Этапы развития бюджетной системы Республики Узбекистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:23, реферат

Описание работы

Государственный бюджет Узбекистана после выхода из Союза, отражал динамику экономических процессов переходного периода. Правительством были определены и широко задействованы рыночные механизмы и приоритеты структурной перестройки, реализация которых обеспечивалась скоординированными действиями финансовых институтов.

Содержание

1. Преобразование бюджетной системы и бюджетов бюджетной системы Узбекистана в ходе рыночного реформирования 2
2. Фискальный этап в развитии государственного бюджета Узбекистана 4
3. Неинфляционный этап развития госбюджета, направленный на стабилизацию макроэкономической ситуации 7
4. Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами 10

Работа содержит 1 файл

Этапы развития бюджетной системы Республики Узбекистан.docx

— 90.84 Кб (Скачать)

Этапы развития бюджетной системы

Республики  Узбекистан.

 

 

Оглавление

 

1. Преобразование  бюджетной системы и бюджетов  бюджетной системы Узбекистана  в ходе рыночного реформирования 2

2. Фискальный  этап в развитии государственного  бюджета Узбекистана 4

3. Неинфляционный  этап развития госбюджета, направленный  на стабилизацию макроэкономической  ситуации 7

4. Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами 10

 

 

 

 

 

 

1. Преобразование бюджетной системы и бюджетов бюджетной системы Узбекистана в ходе рыночного реформирования

 

Узбекистан объявил независимость  в сентябре 1991 года, в этой связи  отчет об исполнении Государственного бюджета Узбекистана на 1991 год  составлялся как на союзную республику. Вместе с тем появившиеся в отчете новые статьи доходов явились свидетельством произошедших политических изменений. Основную часть доходов госбюджета обеспечили: возмещение республике части чистого дохода (21,3% от всех доходов бюджета), фонд поддержки розничных цен (16%), налог с оборота (14,7%) и налог на прибыль (11,6%). В отчете еще отсутствуют статьи расходов на оборону, внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность.

Узбекистан, объявив себя суверенным государством, определил  программу вывода государства из состояния кризиса, экономически и политически независимого, сильного демократического государства.

Государственный бюджет Узбекистана после выхода из Союза, отражал динамику экономических процессов переходного периода. Правительством были определены и широко задействованы рыночные механизмы и приоритеты структурной перестройки, реализация которых обеспечивалась скоординированными действиями финансовых институтов.

Вводятся жесткие финансовые ограничения, в соответствии с которыми доходы, расходы и размер дефицита госбюджета регулировались в соответствии с динамикой ВВП. Темпы роста расходов на социальную сферу зависели от темпов роста общих расходов.

Узбекистан в своем  развитии прошел следующие этапы (схема 1):

    1. Фискальный (1991 - 1995 гг.);
    2. Не инфляционный - направленный на стабилизацию макроэкономической ситуации (с 1996 - 2003 гг.);
    3. Развития государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами (с 2004 года).

 

Схема 1. Этапы развития Государственного бюджета Узбекистана и их важнейшие задачи

 

  

2. Фискальный этап в развитии Государственного бюджета Узбекистана

 

Первый этап был достаточно тяжелым, так как формирование бюджета  государства, переходящего от командной плановой экономики к рыночной, осуществлялось в условиях экономического кризиса - резкого снижения валового внутреннего продукта, что повлекло за собой снижение доходов в госбюджет. Неэффективная структура доходов и расходов явились причинами бюджетного кризиса.

Задача бюджета заключалась  в обеспечении государства средствами для осуществления необходимых расходов в условиях экономических, политических и социальных преобразований, создании условий для стабилизации и дальнейшего развития национальной экономики.

 

 

Бюджетное реформирование на данном этапе предполагало решение  следующих важных задач:

    • разработку нового бюджетного законодательства;
    • создание налоговой системы;
    • реструктуризацию расходной части бюджета;
    • сбалансированность доходов и расходов бюджета.

В доходной части государственного бюджета произошли следующие  изменения:

Вместо налога с оборота (НСО) и налога с продаж в 1992 году вводится налог на добавленную стоимость (НДС).

С 1992 года вводятся акцизы. НДС  и акцизы становятся основными доходными источниками государственного бюджета, поступления по которым составили более 50% в общих доходах бюджета.

Налог на доход предприятий. До 1992 года взимался налог на прибыль, совместно с платой за фонды и  трудовые ресурсы. При высоком уровне инфляции в результате либерализации цен возможность эффективного использования налога на прибыль была исключена. Значительная часть дохода в этих условиях шла бы на формирование фонда оплаты труда, и налогооблагаемая база была бы неустойчивой.

В 1995 году был отменен  еще ряд налогов:

    • на сырьевые ресурсы, вывозимые за пределы республики;
    • на лесной доход;
    • изъятие в бюджет 20% от начисленной амортизации.

Таким образом, фискальный период характеризовался высокими ставками налогообложения и широкой налогооблагаемой базой, что сдерживало развитие производства в республике, не отвечало требованиям создания условий для экономической стабилизации, увеличения объемов производства и стимулирования предпринимательской деятельности в республике. Вводившиеся многочисленные льготы не сыграли серьезной роли в расширении производства и развитии предпринимательской деятельности, в большей степени они способствовали уклонению от уплаты налогов.

С 1992 года в Государственном  бюджете Узбекистана появляются доходы от разгосударствления и приватизации государственной собственности.

 

Этапы приватизации государственной собственности

 

Доходы от разгосударствления и приватизации государственной  собственности направлялись в бизнес-фонд, на развитие инфраструктуры в виде централизованных инвестиций, поскольку объем государственных инвестиций в этот период резко сократился.

Важнейшей задачей бюджетной  политики данного этапа являлось осуществление мер по предупреждению социальных последствий резкого повышения цен на социально-значимые товары в результате перехода на свободные, не регулируемые государством рыночные цены. В Узбекистане эти меры включали в себя компенсационные выплаты1 населению за счет средств республиканского бюджета, Фонда социального страхования, Фонда содействия занятости и собственных средств предприятий, что позволило обеспечить социальную защиту уязвимых слоев населения, сохранить социальную стабильность в стране.

Таким образом, на первом этапе  реформирования (1991-1994 гг.) приоритетными направлениями расходов бюджета становятся социальные расходы, включая социальную поддержку населения, развитие отраслей продовольственного комплекса, оказание финансовой поддержки предприятиям добывающих отраслей, возмещение ценовых издержек производителям товаров народного потребления и потребительских услуг.

В 1994 году Правительством Узбекистана было принято решение о введении новой схемы предоставления социальной помощи семьям с низкими доходами - через махалли (органы самоуправления граждан). Начиная с 1997 года, через махалли стали распределяться в том числе и детские пособия. Адресность пособий направлена на обеспечение эффективности регулирования уровня жизни населения, в частности, семей с низкими доходами.

Институциональные, структурные  и правовые изменения в сфере  реформирования Государственного бюджета независимого Узбекистана на фискальном этапе включают следующие моменты:

первыми нелегкими шагами Узбекистана по пути экономической и политической независимости были институциональные и правовые изменения;

принятие государственного бюджета и придание ему силы закона в независимом Узбекистане являются прерогативой парламента государства - Олий Мажлиса, где был образован Комитет по вопросам бюджета, банков и финансовым вопросам;

с 1992 года Госбюджет Узбекистана - не составная часть Государственного бюджета СССР, а бюджет независимого государства;

в бюджетной системе Узбекистана отсутствуют сельские и поселковые бюджеты, которые имели место в советский период;

в 1992 году из госбюджета выделяется в самостоятельный бюджет иностранной валюты (в 1996 году по настоянию МВФ он был аннулирован как самостоятельный, а расходы консолидированы в госбюджете). В это же время появляются внебюджетные фонды целевого назначения;

с 1995 года формируется консолидированный бюджет Республики Узбекистан, который объединяет доходы и расходы республиканского бюджета, бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных (целевых)2 фондов - социального страхования, содействия занятости, Совета федерации профсоюзов, дорожного, Узгосфонда, воспроизводства материально-сырьевой базы и спецфондов местных органов самоуправления - с сохранением их целевой направленности.

3. Неинфляционный этап развития  госбюджета, направленный на стабилизацию  макроэкономической ситуации

Начало второго этапа бюджетного реформирования ознаменовано консолидацией в 1995 году средств госбюджета и внебюджетных фондов в единый консолидированный бюджет, что способствовало усилению финансового контроля за их формированием и распределением.

 

 

Проведение денежной реформы  с введением национальной валюты «сума», упорядочением денежного обращения и ужесточением денежно-кредитной политики создало условия для дальнейшего социально-экономического развития и роста. В переходный период финансовые потребности отраслей материального производства и социальной сферы значительно превышают реальные возможности государства по использованию создаваемого национального дохода. В этой связи основная задача финансовых органов заключалась в концентрации финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития не за счет увеличения расходов ценой роста бюджетного дефицита, а посредством рационального построения налоговой системы. Важным условием экономического роста также является ограничение бюджетного дефицита, внутреннего и внешнего государственного долга.

Важнейшими задачами второго  этапа реформирования являлись:

    • дальнейшее формирование бюджетного законодательства;
    • совершенствование налоговой системы и унификация системы налогообложения;
    • оптимизация расходов бюджета, в том числе, переход от практики безвозмездного финансирования отраслей национальной экономики к инвестированию;
    • формирование сбалансированного бюджета.

Развитие бюджетного законодательства характеризуется принятием следующих  законов и нормативных актов:

Указа Президента РУз «Об основных направлениях усиления стимулирующей роли налогов в Республике Узбекистан» от 30.11.1994 г. № УП-1014;

Налогового кодекса Республики Узбекистан (1997 г.) - основного документа, обеспечившего стабильный правовой фундамент налоговой политики, характеризующейся широкой системой льгот и гарантий для национальных и иностранных товаропроизводителей и инвесторов.

В 1999 году вводится новая  экономическая классификация, обеспечившая соответствие отчетности международным  стандартам и совместимости с  Системой национальных счетов, а также увеличившая аналитические возможности и гибкость в использовании бюджетных средств.

В 2000 году принимается Закон  Республики Узбекистан «О бюджетной  системе», упорядочивший управление бюджетной системой, государственным  бюджетом, взаимоотношения между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы, бюджетный процесс, контроль за исполнением бюджета и управление государственным долгом.

Важное значение в формировании единой системы доходов имело  введение в действие Налогового кодекса, который упорядочил налоговую систему, систематизировав действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, создал единую законодательную и нормативную базу для участников налоговых отношений, положив конец хаотичным изменениям в налоговом законодательстве.

Налогообложение имущества  юридических лиц в Узбекистане  приведено в соответствие с мировой практикой: взамен налогообложения имущества по первоначальной стоимости, введено налогообложение по среднегодовой остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Для производственных предприятий-экспортеров, в зависимости от доли экспорта в общем объеме реализации продукции, ставка налога на имущество снижается.

Оптимизация расходов бюджета. Мероприятия по совершенствованию  структуры государственного бюджета  на данном этапе развития бюджета  позволили усилить социальную направленность расходов, подготовить базу для перехода к программно-целевому методу планирования расходов, повысить роль местных бюджетов и обеспечить неинфляционный механизм финансирования дефицита государственного бюджета.

За период с 1995 по 2003 годы в структуре расходов бюджета  прослеживались следующие тенденции:

наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета занимали расходы на социальные цели (от 43% до 47%). Это связано с огромной значимостью отраслей данной сферы в жизнедеятельности и развитии общества;

Информация о работе Этапы развития бюджетной системы Республики Узбекистан