
сотрудников Росфиннадзора имеется довольно
существенный набор инструментов воздействия
на нарушителей бюджетного законодательства,
допустивших нецелевое использование
бюджетных средств и средств государственных
внебюджетных фондов. Однако применение
всех этих мер требует предельной внимательности
и осторожности в связи с тем, что действующее
законодательство слишком лаконично определяет
понятие нецелевого использования средств.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса
нецелевое использование бюджетных средств
выражается в направлении и использовании
их на цели, не соответствующие условиям
получения указанных средств, определенным
утвержденным бюджетом, бюджетной росписью,
уведомлением о бюджетных ассигнованиях,
сметой доходов и расходов либо иным правовым
основанием их получения. Примерно такие
же формулировки приведены в Кодексе об
административных правонарушениях и в
Уголовном кодексе.