Экономическое содержание и особенности финансирования расходов по уровням бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена так же и тем, что развитие Российской Федерации как мировой державы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки управленческих кадров: руководитель и специалист любого уровня должен обладать достаточными знаниями, чтобы рационально используя имеющиеся ресурсы грамотно планировать и организовывать эффективную деятельность предприятия. Такие знания невозможно получить не уяснив такой раздел дисциплины «Финансы», как «Расходы бюджета».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета ………………...
1.1. Классификация расходов бюджета ……………………………………..
Глава 2. Характеристика расходов бюджета по уровням бюджетной системы ……………….....................................................................................
2.1. Расходы федерального бюджета ………………………………………..
2.2. Расходы бюджетов субъектов РФ ………………………………………
2.3. Расходы местных бюджетов …………………………………………….
Глава 3. Анализ расходов бюджета субъекта РФ ………………...……..
Заключение ………………………………………………………..…………
Список литературы …………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курс раб расх бюдж МОЯ.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

       - передача с местного уровня полномочий по финансовой поддержке сельскохозяйственного производства;

       - предоставление субвенций местным  бюджетам на осуществление учебного  процесса (включая выплату заработной  платы) в общеобразовательных школах;

       - передача с местного уровня полномочий по финансовому обеспечению школ-интернатов, домов ребенка, детских домов;

       - предоставление субвенций местным  бюджетам на выплату адресных  жилищных субсидий населению  в соответствии со стандартами и нормативами оплаты жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

       - передача с местного уровня  полномочий по финансовому обеспечению  платежей за неработающее население в систему обязательного медицинского страхования.

       Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. В бюджетах регионов значительную долю занимают ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство, транспорт). Необходимо увеличивать расходы на поддержку жилищно-коммунального хозяйства и тем самым уменьшить затраты населения на жилье.

       Бюджеты субъектов РФ обсуждается и утверждается законодательным органом субъектов  РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ получают права на использование  бюджетных средств. 
 
 

      2.3. Расходы местных бюджетов

 

       Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.

       Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

       Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города:

  • расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;
  • расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
  • расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
  • ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
  • иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

      Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

       В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
  • финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

       Органы  власти муниципальных образований  из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования, здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета.

       Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство - примерно треть всех расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование -67% (на дошкольное воспитание - 3%, начальное и общее среднее образование - 87%), на здравоохранение и физическую культуру - 55%, социальную политику - 49%, культуру и искусство - 45%. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства - 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи - 40%.

       Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до 80%.

       В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц и т. д.

       Размещение  муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

       Законом регламентируются взаимоотношения  местных органов власти с предприятиями (не договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, поддержание дорог в районе прилегающих к ним территорий.  В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.

       Местные бюджеты утверждаются представительными  органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки.

       Важное  значение местных бюджетов заключается  в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.  

Глава 3. Анализ расходов бюджета субъекта РФ 

       Общий объем расходов бюджета (Таблица  1) рассчитан исходя из уровня дефицита бюджета Московской области на 2008 год в размере 6,6 процента.

       Основным  приоритетом бюджетной политики Московской области в области  расходов на 2008 год является дальнейшее повышение жизненного уровня жителей Московской области. 

Таблица 1 Расходы бюджета Московской области  

Статьи  расходов 2007 г. 2008 г.
Расходы, всего 34657877 45731594
Государственное управление и местное самоуправление 1995304 1867534
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства 1971452 3545148
Фундаментальные исследования 60097 107247
Промышленность, энергетика и строительство 1039176 9225197
Сельское  хозяйство и рыболовство 155349 249024
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов 77425 132473
Транспорт, связь и информатика 2064972 2539123
Жилищно-коммунальное хозяйство 45240 34913
Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 245250 343992
Культура, искусство и кинематография 225590 285575
Средства  массовой информации 123131 118731
Здравоохранение и физическая культура 3555531 3224265
Социальная  политика 1567112 10703392
Обслуживание  государственного и муниципального долга 716523 1565450
Целевые бюджетные фонды 6876760 14288700
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 10213822 8349102
Дорожное  хозяйство 749874 847732
Прочие  расходы 421615 3837616
 
 
 
 

       Основная  часть прироста доходов бюджета  направлена, в первую очередь, на обеспечение средствами первоочередных социально-значимых расходов областного бюджета, общий объем которых составит в 2008 году 10 703 392 тыс. рублей. На обеспечение их источниками финансирования дополнительно потребуется по сравнению с 2007 годом 4 243 726 тыс. рублей. В целом на финансирование первоочередных социально-значимых расходов использовано около 35 % собственных доходов областного бюджета.

       К указанной группе расходов относится:

  • Выплата заработной платы работникам отраслей бюджетной сферы с учетом надбавки, введенной в текущем году и ее повышения в 2008 году (с 1 апреля 2008 года – на 10 процентов), на что в областном бюджете предусмотрено 3 293 694 тыс. рублей;
  • Выплата денежного содержания работникам правоохранительных органов, с учетом его повышения в текущем году. На указанные цели в 2008 году предусмотрено 2 142 391 тыс. рублей, что выше, чем на 2008 год на 1 028 865 тыс. рублей;
  • Расходы на выплату платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения Московской области. Общий объем указанных расходов составил 2 830 146 тыс. рублей и возрос по сравнению с 2007 годом более чем в 2 раза;
  • Расходы на выплаты социального характера увеличились более чем в 2 раза и составят 829 600 тыс. рублей, а с учетом средств на доплаты к пенсиям – 1 179 600 тыс. рублей.

       В 2008 году общий объем расходов на выплату заработной платы составил 6 268 209 тыс. рублей или около 17 процентов от объема расходов областного бюджета (без учета целевых бюджетных фондов). Объем средств на указанные цели возрос по сравнению с 1999 годом более чем в 4 раза.

       К данной группе расходов, как указано  выше, относятся мероприятия, связанные  с социальной поддержкой населения  Московской области, в том числе:

  • доплаты к пенсиям малообеспеченным пенсионерам. На эти цели направлено 372 974 тыс. рублей, что выше по сравнению с 2007 годом на 23 млн. рублей;
  • повышение в 2 раза пособий малообеспеченным студентам. На эти цели направлено 9,6 млн. руб., что выше по сравнению с 2007 годом на 6,4 млн. руб.;
  • в связи с повышением величины прожиточного минимума предлагается увеличить на 92,6 млн. руб. объем средств на реализацию Закона Московской области “О размере государственной социальной помощи", установив его в объеме 175,6 млн. руб.;
  • на рождение второго, третьего и последующих детей в сумме 15 млн. руб.;
  • на дополнительное ежемесячное пенсионное обеспечение за особые заслуги 4 646,4 тыс. рублей,
  • единовременные выплаты лицам 50 и 60 лет, состоящим в браке- 5,5 млн. рублей;
  • на реализацию Федерального закона “О ветеранах” направлено 90,8 млн. рублей, что выше 2007 года на 9,8 млн. рублей;
  • на выплату пособий на погребение согласно Федеральному Закону “О погребении”-14 млн.рублей;

Информация о работе Экономическое содержание и особенности финансирования расходов по уровням бюджетной системы РФ