Бюджетный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Контроль как процесс проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей системы

Работа содержит 1 файл

Бюджетный контроль.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

    При проведении ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета результаты ревизии докладываются руководителям администраций соответствующего уровня. При этом многие недостатки по мере возможности устраняются в процессе ревизии на основании высказанных в письменной форме предложений и замечаний ревизором-контролером. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Органы  бюджетного контроля.

    Состав и структура органов бюджетного контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, решаемыми государством на том или ином этапе своего развития. Разработка и осуществление совершенно новой бюджетно-налоговой, финансовой политики направлены на усиление воздействия финансовых рычагов на социально-экономические процессы в обществе. При этом остро встал вопрос о создании соответствующих финансовых институтов рыночного типа, способных эффективно претворить в жизнь эту политику. Ранее существовавшие и создаваемые новые финансовые органы стали наделяться не только широкими управленческими полномочиями, но и обширными контрольными функциями, так как контроль выступает как один из эффективных функциональных элементов управления.

Президент и Правительство. Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов и т. д.

   Определенные функции финансового контроля выполняет Главное Контрольное управление Президента РФ, действующее на основе Указа Президента РФ от 16.03.96. № 383 “О Главном контрольном управлении Президента РФ”. Как структурное подразделение Администрации Президента оно взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов надзора и контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности), предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Он вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней, но не вправе самостоятельно примять какие-либо санкции.Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют бюджетный контроль непосредственно в пределах свих полномочий, а так же направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений. На основании Конституции РФ и Федерального Конституционного Закона “О Правительстве Российской Федерации” от 17.12.97. №2 – ФКЗ (с последующими изменениями), Правительство РФ:

  1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  2. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  3. представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  4. разрабатывает и реализует налоговую политику;
  5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  6. принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
  8. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  9. в установленные сроки представляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.

   Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. При правительстве действуют Контрольно-наблюдательный Совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов, бюджета и налогов.

Федеральное Собрание и Счетная Палата. Одна из форм общегосударственного бюджетного контроля – парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации имеются специальные бюджетные комитеты (в Государственной Думе – Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам, В Совете Федерации – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию) и комиссии в функции, которых входят проверка правильности и полноты, предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, а так же контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы: министерств, ведомств и государственных комитетов. По депутатскому запросу Парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и расходовании государственных средств. Кроме того, Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган - Счетную палату. Аналогичные счетные и контрольно - счетные палаты создаются на уровне регионов РФ.В соответствии с Федеральным Законом “О счетной палате РФ” от 11.01.95. № 4-ФЗ задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности 
    расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
 

   В рамках своей деятельности Счетная палата провидит комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. В случаях выявления нарушений, наносящих ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписание, обязательное для исполнения. Если оно не исполняется или исполняется не надлежащим образом, то по согласованию с Государственной Думой Счетная палата вправе принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключение по:

  • проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;
  • проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;
  • проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
  • проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

   Кроме проводимых экспертиз Счетная палата занимается анализом и исследованием нарушений в исполнении бюджетного законодательства. Так, она проводит анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложения по их устранению, а так же по совершенствованию бюджетного законодательства в целом, анализирую итоги проводимых мероприятий.

   Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово- кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Министерство  Финансов и Федеральное Казначейство Российской Федерации. Министерство Финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной налоговой и валютной политики в РФ и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Однако эффективное и качественное управление финансами невозможно без осуществления надлежащего контроля за ними. Поэтому Минфин занимает особое место в системе общегосударственного контроля. На него возложены широкие полномочия в проведении контрольной деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, а также при проведении контрольно-ревизионной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

В соответствии с Постановлением Правительства  от 06.03.98. №273 “Об утверждении положения  о Министерстве Финансов РФ” основными  задачами Минфина РФ являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.

   Правительство РФ Постановлением “О Департаменте государственного контроля и аудита Министерства Финансов РФ” от 06.03.98. №276 разрешило Минфину в пределах имеющихся средств и численности работников создавать в составе Центрального аппарата Министерства Департамент государственного финансового контроля и аудита, возложив на него в частности задачи и функции упраздняемого Контрольно-ревизионного управления. Но, не смотря на происходящие организационно-структурные изменения, полномочия Минфина в сфере бюджетного контроля остаются почти неизменными. Постановлением Правительства РФ от 04.08.98. № 884 “О совершенствовании организационной структуры Министерства Финансов РФ” работники вновь созданного Департамента и его территориальных органов наделяются правом:

  • проверять соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины;
  • проводить документальные ревизии и проверки в министерствах, ведомствах и во всех субъектах хозяйствования;
  • требовать от ревизуемых органов предъявления необходимых документов;
  • получать разъяснения и справки по вопросам, возникающим в ходе ревизии или проверки;
  • проводить фактический контроль (инвентаризацию, экспертную оценку и визуальное наблюдение наличия и сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей у всех должностных лиц, ответственных за их хранение и расходование), опечатывать кассу, кассовые помещения, склады, кладовые и другие помещения;
  • поводить встречные проверки документов в других организациях, связанных с деятельностью проверяемого учреждения;
  • запрашивать и получать от банков и других кредитных учреждений сведения, справки и копии документов, связанных со счетами и операциями ревизуемой или проверяемой организации;
  • изымать необходимые документы, подтверждающие хищения или злоупотребления, сохранность которых не гарантируется и т.д.
  • проводить контрольные обмеры, запуски сырья и материалов в производство, анализы сырья, материалов и готовой продукции;
  • приглашать специалистов для консультаций и участия вы проверке вопросов, определенных программой ревизии или проверки;
  • ставить перед руководством ревизуемого или проверяемого учреждения вопросы о принятии мер по устранению нарушений и недостатков;
  • вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, об освобождении от работы и о возмещении материального ущерба;
  • проверять жалобы и заявления работников проверяемого учреждения, связанные с программой ревизии;
  • разрабатывать предложения по результатам ревизии или проверки и осуществлять контроль за их выполнением;

Информация о работе Бюджетный контроль