Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа
Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики. Развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность государства.
По целевому назначению общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом:
капитальные вложения – 3 539,8 млрд. рублей, из них субсидии бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог - 316,6 млрд. рублей;
расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 26,2 млрд. рублей;
расходы на прочие нужды - 1032,2 млрд. рублей;
средства Инвестиционного фонда РФ - 85,3 млрд. рублей
Согласно расчетам, приведённым в Приложении В, по ФЦП "Модер-низация транспортной системы России (2002-2010 годы)" в бóльшей степени финансируются автомобильные дороги (52,73 %), железнодорожный транспорт (25,39 %), морской транспорт (9,61 %) и гражданская авиация (7,13 %). Финансирование остальных видов транспорта происходит в незначительной степени. Представим данные сведения на рисунке 4.
Рисунок 4 – Доля финансирование отдельных видов транспорта в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", %
Рассматривая денежный поток по годам, видно, что основная масса финансирования приходится на 2008-2009 годы.
Реализация мероприятий ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" позволит в 2009 году увеличить по сравнению с уровнем 2000 года грузооборот железнодорожного транспорта в 1,6 раза, пассажирооборот транспортной авиации - в 2,3 раза. Объем перевалки грузов в российских морских портах увеличится почти в 2,8 раза и достигнет 515 млн. тонн в год /10/.
Общий объем финансирования мероприятий ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" составляет 13 484 млрд. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе:
за счет средств федерального бюджета – 4 651 млрд. рублей (34,49 %);
за счет средств бюджетов субъектов РФ - 614,6 млрд. рублей (4,56 %);
за счет средств внебюджетных источников – 8 218,4 млрд. рублей (60,28 %), в том числе 1000 млрд. рублей за счет введения инвестиционной составляющей в железнодорожные тарифы.
Рисунок 5 - Финансирование ФЦП " Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", млрд. рублей
По целевому назначению общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом:
капитальные вложения составляют 13 446,3 млрд. рублей, в том числе субсидии бюджетам субъектов РФ на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог - 440 млрд. рублей;
расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 19,7 млрд. рублей;
расходы на прочие нужды - 18 млрд. рублей
Согласно расчетам, приведённым в Приложении В, по ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" в бóльшей степени финансируются железнодорожный транспорт (46,53 %) и автомобильные дороги (32,20 %). Финансирование остальных видов транспорта происходит в значительно меньшей степени. Представим данные сведения на рисунке 6.
Рисунок 6 – Доля финансирование отдельных видов транспорта в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", %
Рассматривая денежный поток по годам, видно, что основная масса финансирования также приходится на 2008-2009 годы /11/.
ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" поспособствует достижению в 2015 году следующего:
транспортная подвижность населения РФ достигнет 8616 км на 1 человека в год;
объем экспорта транспортных услуг достигнет 23,4 млрд. долларов США;
объем транзитных перевозок достигнет 42,7 млн. тонн в год;
прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, составит 2,3 тыс. единиц;
объем перевалки грузов в морских портах достигнет 774 млн.тонн в год;
доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, сократится до 0,5 %;
доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 48,6 %;
доля протяженности внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части РФ, сократится до 14 %.
Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года будет проходить в два этапа:
Первый этап (до 2015 года) – завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования и расшивки узких мест и переход к ее системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям.
Второй этап (2016 - 2030 годы) – интенсивное, инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного пути развития России.
Этап завершения модернизации транспортной системы и создания основы для дальнейшего развития (до 2015 года) базируется на результатах реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и ориентирован на решение задач, поставленных в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и других действующих программ и включает в себя:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок;
обновление парков транспортных средств, состава морского, речного и воздушного флота;
совершенствование технологических процессов.
Эти задачи направлены на ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Этап интенсивного инновационного развития транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентирован-ного пути развития России (2016-2030 годы) включает в себя:
создание конкурентного рынка конкурентоспособных транспортных услуг для обеспечения потребностей интенсивного, в том числе, инновационного развития экономики и улучшения качества жизни населения;
повышения конкурентоспособности, производительности и рентабельности транспортных систем;
выход на мировой уровень технологического и технического развития транспорта;
создание резервов, необходимых для обеспечения ускоренного развития транспортной системы и повышения ее конкурентоспособности, эффектив-ности и качества транспортного обслуживания, создания инфраструктурных условий для развития новых "точек" экономического роста в стране;
расширение опорной транспортной сети;
реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках ЕврАзЭС и с другими государствами;
диверсификацию направлений экспортных поставок российских углеводородов;
повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения, превращение логистических транспортных центров в управляющие элементы системы товародвижения.
Необходимым условием реализации Транспортной Стратегии на всех этапах является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте на основе формирования и отработки механизмов управления инвестициями, в том числе на условиях государственно-частного партнерства /8/.
2.3 Состояние транспортной системы Амурской области
Состояние и развитие дорожного хозяйства имеют для Амурской области исключительное значение и обеспечивают базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических и других показателей жизни.
В настоящее время сеть автомобильных дорог на территории области расположена крайне неравномерно, что вызвано исторически сложившимся развитием производительных сил и размещением населения.
По состоянию на 01.01.2009 года протяженность автомобильных дорог амурской области составляет 16 696,4 км, из них:
федерального значения – 1 487,6 км;
регионального значения – 6 197,4 км;
- количество мостов - 630 шт. общей протяженностью 19 995,52 п. м.;
- водопропускные трубы – 3 595 шт общей длиной 54 028,1 п. м.;
местного значения – 9 011,4 км.
На основании пункта 3 статьи 26.11 Федерального Закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на министерство экономического развития, промышленности и транспорта области возложены полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Амурской области.
Для управления дорожным хозяйством области было создано государственное учреждение управления автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор". В оперативном управлении данной организации находится 6 197,4 км автомобильных дорог общего пользования регионального значения и 19 996 погонных метров искусственных сооружения на них. Управляя областным дорожным хозяйством, ГУ "Амурупрадор " является государственным заказчиком на выполнение дорожных работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог общего пользования регионального значения.
Управление дорожным хозяйством области осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 8.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ ".
До 1 января 2008 года финансирование и распределение средств по дорожному хозяйству Амурской области осуществлялось на основании Закона Амурской области от 10.12.2002 года № 158-ОЗ "О территориальном дорожном фонде Амурской области". В данном законе закреплялись источники формирования фонда и основные направления расходования средств.
Законом запрещалось использование средств территориального дорожного фонда на содержание управленческих структур области и отвлечение средств на цели, не связанные с дорожным хозяйством области.
Доходы фонда на очередной финансовый год прогнозировались на основании данных налоговых служб и действующих нормативно-правовых актов РФ и Амурской области. Расходы фонда утверждались на заседании Правления территориального дорожного фонда области. Формировалась смета доходов и расходов территориального дорожного фонда на очередной финансовый год, которая консолидировалась в областном бюджете и утверждалась Законом Амурской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.
Исполнение сметы доходов и расходов Амурской области по транспорту и дорожному хозяйству, представленной в Приложении Г, в разрезе ведомс-твенной классификации расходов осуществлялась главным распорядителем бюджетных средств по дорожному хозяйству области ГУ "Амурупрадор".
Контроль за целевым использованием средств территориального дорожного фонда осуществлялся Контрольно-счетной палатой Амурской области.
Анализ деятельности территориального дорожного фонда показывает высокую точность прогнозирования доходов территориального фонда и зависимость расходов от несвоевременного финансирования. Отвлечение расходов территориального дорожного фонда на цели, не связанные с дорож-ной деятельностью, приводят к образованию кредиторской задолженности перед подрядными организациями за выполненные работы и оказанные услуги:
на 01.01.2006 года кредиторская задолженность составила 16 149 тыс. рублей при остатке средств фонда 30 403 тыс. рублей;
на 01.01.2007 года кредиторская задолженность составила 32 212 тыс. рублей при остатке средств фонда 31 577 тыс. рублей;
на 01.01.2008 года кредиторская задолженность составила 81 411 тыс. рублей при остатке средств фонда 71 714 тыс. рублей;
на 01.01.2009 г. кредиторская задолженность составила 14 164 тыс. руб.
С 01.01.2008 года отменен Закон о территориальном дорожном фонде Амурской области. Финансирование дорожного хозяйства производится в соответствии с общими положениями Бюджетного Кодекса РФ и ведомст-венной целевой программой "Повышение доступности услуг транспорта для субъектов экономики и населения области, развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципаль-ного) значения, относящихся к государственной собственности Амурской области, на 2009-2011 годы".
Согласно смете доходов и расходов дорожного хозяйства Амурской области, в 2006 и 2007 годах на дорожное хозяйство направлено больше денежных средств, чем поступило доходов за соответствующий период. В 2008 году в областной бюджет поступило налогов на сумму 982 273 тыс. рублей, на дорожное хозяйство направлено 718 784 тыс. рублей, остальные 263 489 тыс. рублей (982 273 – 718 784) направлены на другие цели, не связанные с дорожным хозяйством. По плановым показателям в 2009 году доходы также превышают расходы, как проиллюстрировано на рисунке 7.
Рисунок 7 – Исполнение сметы доходов и расходов дорожного хозяйства Амурской области, тысячи рублей
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2009 года № 12 "О нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и правилах их расчета" утверждены нормативы затрат для дорог пятой категории (в ценах 2008 года) по следующим направлениям:
Информация о работе Планирование финансирования отдельных отраслей реального сектора экономики