Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса. Объектом работы является бюджетный процесс, предметом - бюджетный процесс в РФ.

Работа содержит 1 файл

По российскому законодательству бюджетный процесс.docx

— 204.76 Кб (Скачать)

                     Введение.

   Бюджетный процесс – совокупность  действий исполнительных и представительных  органов власти по разработке  и осуществлению финансово бюджетной  политики и управлению бюджетной  системой.

   Ведущую, определяющую роль в  формировании и развитии экономической  структуры любого современного  общества играет государственное  регулирование, осуществляемое в  рамках избранной властью экономической  политики.

   Актуальность темы определена  тем, что одним из наиболее  важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является  финансовый механизм - финансовая  система общества, главным звеном  которой является бюджетный процесс.

    В настоящее время много внимания  уделяется вопросам, связанным с  финансовым устройством государства,  внебюджетными фондами, государственным  долгом, бюджетным дефицитом, межбюджетными  отношениями. Особое внимание  уделяется государственному бюджету,  так как он представляет собой  главный финансовый документ  страны, определяющий многие параметры  ее развития на предстоящий  год и среднесрочную перспективу.  Поэтому разработка его показателей  важна для всех уровней власти  на всех этапах прохождения  расчетов.

   В ходе мобилизации в бюджет  средств и их использования  возникают финансовые отношения  между государством, налогоплательщиками  и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии  с финансово-бюджетной политикой,  разрабатываемой и осуществляемой  органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия исполнительных и представительных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов, лежащие в основе бюджетного процесса.

   Целью курсовой работы является  раскрытие сущности и структуры  бюджетного процесса. Объектом работы  является бюджетный процесс, предметом  - бюджетный процесс в РФ.

   Объектом курсового исследования  являются достоинства и недостатки  бюджетного процесса РФ. Предметом  исследования является совершенствование  бюджетного процесса РФ.

  Задачи  курсовой работы:

- дать  понятие бюджетного процесса  и определить его принципы;

- определить  полномочия участников бюджетного  процесса;

- рассмотреть  стадии бюджетн6ого процесса;

- выявить  достоинства и недостатки бюджетного  процесса;

- рассмотреть  пути совершенствования бюджетного  процесса Липецкой области.

   Правовой основой курсовой работы  является закон о бюджетном  процессе РФ, Бюджетный Кодекс  РФ, распоряжение Правительства  Российской Федерации.

 

              Теоретические основы бюджетного процесса

   Бюджетный процесс – совокупность  действий исполнительных и представительных  органов власти по разработке  и осуществлению финансово бюджетной  политики и управлению бюджетной  системой.

   С точки зрения финансового  права бюджетный процесс –  это регламентированная правовыми  нормами деятельность государства  по формированию, утверждению и  исполнению бюджета. 

   В рамках бюджетного процесса  имеется несколько ключевых понятий.  Понятие бюджетного года - это  календарный год, который состоит  из 12-ти месяцев, начинается с  1 января и завершается 31 декабря.  Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

   Бюджетный период - это время,  в течение которого проходят  все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный  период составляет 3,5 года. Соотношение  бюджетного периода и бюджетного  года: бюджетный период более  широкое понятие, чем бюджетный  год, бюджетный год равен всего  одной стадии бюджетного периода. 

   Средства, полученные бюджетными  учреждениями от предпринимательской  деятельности и не использованные  по состоянию на 31 декабря, зачисляются  в тех же суммах на вновь  открываемые соответствующим бюджетным  учреждением лицевые счета. Стадии  бюджетного процесса следуют  строго последовательно, и этот  порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз  работа с новым бюджетом начинается  снова, поскольку ежегодно изменяется  объем национального дохода государства,  по-разному перераспределяются средства  в зависимости от задач, решаемых  государством в данный период.

  Ежегодно  изменяются потребности в денежных  средствах каждой республики, области  и других субъектов РФ, органов  местного самоуправления в зависимости  от того, как будет развиваться  хозяйство и социальная сфера  данной территории в следующем  году. Однако порядок, предполагающий  последовательность стадий составления,  рассмотрения, утверждения бюджета,  исполнения бюджета, составления,  рассмотрения и утверждения отчета  об исполнении бюджета, остается  неизменным.

   В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

   Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается: - прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов; - приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы; - общий объём расходов; - верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга; - нормативная величина резервного фонда; - дефицит или профицит федерального бюджета; По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. в случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

1) Предоставить  законопроект в согласительную  комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);

2) Вернуть  в правительство на доработку; 

3) Поставить вопрос о доверии правительству.

   Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает: - приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; - бюджетные ассигнования по разделам; - программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; - программа государственно внутренних и внешних заимствований;

   В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

   После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.

   Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня в Российской Федерации, а также контроль за их исполнением, кроме Бюджетного кодекса РФ и вышеназванного Закона, регулируются также другими законами РФ, законами республик в составе РФ и решениями государственных органов власти субъектов РФ, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.

                         Стадии бюджетного процесса.

   Выделяют следующие стадии бюджетного процесса( представлены на рисунке 1):

-составление проектов бюджетов – подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

-утверждение проектов бюджетов – принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

-исполнение бюджетов – получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

-контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов – текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

                 Участники бюджетного процесса.

   Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса представлены в виде схемы на рисунке 2.

   Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 статьи 152 БК РФ являются:

-Президент Российской Федерации;

-высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

-законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

-исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

-Центральный банк Российской Федерации;

-органы государственного (муниципального) финансового контроля;

-органы управления государственными внебюджетными фондами;

-главные распорядители бюджетных средств;

-главные администраторы доходов бюджета;

-главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

-получатели бюджетных средств. 
 
 

                Перед бюджетным процессом  стоят следующие  задачи:

• максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного  прогресса на пути к сбалансированному  рынку;

• определение  доходов бюджета по отдельным  налоговым и другим платежам, а  также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами  социально-экономического развития;

• установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

• согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление  инфляционных тенденций в экономике  и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

• сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

• осуществление  бюджетного регулирования в целях  сбалансированности бюджетов разного  уровня путем перераспределения  источников доходов государства  между ними, а также между сферами  хозяйства, экономическими регионами;

• повышение  роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования);

• контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

              Организация бюджетного процесса построена на следующих  принципах:

1) единства  — выражается в единой правовой  базе, единой бюджетной классификации,  единстве форм бюджетной документации, необходимой для составления  консолидированного бюджета РФ  и территорий, единстве денежной  системы;

Информация о работе Бюджетный процесс