Планирование финансирования отдельных отраслей реального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики. Развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность государства.

Работа содержит 1 файл

Кур.План. фин-ния отдельных РСЭ.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

 

Средний уровень расходов федерального бюджета в 2007 - 2009 гг. составил 17,55 % ВВП, в том числе 19,49 % в 2009 году. Основными статьями расходов в этот период являются «Межбюджетные трансферты» (7,33 % ВВП), «Общегосударственные вопросы» (2,81 % ВВП) и «Национальная экономика» (2,61 % ВВП). В среднем на эти направления ежегодно расходовалось 35,6 %, 15,3 % и 12,2 % средств федерального бюджета соответственно.

Прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2007 - 2009 гг. в среднем составил 12,96 %, , в то время как реальный рост ВВП за этот период составил 12,06 %.

Средний уровень расходов на общегосударственные вопросы в 2007 - 2009 гг. составил 2,73 % ВВП, при этом после 2007 г. доля расходов по этому разделу в относительном выражении к ВВП сокращалась.

Основными направлениями расходования средств по разделу в течение рассматриваемого периода было обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора (доля в ВВП в 2009 г. – 0,54 %, доля в расходах по разделу – 20,11 %), обслуживание государственного и муниципального долга (доля в ВВП в 2009 г. – 0,49 %, доля в расходах по разделу – 17,31 %).

Расходы на финансирование национальной обороны в 2007 - 2009 гг. составили в среднем 1,84 % ВВП. По сравнению с 2007 г. расходы по этому разделу снизились с 2,54 % ВВП до 1,75 % ВВП. Основными направлениями расходования средств было финансирование Вооруженных сил Российской Федерации (доля в ВВП в 2009 г. – 1,4 %, доля в расходах по разделу – 79,9 %), прикладные научные исследования в области национальной обороны (0,03 % в ВВП, 1,91 % в расходах по разделу).

Средний уровень расходов на финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности в 2007 - 2009 гг. составил 1,72 % ВВП. В 2009 г. по сравнению с 2007 г. расходы по этому разделу снизились с 2,05 % ВВП до 1,86 % ВВП. Однако, по основным статьям расходов данного раздела наблюдается увеличение финансирования. Произошло увеличения финансирования органов внутренних дел (35,4 % расходов данного раздела) и системы исполнения наказаний (19,5 % расходов).

Расходы на финансирование национальной экономики в 2007 - 2009 гг. составили в среднем 2,17 % ВВП. В 2009 г. по сравнению с 2007 г. расходы по этому разделу увеличились на 0,4 % ВВП (с 2,21 % ВВП до 2,61 % ВВП). Ключевыми направлениями расходования средств на национальную экономику в течение рассматриваемого периода является финансирование дорожного хозяйства (доля в ВВП в 2009 г. – 0,68 %, доля в расходах по разделу – 25,92 %), транспорта (0,42 % в ВВП, 15,97 % в расходах по разделу).

Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в 2007 - 2009 гг. составили  0,41 % ВВП в среднем за период. К 2009 г. по отношению к 2007 г. расходы по этому разделу снизились на 0,7 % ВВП, причем основное снижение пришлось на 2008 год.

Расходы на финансирование образования в 2007 - 2009 гг. составили 0,87 % ВВП в среднем за период, в 2009 г. по отношению к 2007 г. расходы по этому направлению увеличились на 0,14 % ВВП.

В структуре расходов на образование направлениями расходов являются финансирование высшего и послевузовского профессионального образования (доля в ВВП – 0,78 %, доля в расходах по разделу – 77,78 %), среднего профессионального образования (0,09 % ВВП, 9,25 % в расходах), а также начального профессионального образования (0,04 % ВВП, 3,81 %).

Средний уровень расходов на финансирование культуры, кинематографии и средств массовой информации в 2007 - 2009 гг. составил 0,23 % ВВП. В течение всего рассматриваемого периода это значение оставалось практически неизменным.

Расходы на финансирование здравоохранения, физической культуры и спорта в 2007 - 2009 гг. составили 0,74 % ВВП в среднем за период. В 2009 г. по сравнению с 2007 г. расходы по этому разделу практически не изменились, значительное снижение финансирования данной статьи расходов по отношению к ВВП пришлось на 2008 г. (0,51 % от ВВП).

Расходы на финансирование социальной политики в 2007 - 2009 гг. составили 0,76 % ВВП в среднем за рассматриваемый период. Доля расходов по данной статье в ВВП несколько сократилась.

Средний уровень расходов на финансирование межбюджетных трансфертов в 2007 - 2009 гг. составил 6,23 % ВВП. К 2009 г. Расходы по данной статье значительно увеличились, основной рост пришёлся на 2009 г. (с 5,48 % до 7,33 % от ВВП).

Основными направлениями расходования средств по разделу в течение всего периода были трансферты бюджетам государственным внебюджетным фондам (доля в ВВП – 4,31 %, доля в расходах по разделу – 58,86%), а также субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (1,21 % в ВВП, 16,48 % в расходах) и дотации бюджетам других уровней (1,06 % в ВВП, 14,46 % в расходах).

Представим на рисунке 1 долю финансирования Национальной эконо-миики в общей сумме расходов федерального бюджета РФ на 2007-20011 года.

Рисунок 1 – Доля финансирования Национальной экономики в общей сумме расходов федерального бюджета РФ на 2007-2011 года, млрд. рублей

 

              Согласно приведённым данным доля расходов на финансирование Национальной экономики в совокупном объеме расходов федерального бюджета постоянно увеличивается, что подтверждается представленным графиком. Однако, такое структурное соотношение также зависит и от снижения финансирования по отдельным статьям расходов (Общегосударственные вопросы, Национальная оборона) или практически неизменного уровня расходов (Охрана окружающей среды, Здравоохранение, физическая культура и спорт).

Рассмотрим распределение бюджетных ассигнований по подразделам раздела "Национальная экономика" классификации расходов федерального бюджета на 2007-2009 года в таблице 2 /12/, /13/, /14/.

Таблица 2 – Структура распределение бюджетных ассигнований по подраз-делам раздела "Национальная экономика" классификации расходов ФБ на 2007-2009 года

В процентах

Наименование статей

2007 год

2008 год

2009 год

в ВВП

в общей сумме

в ВВП

в общей сумме

в ВВП

в общей сумме

 

Национальная экономика, в т.ч.:

2,21

100

1,69

100

2,61

100

1

общеэкономические вопросы

0,03

1,38

0,03

1,57

0,04

1,43

2

топливно-энергетический комплекс

 

0,04

1,74

 

0,04

2,09

 

0,06

2,13

3

исследование и использование космического пространства

 

0,03

1,24

0,03

1,78

 

0,05

2,07

4

воспроизводство минерально- сырьевой базы

0,06

2,83

 

0,05

3,25

 

0,06

2,22

5

сельское хозяйство и рыболовство

0,08

3,71

0,10

6,11

0,09

3,41

6

водные ресурсы

0,04

1,92

0,02

1,39

0,04

1,40

7

лесное хозяйство

0,02

0,68

0,02

1,05

0,02

0,74

8

транспорт

0,66

29,94

0,23

13,85

0,42

15,97

9

дорожное хозяйство

0,00

-

0,40

23,84

0,68

25,92

10

связь и информатика

0,09

3,93

0,05

2,89

0,09

3,62

11

прикладные научные исследо-вания в области нац-ой эк-ки

 

0,18

8,33

 

0,16

9,68

 

0,30

11,33

12

другие вопросы в области национальной экономики

 

0,98

44,30

 

0,55

32,49

 

0,78

29,76

 

Как уже отмечалось выше, средний уровень расходов федерального бюджета в 2007 - 2009 гг. составил 2,17 % ВВП. В 2009 г. по сравнению с 2007 г. расходы по этому разделу увеличились на 0,4 % ВВП (с 2,21 % ВВП до 2,61 % ВВП). Ключевыми направлениями расходования средств на национальную экономику в течение рассматриваемого периода является финансирование дорожного хозяйства (доля в ВВП в 2009 г. – 0,68 %, доля в расходах по разделу – 25,92 %), транспорта (0,42 % в ВВП, 15,97 % в расходах по разделу). На эти направления ежегодно расходовалось 29,94 %, 37,69 % и 41,89 % средств статьи расходов федерального бюджета "Национальная экономика" соответственно.

Более подробные данные бюджетных ассигнований по подразделам статьи расходов "Национальная экономика", а также расчеты динамики и структуры представлены в Приложении А.

Представим на рисунке 2 долю финансирования основных статей расходов (транспорт и дорожное хозяйство) подраздела "Национальная экономика" федерального бюджета РФ на 2007-20011 года.

Рисунок 2 – Доля финансирования основных статей расходов (транспорт и дорожное хозяйство) подраздела "Национальная экономика" федерального бюджета РФ на 2007-2011 года, млрд. рублей

 

Согласно приведенным данным и представленному графику финансирование транспорта и дорожного хозяйства  на всём рассматриваемом периоде является приоритетным подраздела "Национальной экономики" и постоянно увеличивается.

1.2 Поддержка отдельных отраслей экономики в условиях кризиса

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Основная проблема российской экономики - очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

Правительство РФ намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач /7/.

Правительство реализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений в отдельных секторах экономики:

   имеющих значительный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство);

   важных, с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс, торговля продовольствием и лекарственными средствами);

   ключевых с позиции обеспечения обороноспособности страны (ОПК);

   обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (ТЭК, транспорт).

Комплекс мероприятий Правительства РФ по поддержке реального сектора экономики в 2009 году представлены в Приложении Б.

Утверждённым комплексом мер по поддержке реального сектора экономики приняты необходимые решения, направленные на обеспечение стабильной работы и развития отраслей, наиболее значимых для роста экономики и благосостояния людей /2/.

1.3 Методы планирования бюджетных расходов

При планировании бюджетных расходов используются два основных метода: нормативный и программно-целевой.

Нормативный метод используется при планировании расходов на  бюджетные мероприятия. Нормативы устанавливаются законом или подзаконными актами и являются основой для составления смет бюджетных учреждений.

Нормативы могут быть в виде денежного выражения натуральных показателей, удовлетворяющих социальные потребности. Например, норматив на питание одного ребенка в учреждении дошкольного образования в день.

Другим видом нормативов являются нормы индивидуальных выплат. В качестве примера может служить тарифные ставки оплаты труда работников бюджетной сферы согласно Единой тарифной сетки: 1 разряд ЕТС – 4330 рублей в месяц ( по состоянию на апрель 2009).

Третьей группой нормативов являются нормы расходов и потребления соответствующих услуг в виде физических показателей. Лимиты потребления энергии, лимиты потребления воды и др.

На основании натуральных показателей и финансовых нормативов составляются бюджетные сметы расходов.

Сметы могут быть индивидуальными – для отдельных учреждений, общие – для групп однородных учреждений. Сметы по централизованным мероприятиям составляются по однородным расходам для группы учреждений. Например, смета расходов на приобретение компьютерной техники для сельских школ России.

Смета должна отражать:

   реквизиты организации;

   свод расходов (фонд заработной платы, ЕСН, материальные затраты, оплату услуг, расходы на приобретение оборудования);

Информация о работе Планирование финансирования отдельных отраслей реального сектора экономики