Бюджетный процесс и его этапы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная система Российской Федерации - одна из важнейших учебных дисциплин в системе подготовки студентов по экономическим специальностям, которая позволяет расширить область знаний будущих специалистов, сформировать у них практические навыки решения различных проблем в сфере государственных финансов. Данная дисциплина выступает логическим продолжением анализа системы экономических отношений, начатого в рамках изучения основ экономической теории, финансов и совместно с другими учебными дисциплинами призвана сформировать у будущих экономистов общее представление о сущности, роли и механизмах функционирования государственных финансов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие бюджетного процесса………………………………………….4
2.Стадии бюджетного процесса…………………………………………...8
2.1 Стадия составления проекта бюджета……………………………..9
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета………...10
2.3 Стадия исполнения проекта бюджета…………………………….14
2.4 Стадия составления отчетов об исполнении бюджета и их утверждение……………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу. [6]

 

2.2 Стадия рассмотрения  и утверждения бюджета

Правительство Российской Федерации, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточнённый проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального собрания создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Совета федерации и Государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой.

В настоящее время Государственная  Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях [1стр.186 ст. 196].

В статье 192 Бюджетного кодекса закреплено, что Правительство вносит в Государственную  Думу  проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год не позднее 1 октября текущего года. К проекту прилагается ряд документов и материалов, таких как:

предварительные итоги  социально-экономического развития РФ, прогноз социально-экономического развития на следующий год; основные направления бюджетной и налоговой  политики на очередной финансовый год; план развития государственного и муниципального сектора экономики; прогноз сводного финансового баланса на территории РФ (на очередной финансовый год); основные принципы и характеристики взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации; прогноз консолидированного бюджета РФ; федеральные целевые программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию за счёт средств федерального бюджета; проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий; расчёты по статьям классификации доходов и расходов федерального бюджета; международные договоры о государственных внешних заимствований и государственных кредитах; и т. д. [1, стр.183, ст.192]

При необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные  акты по налогам Правительство представляет в Государственную Думу проекты  соответствующих федеральных законов.

Кроме того, Правительство  представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 20 дней со дня его  внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении Государственной  Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его  концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная  Дума заслушивает доклад Правительства  Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия Государственной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета, в случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может:

а) передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных показателей  проекта бюджета;

б) вернуть законопроект в Правительство России на доработку;   

в) поставить вопрос о доверии  Правительству страны

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его  принятия в первом чтении. Объектом являются приложения к федеральным законам, бюджетные ассигнования, программа государственных внешних и внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и т.д.

Субъекты права законодательной  инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.

 В течение 10 дней  Комитет по бюджету готовит  сводные таблицы поправок по  разделам, подразделам, целевым статьям,  видам расходов классификации  расходов федерального бюджета,  рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

 Рассмотрение поправок по предмету второго чтения по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете.

Профильный комитет  рассматривает направленные ему  Комитетом по бюджету таблицы  поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет  по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает  в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении в третьем  чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Одобренный Советом  Федерации федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В случае отклонения Президентом  Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. [1, стр.186, ст.199-203]

 

2.3 Стадия исполнения бюджета

Исполнение бюджета  начинается после его утверждения  законодательными (представительными) органами власти.

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса  по мобилизации и использованию  бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица— плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингента налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о  поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ. [4, стр.26]

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

*перечисление и зачисление  доходов на единый счет бюджета;

*распределение в соответствии  с бюджетом регулирующих доходов;

*возврат излишне уплаченных  в бюджет сумм доходов;

*учет доходов бюджета  и составление отчетности о доходах бюджета.

Важнейшей частью системы  исполнения бюджета является система  кассового исполнения бюджета.

Системой кассового  исполнения бюджета принято называть совокупность элементов, которые организуют и осуществляют прием, хранение, перемещение, выдачу бюджетных средств, а также ведение необходимой отчетности по этим процессам.

В основу кассового исполнения бюджета положены два принципа:

1)единство кассы, когда  средства государства должны  поступать на единый консолидированный  счет Министерства финансов в Центральном (эмиссионном) банке, с которого производят все расходы;

2)специализация бюджетного  кредита, основанная на использовании  средств в соответствии с определенными  целями бюджета и в точно  указанных суммах.

Для надежного банковского  и смешанного кассового исполнения бюджета необходимы соответствующие оснащенность, квалификация и мораль банковского сообщества. В противном случае возможны сбои и задержки в прохождении платежей, чреватые негативными социальными и экономическими последствиями.

Основной принцип исполнения бюджета - принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих  доходов и средств заимствования  на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.92 г. № 1556 был в принципиальном, а Постановлением Правительства России от 27.08.93 г. № 864 в организационном плане решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ.

В России с 1 января 2005 г. устанавливается  казначейское исполнение бюджетов.

Преимущества такой  системы состоят в том, что обеспечивается единство кассы, оперативное получение необходимой информации, возможность оперативного управления и контроля. Однако, такое исполнение бюджета требует создания соответствующей инфраструктуры, дополнительной подготовки кадров и др.

Основная роль в этом процессе принадлежит Федеральному казначейству Министерства финансов Российской Федерации. Осуществление бюджетных  операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и  контроль каждого этапа исполнения бюджета. В Казначействе открывают лицевые счета для каждого главного распорядителя и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство  регистрирует все бюджетные операции в Главной книге казначейства и ведет сводный реестр бюджетополучателей.

За исполнение доходной части бюджета отвечают федеральная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет, обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы