Этапы развития бюджетной системы Республики Узбекистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:23, реферат

Описание работы

Государственный бюджет Узбекистана после выхода из Союза, отражал динамику экономических процессов переходного периода. Правительством были определены и широко задействованы рыночные механизмы и приоритеты структурной перестройки, реализация которых обеспечивалась скоординированными действиями финансовых институтов.

Содержание

1. Преобразование бюджетной системы и бюджетов бюджетной системы Узбекистана в ходе рыночного реформирования 2
2. Фискальный этап в развитии государственного бюджета Узбекистана 4
3. Неинфляционный этап развития госбюджета, направленный на стабилизацию макроэкономической ситуации 7
4. Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами 10

Работа содержит 1 файл

Этапы развития бюджетной системы Республики Узбекистан.docx

— 90.84 Кб (Скачать)

в структуре расходов на социальную защиту населения наблюдается тенденция сокращения расходов на социально-значимые услуги для населения и некоторого увеличения расходов, связанных с выплатой пособий семьям с детьми и малообеспеченным семьям.

сокращение расходов на экономику (вмешательство государства в экономику) при увеличении расходов на централизованные инвестиции (финансирование капитальных вложений) является характерным для госбюджетов стран с рыночной экономикой. Бюджетная политика данного этапа развития ориентирована на: сокращение безвозмездного финансирования отраслей национальной экономики; увеличение централизованных инвестиций; развитие высокоэффективных производств с привлечением в эту сферу частного и иностранного капитала; развитие рыночной инфраструктуры;

глубокие изменения происходят в структуре капитальных вложений: начиная с 1999 года, капитальные вложения направляются в основном на строительство социальных объектов, транспортную инфраструктуру и развитие коммуникаций, приоритетами финансирования становятся Национальная программа подготовки кадров и Государственная программа реформирования системы здравоохранения;

Таким образом, в 1995-2003 годах  госбюджет становится важнейшим  инструментом реализации экономических и социальных реформ и финансовой стабилизации.

 

    1. Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами

Предпосылки нового этапа  в развитии государственного бюджета  были заложены принятием Постановления  Кабинета Министров «О мерах по подготовке к реализации Проекта «Реформа управления государственными финансами» основными целями которого являются: совершенствование управления государственными финансами; обеспечение эффективного расходования бюджетных средств посредством перехода на казначейскую систему исполнения государственного бюджета; совершенствование процесса подготовки государственного бюджета.

Программно-целевой метод  бюджетного планирования предполагает поэтапный переход от сметного принципа планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на результаты.

 

 

Финансовую поддержку  проекта «Реформы управления государственными финансами» осуществляли Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и правительство Японии, предоставившее грант на разработку функциональной и технической структуры информационной системы Казначейства.

В 2007 году Постановлением3 Президента Узбекистана утверждены меры по реализации проекта «Реформы управления госфинансами» совместно с новым участником проекта - Азиатским банком развития.4 Конечная цель стратегии реформы управления государственными финансами (УГФ) - усовершенствовать контроль над системой УГФ в Республике Узбекистан. Промежуточная цель заключается в модернизации ключевых процессов в системе УГФ путем:

    • создания современной централизованной казначейской системы;
    • введения современной, полноохватной и единой бюджетной и учетной системы, включая новую бюджетную классификацию и новый план счетов бухгалтерского учета;
    • внедрения среднесрочной бюджетной стратегии (СБС) и программного бюджетирования.
    • Поэтапное достижение соответствия с МСБУГС и «Руководством по статистике государственных финансов» МВФ (РСГФ) 2001 г. планируется завершить до 2018 г.

Принятие Олий Мажлисом Республики Узбекистан 26 августа 2004 года Закона «О казначейском исполнении Государственного бюджета» положило начало переходу на казначейскую систему исполнения бюджета.

Основой перехода на программно-целевой  метод формирования бюджета явились  разработка и планомерная реализация экономических, социальных и прочих государственных программ, финансирование которых осуществляется, в том  числе, за счет средств государственного бюджета.

Планируется, что новая  система бухгалтерского учета заменит  существующую систему, которая является фрагментированной: некоторые части системы работают по кассовому методу, а некоторые по устаревшему методу начислений.

Выгоды реформы бухгалтерского учета: усовершенствованная финансовая отчетность; улучшенное управление активами и пассивами и измерение эффективности; устойчивость мер налогово-бюджетной политики; повышение степени финансовой прозрачности; укрепление основ системы бухгалтерского учета затрат в субъектах системы государственного управления и для бюджетной системы органов государственного управления и их субъектов.

В рамках мероприятий Стратегии  реформы Министерство финансов планирует:

    • последовательно увеличивать степень и глубину информации по бюджету, подлежащей раскрытию для общественности;
    • выработать четкие законодательные и институциональные разделители между различными уровнями системы государственного управления, используя более стабильные и предсказуемые критерии в качестве основы для определения трансфертов и долей доходов для региональных и местных органов государственного управления. Внедрение программного бюджетирования окажет существенное воздействие на распределение обязанностей по расходам между центральными и местными органами власти;
    • внесение изменений и поправок в законодательную базу, в Закон «О бюджетной системе», затем в Закон «О казначейском исполнении Государственного бюджета», с тем, чтобы учесть опыт поэтапного внедрения Казначейства и рассмотреть вариант сведения обоих законов в один законодательный акт по государственным финансам.

 

В целях расширения источников неинфляционного покрытия дефицита государственного бюджета и эффективного использования свободных ресурсов хозяйствующих субъектов Кабинетом Министров РУз 10.01.2004 г. принято Постановление № 11 «О выпуске государственных среднесрочных казначейских обязательств Республики Узбекистан», в соответствии с которым с 2004 года Министерство финансов Республики Узбекистан осуществляет выпуск государственных среднесрочных казначейских обязательств Республики Узбекистан.

С 2005 года Государственный  бюджет Узбекистана исполняется  с профицитом, размер которого в 2005 году составил 0,1 процента к ВВП и возрос до 0,4 процента к ВВП в 2012 году.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Республики Узбекистан от 08.12.1992 г.
  2. Закон РУз «О бюджетной системе» от 14.12. 2000 г., № 158-II.
  3. Закон РУз «О казначейском исполнении Государственного бюджета» от 26.08. 2004 г., № 9.
  4. Указ Президента РУз «О введении компенсационных выплат населению Республики Узбекистан» от 31.08.1994 г. № УП-940.
  5. Постановление Президента РУз «О мерах по реализации проекта «Реформа управления государственными финансами» с участием Азиатского банка развития от 01.11.2007 г., № ПП-721
  6. Доклад Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год. 29.01.2010 г. http://www.press- service.uz
  7. Каримов И.А. Узбекистан – собственная модель перехода на рыночные отношения. – Т.: Узбекистан, 1993.
  8. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. – Т.: Узбекистан, 2009.
  9. Срожиддинова З.Х. Бюджетная система Республики Узбекистан: Учебник - Т.: «infoCOM.UZ», 2010.
  10. Ваҳобов А.В., Маликов Т.С. Молия: Дарслик. – Т.: «Ношир», 2012.
  11. Ибрагимов А.К., Сугирбаев Б.Б. Бюджетный контроль и аудит: Учебное пособие - Т.: «infoCOM.UZ», 2010.
  12. Интернет сайты:
    • Официальный интернет-сайт Министерства финансов Узбекистана: www.mf.uz
    • Официальный интернет-сайт Государственного Налогового администрации комитета Узбекистана: www.sta.gov.ua

 

1 Указ Президента РУз «О введении компенсационных выплат населению Республики Узбекистан» от 31.08.1994 г. № УП-940.

2 Закон РУз «О бюджетной системе» от 14.12.2000 г. № 158-II, ст. 9, 20.

3 Постановление Президента РУз «О мерах по реализации проекта «Реформа управления государственными финансами» с участием Азиатского банка развития от 01.11.2007 г., № ПП-721

4 http://www.adb.org/Documents/RRPs/UZB/41041-UZB-RRP.pdf (стр.33)

 


Информация о работе Этапы развития бюджетной системы Республики Узбекистан