Бюджетный федерализм: сущность, принципы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является сравнительный анализ различных моделей бюджетного федерализма, сложившихся в мировой практике. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) Определена сущность, понятие и принципы бюджетного федерализма;
2) Выявлен механизм и принципы функционирования межбюджетных отношений в РФ;
3) Выделены основные проблемы и сложности построения бюджетного федерализма в РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 5
1.1 Понятие и принципы бюджетного федерализма 5
1.2 Модели бюджетного федерализма 8
Глава 2. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ 11
2.1 Межбюджетные отношения центра и регионов 11
2.2 Проблема дотационности российских регионов 14
Глава 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ БС РФ.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики и управления

Кафедра финансы и кредит 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Бюджетная система РФ»

на тему: «Бюджетный федерализм: сущность, принципы, перспективы развития» 
 
 
 
 
 
 
 

Студент группы ФК – 327                                 А.О. Захарова                                               

Специальность                                                  «Финансы и кредит»

Руководитель                                                     М.В. Кузнецова

Курсовая защищена с оценкой 
 
 

Ростов-на-Дону, 2011 
 

      СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                    стр.

ВВЕДЕНИЕ  3

Глава 1. СЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 5

     1.1 Понятие и принципы бюджетного федерализма 5

     1.2 Модели бюджетного федерализма 8

Глава 2. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ  11

    2.1 Межбюджетные отношения центра и регионов 11

     2.2 Проблема дотационности российских регионов 14                                           

Глава 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Список литературы 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Но добиться такой сбалансированности - задача более чем непростая. Для обеспечения этого потребуется создание такой системы федерализма, которая способна эффективно учитывать интересы политических представителей как федеральных, так и региональных органов власти.

    Актуальность  проблемы становления новых федеративных отношений в России значительно усиливается особенностью современного политического процесса России, а именно значительным повышением роли регионов в сфере принятия политических решений на общенациональном уровне. С ослаблением жёсткой централизации и нарастанием тенденций к автаркии и прямым экономическим обменам между регионами резко возросла роль региональных управленческих и хозяйственных элит. Ход реформ, как в политической, так и в экономической сфере заметно переместился с общефедерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. Проявляется очевидная тенденция к политическому полицентризму. Успех радикальных преобразований в России обусловлен в значительной мере построением отлаженной, эффективно функционирующей федеративной системы. Многое зависит от того, сможет ли центр наладить такие отношения с регионами и их политическими элитами, при которых были бы максимально учтены интересы последних при сохранении политического, экономического и военного единства страны.

    В этой связи целесообразно было бы обращение к вопросам методологии  взаимоотношений центра и регионов в условиях федерализма в России. А для этого необходимо сначала рассмотреть этот способ политико-территориальной организации общества и, в частности, особенности его построения в России.

      Целью курсового исследования является сравнительный анализ различных моделей бюджетного федерализма, сложившихся в мировой практике. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

      1) Определена сущность, понятие и  принципы бюджетного федерализма;

      2) Выявлен механизм и принципы  функционирования межбюджетных  отношений в РФ;

      3) Выделены основные проблемы и сложности построения бюджетного федерализма в РФ;

      4) Определены перспективы развития  бюджетного федерализма.

      При написании курсовой работы использовались такие методы исследования, как анализ библиографических источников, выделение  и синтез первичной информации, анализ статистических данных, их структурирование и сравнение. Кроме этого, при написании практической части работы были использованы методы горизонтального и вертикального анализа.

      В качестве источников при написании  курсовой работы использовались как нормативные документы, регламентирующие деятельность в данном направлении, так и литературные источники – произведения отечественных исследователей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

     1.1 Понятие и принципы бюджетного федерализма

     Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений  Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений  термина бюджетного федерализма. Согласно одному из определений, бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления. Существует и еще одно, на наш взгляд, наиболее точное.

      Бюджетный, или фискальный (от слова «фиск  » — казна), федерализм — это система управления общественными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом. [1,c.113]

     Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения  строятся на основе определенных принципов

     Под принципами бюджетного федерализма  понимают такое устройство бюджетной  системы, при котором обеспечивается:

  • самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность бюджетов в данном случае означает:

    -закрепление  за каждым уровнем власти собственных  доходных источников и права  самостоятельно определять направления  расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;

    -недопустимость  изъятия дополнительно полученных  доходов в вышестоящие бюджеты;

    -компенсацию  расходов, возникающих в результате  решений, принятых вышестоящими  органами государственной власти  и управления, бюджетам.

  • разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;
  • соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;
  • наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;
  • наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.[2,c.412]

     Разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы должно базироваться на следующих принципах:

  • макроэкономическая эффективность. Данный принцип означает распределение расходных обязательств с учетом эффектов масштаба, локализации и размывания. Все расходы, носящие перераспределительный характер, в рамках данного критерия должны передаваться на максимально высокий уровень государственного управления с целью недопущения социальных конфликтов.
  • критерий зоноиспользования. Подразумевает максимальное приближение расходов к потребителям соответствующих благ.
  • принцип равномерности осуществления расходов по территории. Означает необходимость расходование средств из бюджетов более высоких уровней в случае их равномерного распределения по территории страны.[2,c.418]

     Проблема  разграничения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы, как правило, рассматривается в  контексте следующих аспектов:

  • уровень государственной власти, на котором принимается решение о введении налога;
  • уровень бюджетной системы, в которой поступают средства, собранные, в результате введения налога;
  • уровень бюджетной системы, осуществляющий администрирование.

     Как правило, решения о введении или  ликвидации того или иного налога принимаются на федеральном уровне, так как последствия от таких решений могут иметь глобальный, макроэкономический характер.

     Доходы  от налогообложения должны распределяться между бюджетами различных уровней  согласно возложенным на них расходным  обязательствам и ответственности субфедеральных властей за их реализацию.[3,c.88]

     Налоговые полномочия должны распределяться между  уровнями бюджетной системы согласно принципам:

  • мобильности налоговой базы. Чем более мобильна налоговая база, тем на более высоком уровне должен администрироваться налог. Децентрализованное управление налогами с мобильной базой может приводить к перемещениям налоговой базы и искажениям в рыночном поведении производителей и потребителей. Налогами с наименее мобильной базой являются налоги на имущество, с наиболее мобильной – налоги на доходы, прибыль;
  • равномерность распределения налоговой базы. Чем более равномерно распределена налоговая база по территории страны, тем на более низком уровне может вводиться и администрироваться налог. Налогами с неравномерно распределенной налоговой базой являются налоги на полезные ископаемые;
  • возможность макроэкономического регулирования. Чем большим стабилизационным потенциалом обладает налог, тем на более высоком уровне он должен вводиться и управляться;
  • границы юрисдикции. Децентрализованные бюджеты не должны наполняться за счет налогов, которые “экспортируются” в другие регионы, т.е. оплачиваются их жителями. Примером “экспортируемого” налога может послужить налог с продаж в субъекте федерации или муниципальном образовании, который в значительной степени может оплачиваться жителями других регионов, которые в основном, не потребляя локальных общественных благ, субсидируют бюджет соответствующего региона;
  • поддержание единого экономического пространства. Данный принцип означает, что субфедеральные уровни власти не должны иметь права вводить налоги, аналогичные таможенным пошлинам.[4]

      Основная  задача бюджетного федерализма заключается  в том, чтобы в конкретных экономических  и политических условиях выбрать  наиболее эффективную модель бюджетных отношений.

    1.2. Модели бюджетного федерализма

Информация о работе Бюджетный федерализм: сущность, принципы и перспективы развития