Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить особенности бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть особенности формирования государственного бюджета в экономике;
2. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Дефицит бюджета……………………………………………...
Глава 2.Пребывание дефицита федерального бюджета в РФ………...
Глава 3. Финансирование бюджетного дефицита…………………….
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

финансы2003Бюджетный дефицит и методы его финансирования.doc

— 103.00 Кб (Скачать)
  1. Установление жестких смет расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений. Необходимо пересмотреть статус государственных унитарных предприятий. Большинство из них должно получить статус акционерных обществ с государственным участием. Главным распределителям средств федерального бюджета не обходимо взять под контроль обязательства, принимаемые то их имени бюджетными учреждениями, фиксировать их на лицевых счетах в органах федерального казначейства.
  2. Следует завершить формирование механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы.
  3. Расходная часть федерального бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств.
  4. Осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно – энергетических ресурсов должно быть жестко связано с тарифной политикой государства в этой сфере.
  5. Повышение оплаты труда государственных служащих в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, при прочих равных условиях, должно происходить, в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственном секторе.

   Обратимся далее к одной из серьезных  проблем функционирования бюджетной  системы РФ. Несбалансированность ресурсов и обязательств. Она присуща всем уровням бюджетной системы, и ответственность за сложившуюся ситуацию в значительной мере лежит именно на федеральных органах государственной власти. Поэтому важным моментом в реализации бюджетной реформы является обоснование новой концепции разграничения расходов между бюджетами, основу, которой составляет безусловная адекватность бюджетных расходов полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.  

   Сложившаяся система межбюджетных отношений требует более глубокого и энергичного реформирования. Ее основная цель – установление четкого разграничения расходных и доходных полномочий, позволяющего обеспечит финансовую самостоятельность и ответственность  региональных и органов власти, повышение их заинтересованности в эффективном управлении общественными финансами, поддержку экономического развития территории, проведения структурных реформ. 
 
 
 

1.3.Обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней.

     Правительство РФ должно реализовать меры, направленные на достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и повышение эффективности  функционирования бюджетной системы, включающие:

  • внесение изменений в порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета, устанавливающих необходимость регистрации операции в процессе исследования бюджета в главной книге казначейства;
  • обеспечение бездифицитности бюджета;
  • урегулирование кредиторской задолженности государства;
  • четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;
  • максимальную консолидацию внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидацию целевых бюджетных фондов федерального бюджета;
  • установление контроля над обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых по смете, по которым государство как собственник несет субсидиарную ответственность.
  • обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а так же процедур закупки товаров и услуг для государственных нужд;
  • завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а так же перевод бюджетов высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства.

     Анализ  структуры доходов и расходов федерального бюджета мы рассмотрели, можно сказать, что сбалансированная бюджетная политика, реализуемая в параметрах федерального бюджета, является основой новых финансовых взаимоотношений государства и общества на базе неукоснительного выполнения взаимных обязательств. В свою очередь реальное исполнение федерального бюджета во многом определяют финансовый и бюджетный «климат» страны, эффективность проводимых реформ, темпы развития экономики и социальной сферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4.Основные функции бюджета в экономике.

  • аккумуляция и централизация финансовых ресурсов на нужды государства и общества в целом – данная функция предусматривала накопление финансовых ресурсов «отовсюду» на выполнение общегосударственных задач;
  • регулирование социально-экономических процессов – т.е. направление на контроль развития социально-экономической сферы, ее нужд с выделением необходимых бюджетных ассигнований;
  • инвестиционная функция – направлена на развитие инвестиционной деятельности;
  • перераспределение финансовых ресурсов (территориально-региональное, межотраслевое, межведомственное, социальное); функция социальной защиты – реализуется при недостаточности финансовых ресурсов;
  • стимулирование предпринимательской деятельности – выделение средств на развитие предпринимательства, поддержка предпринимательской деятельности;
  • контроль над финансовыми доходами и расходами государства и взаимосвязанных с ним структур - выделение средств на осуществления контроля в области доходов и расходов государства и других структур и структурных подразделений, поддержка развития подразделений, осуществляющих контролирующую деятельность.

     В переходной экономике бюджет осуществляет функции финансового обеспечения  перехода к рыночной экономике, формирования макроэкономических параметров и рыночной среды, а также рыночного поведения субъектов экономики. В силу открытости экономики стихийным колебаниям мирового финансового рынка бюджетная система Российской Федерации выполняет также функции антикризисного регулирования и обеспечения финансовой безопасности государства.

     Функции бюджета взаимозависимы, взаимодополняют  друг друга. Наиболее сложной является связь между функциями стимулирования предпринимательской деятельности и аккумуляции централизованных финансовых ресурсов. В упрощенном виде представляется, что чем меньше средств аккумулируется в бюджете государства, тем активнее происходит стимулирование предпринимательской деятельности, развитие рыночных отношений. Отсюда вытекают предложения о минимизации перераспределения ресурсов через бюджет, значительном уменьшении налогообложения предпринимательской деятельности, снижении степени административного, финансового, налогового, валютного контроля над движением денежных ресурсов и т.д.

           Справедливое положение о снижении  налогов не означает, что можно  преуменьшать значение и других  функций бюджета. Стимулирование  развития прогрессивных отраслей  народного хозяйства, обеспечение  социальной защиты, региональное  выравнивание. Государство, беря на себя социальные расходы, позволяет предприятиям и предпринимателям уменьшать издержки производства и затраты на социальные цели за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли Затраты государства на образование, культуру и искусство, социальные цели придают рыночной экономике социальную ориентированность. С другой стороны, эти вложения освобождают предпринимательство от многих затрат. В этой связи особое значение приобретают вложения в «человеческий капитал» как инвестиции в подготовку квалифицированной рабочей силы — главного фактора производства. 
     
     

Глава 2. Пребывание дефицита и профицит федерального бюджета РФ и бюджетов нижестоящих уровней.

1.1.Данные с 1945-1994годы.

     В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами на протяжении ряда лет равновесия не достигалось: федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.

     За  все послевоенные годы (1945-1990 гг.) вплоть до 1994 г. включительно бюджет Российской Федерации утверждался с профицитом. Начиная с 1991 г., т. е. с началом реформирования экономики, бюджет РФ стал дефицитным и составил (в млрд. руб.) в 1991 г. 37,6, в 1992 г. 641,9, в 1993 г. 794, в 1994 г. 654,9, несмотря на значительный рост налогов и увеличение неналоговых доходов.

В 1995 г. дефицит федерального бюджета составлял 60,4 млрд. в новых рублях. В 1996 г. предельный размер дефицита федерального бюджета  был установлен законом в сумме  88,6 млрд. руб., или 3,9% по отношению к ВВП. В 1997 г. 95,4 млрд. руб., 3,3% от ВВП и 18,0% от расходов федерального бюджета, в 1999 г. 101,3 млрд. руб., или 17,6% от расходов бюджета, или 2,5% по отношению к ВВП.  
 
 
 
 
 

1.2.Данные с 2008-2011год.

     Перед началом развития мирового финансового кризиса министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на заседании бюджетного комитета Госдумы в сентябре 2008 года сообщил, что федеральный бюджет РФ на 2009 год будет бездефицитным при цене нефти $70 за баррель. Это имелась в виду цена сбалансированности федерального бюджета в 2009 году.

     Однако  разразившийся кризис опроверг ожидания российских экономистов относительного профицитного бюджета в 2009 году. В  место ожидаемого преобладания доходов  над расходами, наблюдается противоположная картина – дефицит бюджета, что сейчас отрицательно сказывается на состоянии и без того ослабевшей экономики страны.

     На  покрытие дефицита федерального бюджета  в марте 2009 года из резервного фонда  было перечислено 600 млрд. руб.  Дефицит 2009г. в 3. трлн. руб., что составляет 7,4 % ВВП.

     В целом, существовавший до кризиса профицит российского бюджета имеет огромное значение – сформированы резервные  фонды, за счет которых в настоящее  время и погашается дефицит бюджета  и негативное влияние кризиса на страну. Средства, остающиеся после всех расходов идут на дополнительное финансирование наиболее важных и нуждающихся в финансовой помощи отраслей хозяйства на социальные цели и т.д.

     Согласно  проекту бюджета на 2010- 2011годы доходная часть федерального бюджета в 2010году составляет  6,636,2 млрд.руб. (15,7%ВВП). Расходы по планам властей равные 9,822,8 млрд.руб. (23,2% ВВП). Расчетный размер дефицита соответствует 7,5%ВВП. Но даже в рамках текущей экономической ситуации эта величина не выглядит убедительной, она остается явно заниженной.  
 

Глава 3. Финансирование бюджетного дефицита.

     Покрытием бюджетного дефицита является денежная эмиссия, кредиты и займы, а так  же эмиссионное финансирование (в  виде кредитов ЦБ), которое быстро приводит к повышению темпов инфляции. Внутренние кредиты гораздо менее угрожают инфляции, но в среднесрочной перспективе вовлекали в спекулятивную игру с государственными долговыми обязательствами огромную массу кредитных ресурсов и вели к снижению внутренних инвестиций в реальный сектор. Внешние кредиты в краткосрочном плане менее всего угрожали ростом инфляции, в среднесрочной перспективе, но в длительной перспективе уменьшали доступные для инвестирования финансовые ресурсы, ухудшали платежный баланс, существенно замедляли долгосрочные темпы экономического роста вследствие оттока из страны финансовых ресурсов, направляемых на обслуживание внешнего долга.

     В 1992-1994 гг. денежная эмиссия привела  росту инфляции. После принятия в  апреле 1995 г. Закона о Центральном  банке, запретившего эмиссионное финансирование бюджетного дефицита, кредиты ЦБ перестали  открыто использоваться для этой цели.

     В 1995 г. произошел переход к не инфляционным формам покрытия бюджетного дефицита на основе развития рынка долговых обязательств государства. Была организована продажа государственных краткосрочных  и среднесрочных облигаций, а  также облигаций внутреннего валютного займа.

   Финансирование  бюджетного дефицита за счет наращивания  государственного долга породило целый  ряд серьезных проблем:

  1. до конца 1997 г. происходил стремительный рост рынка рублевых государственных долговых обязательств в виде ГКО и ОФЗ. Выпуск данных инструментов обеспечивал в 1996-1997 гг. свыше 70% государственных заимствований. Однако необходимость погашения возросшего государственного долга превратилась в 1998 г. в основной источник дефицита федерального бюджета: накануне событий 17 августа этого года затраты на обслуживание госдолга составляли до 30% его общих расходов.
  2. массированные государственные заимствования на внутреннем рынке отвлекали кредитные ресурсы от инвестиций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В современной России бюджетный дефицит оказался наиболее тяжелой финансовой проблемой. Дефицит консолидированного бюджета составил, по данным Министерства финансов, в 2002 г. 5,8% ВВП, в 2003 г. - 5,2, в 2004 г. - 8,9, в 2005 г. дефицит снизился до 3,6, а в 2006 г. он возрос до 4,3% ВВП. Согласно альтернативным оценкам, дефицит консолидированного бюджета России в 1993--1997 гг. сохранялся в пределах 8-14% ВВП.

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его финансирования