Бюджетный процесс. Характеристика этапов бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и последовательная характеристика этапов бюджетного процесса.

Исходя из цели курсовой работы, решены следующие задачи:

Рассмотрены основные принципы бюджетного процесса;
Изложены полномочия участников бюджетного процесса;
Сформирована последовательная характеристика прохождения бюджетов и их периодическом цикле.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по бюджетной системе РФ.docx

— 55.92 Кб (Скачать)

     Необходимым документом для исполнения бюджета  является бюджетная роспись. Сводная  бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством  финансов России и утверждается им в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном  бюджете.

     Она предусматривает поступление и  расходование бюджетных средств  календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определённые промежутки доходы смогли покрывать  предстоящие в данные промежутки времени расходы. Утверждённая сводная  бюджетная роспись федерального бюджета, составленная в полном соответствии с Законом о бюджетной классификации, передаётся на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счётную палату Российской Федерации.

     Бюджетная роспись – обязательный документ для практического исполнения бюджета  и для субъектов Федерации, и  для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

     Все бюджетные изменения, связанные  с его исполнением, должны обязательно  отражаться через бюджетную роспись.

     Завершается работа по исполнению бюджета, и это  касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают своё действие также 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря  не допускается. Подтверждение бюджетных  обязательств должно быть завершено  Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное  казначейство обязано оплатить принятые и подтверждённые бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

     Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию  на 31 декабря, зачисляются в тех  же суммах на вновь открываемые соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.

     После завершения операций по принятым бюджетным  обязательствам завершившегося года остаток  средств на едином счёте федерального бюджета подлежит учёту в доходах  федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка  средств.

  1. Отчёт об исполнении бюджета

     Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчёта об исполнении бюджета. Отчёты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год составляет министерство финансов Российской Федерации и представляет их в Правительство России.

     Отчёт об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании  ведущегося ими через органы казначейства учёта исполнения бюджета и отчётов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

     Правительство России ежегодно в мае следующего за отчётным года представляет Федеральному собранию отчётный доклад и отчёт  об исполнении федерального бюджета  Российской Федерации за прошедший  финансовый год.

     Отчёт об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем  представляется исполнительным органам  власти, которые представляют его  представительным органам власти. Исполнительный орган власти представляет соответствующему представительному органу власти отчёт  об исполнении бюджета в установленный  срок.

     Отчёт об исполнении бюджетов рассматриваются  субъектами Федерации и органами местного самоуправления в следующие  сроки:

  • представительными органами власти республик не позднее 1 мая года, следующего за отчётным;
  • районными и городскими представительными органами власти не позднее 1 апреля года, следующим за отчётным;
  • представительными органами местного самоуправления не позднее марта года, следующего за отчётным.

     Конкретные  сроки определяются соответствующими представительными органами власти в положении о бюджетном процессе на

     данной  территории.

     Отчёт об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов  и расходов в установленном порядке  с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению  уровня закреплённых доходов) и расходования средств.

     Представительные  органы власти по результатам рассмотрения отчётов об исполнении бюджетов принимают  решения об их утверждении либо не утверждении. После принятия решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчёта об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий год с учётом принятия нижестоящими представительными органами власти решений об утверждении бюджетов и отчётов об их исполнении.  

     Указанные решения нижестоящих представительных органов власти направляются ими  в соответствующие вышестоящие  представительные и исполнительные органы власти в установленные указанными вышестоящими органами власти сроки.

     Исполнительные  органы власти республик в составе  Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга представляют отчёты об исполнении соответствующих  консолидированных бюджетов в Министерство финансов Российской Федерации и  Государственный комитет РФ по статистике, которые кладут эти отчёты в основу для разработки бюджета на следующий год.

     Конкретные  сроки и формы представленных отчётов определяются Министерством  финансов РФ и Государственным комитетом  Российской Федерации по статистике.

     В случае принятия решения об исполнении или отклонении проекта бюджета  и отчёта об его исполнении в средствах  массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

     Отчёты  по бюджету публикуются в течение  года в специальных статистических сборниках.   
 

      

  1. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
 
    1. Решение проблем бюджетного процесса
 

     Ключевая  проблема межбюджетных отношений - незавершенность  децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов  формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система  межбюджетных отношений остается чрезмерно  централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет  субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный  центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить  налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование  при одновременном поддержании  конкурентной среды, жёстких бюджетных  ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.

     Существует  также проблема нецелевого использования  бюджетных средств. Опыт развитых стран  подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс  составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться  согласно по каждому направлению  бюджетных средств, вплоть до небольших  сумм, чтобы все видели, на что  власти собираются потратить и как  в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.

     До  сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой  нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным  данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак  чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Страховые взносы во внебюджетные фонды в размере 34%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.

     Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных  средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных  расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу  образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с  уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций  оздоровят экономику, сократят число  злоупотреблений.

 

    Заключение 

     Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

     Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Понятие бюджетного процесса четко  раскрывает задачи, которые поставлены перед органами государственной  власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Большое значение при регулировании  бюджетного процесса имеет бюджетная  классификация.

     В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только  бюджетному процессу принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

     В процессе данной деятельности общественные отношения регулируются нормами  бюджетного права и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений- органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты. Бюджетные  полномочия законодательных органов  включают рассмотрение и утверждение  бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса  органов, осуществляющих контроль за исполнением  бюджета соответствующего уровня бюджетной  системы и иные полномочия.

     Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны: с составлением проекта  бюджета; внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением бюджета; управлением  государственным, муниципальным долгом; ведомственным контролем за исполнением  бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и другими полномочиями.

     Весь  бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют друг друга.

     Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о  начале работы над составлением проекта  федерального бюджета принимается  Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению  проекта бюджета.

Информация о работе Бюджетный процесс. Характеристика этапов бюджетного процесса