Бюджетный процесс. Характеристика этапов бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и последовательная характеристика этапов бюджетного процесса.

Исходя из цели курсовой работы, решены следующие задачи:

Рассмотрены основные принципы бюджетного процесса;
Изложены полномочия участников бюджетного процесса;
Сформирована последовательная характеристика прохождения бюджетов и их периодическом цикле.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по бюджетной системе РФ.docx

— 55.92 Кб (Скачать)

     Органы  власти одного уровня могут в соответствии с Кодексом делегировать свои отдельные  полномочия органам другого уровня, но с обязательной передачей ассигнований на их осуществление.

     Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и получатели бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

     Состав  участников бюджетного процесса шире, чем состав органов, обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих бюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные  распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии с БК РФ органы законодательной и исполнительной власти обладают бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии.

     В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительной трактовки  бюджетной системы РФ, входят и  органы управления соответствующими государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетов соответствующих фондов, представляют их для утверждения в Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (по территориальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнении бюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. 

    1. Характеристика  этапов бюджетного процесса
 

     Бюджетный процесс включает несколько этапов:

  • составление проектов бюджета;
  • рассмотрение проектов бюджета;
  • утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • контроль за их исполнением;
  • осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
  1. Стадия составления проекта бюджета

 Эта стадия начинается с послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, которое в соответствии с новым Бюджетным кодексом РФ должно поступить в Федеральное  собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.2 Бюджетное послание на 2011-2013 года было подписано Президентом России и состояло из шести разделов:

  • Обеспечение макроэкономической стабильности, которая            предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. 
  • Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
  • Реализация программы повышения эффективности бюджетных расходов.
  • Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.
  • Повышение качества человеческого капитала.
  • Повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг.3

     Затем составлением бюджета занимается Правительство  России и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     Составление бюджета основывается на:

  • Бюджетом послании Президента России;
  • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • основных  направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
  • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

     Порядок и сроки составления проекта  федерального бюджета, а также прядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета определяются Правительством России.

     Всю практическую работу по составлению  проекта федерального бюджета осуществляет Министерство Финансов РФ.

     Правительство Российской Федерации за 10 месяцев  до начала финансового года организует работу по составлению проекта бюджета: доведению до представительных и  исполнительных органов власти субъектов  Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчётов к проектам бюджетов на следующий  финансовый год, в том числе о  централизованно установленных  социальных и финансовых нормах и  нормативах и их изменениях.

     Исполнительные  органы всех уровней, исходя из необходимости  утверждения бюджетов до начала финансового  года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

     В случае несбалансированности доходов  и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов Федерации и  бюджетов органов местного самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчёты для  обоснования необходимости выделения  отчислений от регулирующих доходов, средств  фонда поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих  бюджетов в бюджеты нижестоящие, а также данных об изменении состава  субъектов, подлежащих бюджетному финансированию.

     Для более полного учёта всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить  территориальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов  Федерации и местного самоуправления.

     Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необходимые для составления этих балансов.

     После представления нижестоящими субъектами Федерации предложений в вышестоящие  органы исполнительной власти, расчётов по перераспределению доходов и  расходов бюджетов разных уровней, Правительство  Российской Федерации не позднее, чем  за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит  до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие  данные:

  • проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учётом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории;
  • данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение;
  • перечень закреплённых в полном объёме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований.

     Рассмотрение  этих предложений первоначально  производится в соответствующем  исполнительном органе власти. В случае отклонения предложения полностью  или частично этот вышестоящий орган  исполнительной власти обязан совместно  с нижестоящим заинтересованным органом составить протокол об имеющихся  разногласиях в сроки, установленные  соответствующим вышестоящим представительным органом власти.

     Для рассмотрения возникающих разногласий  представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии должны быть доведены до сведения соответствующих  нижестоящих и вышестоящего представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.

  1. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета

     Правительство Российской Федерации, правительства  субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточнённый проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального собрания создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Совета Федерации и Государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой.

     По  закону «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» комитеты и комиссии Федерального собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета  и вынести по нему сводное заключение. В статье 192 Бюджетного кодекса закреплено, что Правительство вносит в Государственную  Думу  проект федерального закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год не позднее 15 августа  текущего года. К проекту прилагается  ряд документов и материалов, таких  как: предварительные итоги социально-экономического развития РФ, прогноз социально-экономического развития на следующий год; основные направления бюджетной и налоговой  политики на очередной финансовый год; план развития государственного и муниципального сектора экономики; прогноз сводного финансового баланса на территории РФ (на очередной финансовый год); основные принципы и характеристики взаимоотношений  федерального бюджета с бюджетами  субъектов Федерации; прогноз консолидированного бюджета РФ; федеральные целевые  программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию за счёт средств федерального бюджета; проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий; расчёты по статьям классификации доходов и расходов федерального бюджета; международные договоры о государственных внешних заимствований и государственных кредитах; и т. д. 

     При необходимости внесения изменений  и дополнений в законодательные  акты по налогам Правительство представляет в Государственную Думу проекты  соответствующих федеральных законов. Расходы в проекте федерального закона о бюджете представляются в разрезе функциональной  и  ведомственной бюджетной классификации  с расшифровкой целевых статей и  видов расходов.

     Кроме того, Правительство представляет Государственной  Думе проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов: Пенсионного фонда; Фонда социального страхования; Государственного фонда занятости  населения; Федерального фонда обязательного  медицинского страхования. Правовое положение  этих фондов нашло закрепление в  статье 13 и главе 17 Бюджетного кодекса.

     Центральный банк России представляет Государственной  Думе согласованный с Правительством страны проект основных направлений  денежно-кредитной политики на следующий  год.

     До  рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении думские комитеты и комиссии представляют в Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам заключения по данному законопроекту, на основании  которых указанный комитет готовит  заключение по проекту бюджета и  представляет его на рассмотрение Государственной  Думе.

     При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации в первом чтении Государственная Дума обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития России на следующий год - основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчёты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований России в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и (или) погашения государственного долга, а также основные характеристики федерального бюджета

     При отклонении проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная  Дума может:

  • передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных показателей проекта бюджета;
  • вернуть законопроект в Правительство России на доработку;   
  • поставить вопрос о доверии Правительству страны.4

Информация о работе Бюджетный процесс. Характеристика этапов бюджетного процесса